В статье рассматривается проблема формирования экологической компетентности у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания на основе организации интегрированных уроков по физической культуре. Описано содержание экспериментальной технологии формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Физическая культура», а также во внеурочное время, представленная целевым, содержательным, процессуальным, результативным блоками, а также блоками рефлексии и коррекции, эффективная реализация которой обеспечена комплексом педагогических условий. Приведен примерный тематический план интегрированных уроков физической культуры познавательного цикла экологической направленности «Я забочусь об окружающей среде» по следующим разделам:
Представлены критерии и показатели, а также описана методика диагностики уровня сформированности экологической компетентности у младших школьников. Выполнен анализ результатов уровня сформированности экологической компетентности учащихся 8-9 лет. Показана динамика прироста показателей, характеризующих уровень экологической компетентности детей младшего школьного возраста. Выявлено положительное влияние экспериментальной технологии на уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Определены темпы прироста показателей, характеризующих физическую подготовленность мальчиков и девочек 8-9 лет опытных групп за период педагогического эксперимента.
Мищенко Н. Ю.
Уральский государственный университет физической культуры
Актуальность. Глобальные научно-технические достижения человечества в последние десятилетия обусловили невиданные в истории масштабы воздействия общества на природную среду обитания. Начало XXI века ознаменовано не только ускоренным развитием человеческой цивилизации, но и небывалым обострением глобального экологического кризиса. В создавшихся условиях, как подчеркивает Н. Р. Ахмадуллин (2004), «назрела жизненная необходимость воспитания нового, планетарного характера экологического мировоззрения и поведения подрастающего поколения, направленного на сохранение естественных природных ландшафтов и посильное восстановление разрушенных и загубленных неразумной хозяйственной политикой предыдущих поколений природных объектов» [4].
Сегодня в нашей стране необходимость развития экологического образования, направленного на формирование экологической компетентности у обучающихся закреплена в Конституции Российской Федерации [12]. Роль экологической культуры в обеспечении национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации зафиксирована в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [21]. В 2022 году Министерством просвещения Российской Федерации утверждена Концепция экологического образования в системе общего образования, в которой подчеркивается ведущая роль общеобразовательной школы в «реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются способы практической реализации требований экологического императива» [13].
Модернизация сферы образования на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему школьного образования. Однако, понятие «экологическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема формирования экологической компетентности у детей школьного возраста в процессе физического воспитания до сих пор не получила должного обобщения и освещения в научно-педагогической литературе, хотя и является одной из важных, но малоисследованных проблем [10; 18].
По мнению специалистов одним из наиболее продуктивных периодов для формирования основ экологической компетентности является младший школьный возраст. Дети 7-9 лет обладают непосредственностью, нестандартным мышлением, эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, у них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки, закладываются основы природоохранительной деятельности. Поэтому работа по формированию экологической компетентности младших школьников имеет огромное значение для становления и дальнейшего развития экологической культуры личности [4; 20].
Как подчеркивает В. В. Черкасов (2013), «учебно-воспитательный процесс обучения учащихся предмету «Физическая культура» в школе должен рассматриваться как создание новой целостной системы организации учебных занятий, включающих интеграцию специальных знаний и практических умений в соответствии с предполагаемо-гарантирующим результатом, повышающим уровень физкультурного образования учащихся, направленного на формирование физической культуры личности школьника» [22].
Важность и необходимость формирования экологической компетентности школьников на основе межпредметных связей показывают в своих работах И. Г. Агузарова (2000), Ч. М. Алирзаев (1995), М. В. Аргунова (2009), Н. Р. Ахмадуллин (2004), Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина (2012), Д. С. Ермаков (2009), Е. Д. Макаров (2001), А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Т. Г. (1983), JI. B. Моисеева (2011) [1; 2; 3; 4; 6; 8; 15; 23; 20]. По мнению Н. Ю. Мищенко «межпредметные связи являются одним из принципов экологического образования [19]. В работах автора обосновывается равное участие разных предметов в формировании экологической культуры обучающихся [18; 19].
Наряду с этим практически не разработана проблема использования в формировании экологической компетентности учащихся начальных классов, потенциала физического воспитания. В то же время физическое воспитание, на наш взгляд, тесно связано с экологическим и имеет значительные возможности в области формирования экологического сознания и поведения младших школьников, в первую очередь, по отношению к своему собственному организму как объекту экологической заботы. Ни один из предметов учебного плана начальной школы кроме физической культуры не связан так тесно и непосредственно с окружающей природой как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности человека. Значительная часть занятий физическими упражнениями разворачивается на свежем воздухе в непосредственном соприкосновении с окружающей природной средой – естественными природными ландшафтами и водоемами [4; 19].
Следовательно, приобретает актуальность поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологического образования, применяемых в процессе физического воспитания, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника начальной школы.
Один из путей решения проблемы видится в обосновании технологии уроков интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста на фоне высокого уровня двигательной активности [19]. Эта идея, высказанная И. М. Козловым [11], завоевывает все большее число сторонников и находит экспериментальное подтверждение.
Таким образом, налицо выраженное противоречие: между значительными потенциальными возможностями физического воспитания в решении проблем формирования экологической компетентности младших школьников и отсутствием научно разработанной системы практической реализации этих возможностей. Необходимость практического решения данного противоречия определяет проблему исследования, заключающуюся в научно-теоретическом осмыслении потенциальных возможностей формирования экологической компетентности младших школьников в процессе физического воспитания.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию эффективного формирования экологической компетентности младших школьников в процессе физического воспитания.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная экспериментальная технология окажет положительное влияние на уровень сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста, если:
Организация и методы исследования. Исследование было организовано в три этапа (таблица 1). Педагогический эксперимент проводился в целях выявления эффективности предложенных педагогических условий формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания в период с сентября 2021 г. по май 2022 г. на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 13 г. Челябинска», с участием школьников вторых классов в количестве 44 человека, из которых было сформировано две опытные группы – контрольная (КГ) (n=22) и экспериментальная группа (ЭГ) (n=22).
Учебный процесс экспериментальной и контрольной групп был организован в соответствии с программой по физическому воспитанию в объеме 3-х академических часов в неделю [14]. Школьники контрольной группы занимались по традиционной методике. Уроки физической культуры в экспериментальной группе были направлены на активизацию двигательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста и предусматривали межпредметное взаимодействие с уроками по предмету «Окружающий мир» на основе применения интегрированного обучения, предполагающего организацию и проведение уроков интегрированного типа, объединяющие в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. По мнению В. В. Черкасова (2013), «в интегрированном уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, как в их полном объеме, порождая интегративные предметы, так и включая лишь отдельные составляющие: содержание, методы» [22].
Таблица 1 – Программа экспериментальной работы
Этапы экспериментальной работы; цель, задачи | Содержание деятельности |
Констатирующий этап Цель – диагностика первоначального уровня сформированности экологической компетентности у младших школьников; выявление исходного уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста Задачи: 1) вывить критерии экологической компетентности у младших школьников, подобрать диагностические методики; 2) выявить исходный уровень сформированности экологической компетентности у младших школьников; 3) определить исходный уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста | Изучение теоретической и методической литературы. Изучение педагогического опыта. Диагностика экологических знаний, умений и отношений (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий критерии). Отбор тестов и определение исходного уровня физической подготовленности. Количественная и качественная обработка результатов диагностики. |
Формирующий этап Цель – создание и апробация технологии, направленной на формирование экологической компетентности у младших школьников на интегрированных уроках по физической культуре. Задачи: разработать технологические карты интегрированных уроков физической культуры с включением технологии проблемного обучения и проектных задач, направленных на формирование экологической компетентности у младших школьников; апробировать выявленные педагогические условия. | Экспериментальная апробация эффективности технологии формирования экологической компетентности учащихся начальных классов путем систематического включения элементов проблемного обучения и проектных задач. |
Контрольный этап Цель – оценка эффективности разработанной и апробированной технологии. Задачи: 1) выявить уровень сформированности экологической компетентности у младших школьников после реализации экспериментальной технологии; определить сформированный уровень физической подготовленности детей 8-9 лет; 2) оценить эффективность предложенной технологии и состоятельность гипотезы; 3) проанализировать полученные результаты, подвести итоги, сформулировать выводы. | Анализ результативности проведенной работы по формированию экологической компетентности у младших школьников в процессе интегрированных уроков физической культуры и интерпретация полученных данных. Подготовка таблиц и графиков. |
В процесс интегрированных уроков физической культуры школьников экспериментальной группы применялись физические упражнения, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры и эстафеты экологической направленности, а также средства и методы экологического воспитания: наблюдения за объектами живой и неживой природы, проведение несложных опытов, беседы, рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, познавательные игры, решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира. Предусматривалось использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания. Преимущество имели динамические упражнения, а также упражнения циклического характера, способствующие расширению функциональных возможностей детского организма и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности. Третий урок физической культуры был организован в лесопарковой зоне на экологической тропинке здоровья [17].
Интегрированные уроки по физической культуре имели общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний было различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могли проводиться в начале интегрированного урока по физической культуре в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по тропинке здоровья, а затем использовались физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Или, физические упражнения предшествовали наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в конце интегрированного урока при возвращении в общеобразовательное учреждение. В подготовительной части интегрированного урока по физической культуре применялись физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводились природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, интегрированный урок завершался либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе [17; 19].
На основании анализа педагогической и методической литературы по данной проблеме нами были выделены критерии экологической компетентности и определены показатели их сформированности (в основе – методика диагностики экологической воспитанности младших школьников Е. А. Гриневой, С. Ю. Прохоровой (2008) [6]) (таблица 2):
Таблица 2 – Критерии и показатели сформированности экологической компетентности у младших школьников
Критерии | Показатели |
1 Когнитивный критерий | Глубина и системность экологических знаний; Проявление познавательного интереса к экологическим проблемам; |
2 Эмоционально–ценностный критерий | Понимание многосторонней ценности природы; Проявление эмоционально–ценностного отношения к природе; |
3 Поведенческий критерий | Сформированность экологических умений и навыков; Инициатива природоохранной деятельности. |
Методика диагностики экологической компетентности, предложенная Е. А. Гриневой, С. Ю. Прохоровой (2008), была адаптирована нами и включала в себя 6 основных блоков, отражающих основные показатели приведенных выше критериев [6]:
Первый и второй блоки методики были направлены на изучение когнитивного критерия экологической компетентности. Первый блок изучается в игровой форме. Ребёнку предлагалось взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и поселить их по домикам (с учётом места проживания). Затем предлагалось взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагалось ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагалось выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы, в соответствии с выбранными картинками:
Третий и четвертый блок методики были направлены на изучение эмоционально-ценностного критерия. Третий блок изучался с помощью теста, где ребенку нужно было назвать и показать четыре комнатных растения:
Далее из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагалось выбрать:
а) сначала деревья (берёза, липа, тополь);
б) деревья, у которых есть иголки, и деревья, у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, опята);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Пятый блок был направлен на изучение показателя эмоционально-ценностного отношения к природе и дать ответы на следующие вопросы:
Время выполнения задания составляло 8 минут.
Шестой блок методики был направлен на выявление поведенческого критерия экологической воспитанности. Задание этого блока предусматривало оценку сформированности умений соблюдать правила и нормы поведения в природе, проявление инициативы природоохранной деятельности: животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.
По каждому блоку методики диагностики была разработана общая шкала оценки. Максимальная оценка заданий каждого блока составила 5 баллов, при этом предусмотрена следующая градация: 5 баллов – показатель выражен (т.е. соответствует высокому уровню); 4 балла – показатель выражен, но есть недочеты (средний уровень); 3 балла – показатель выражен недостаточно (низкий уровень); 2 балла показатель не выражен (низкий уровень); 1 балл – с заданием не справился. Таким образом, по каждому критерию была предусмотрена максимальная оценка 10 баллов: 1-6 баллов – низкий уровень сформированности критерия; 7-8 баллов – средний; 9-10 – высокий уровень.
Общий уровень сформированности экологической компетентности младших школьников определялся путем обобщения результатов по каждому критерию. При этом нами были выделены следующие уровни сформированности экологической компетентности и соответствующая сумма баллов (таблица 3):
Таблица 3 – Уровни сформированности экологической компетентности у младших школьников
Уровень экологической воспитанности | Характеристика |
Инициативно–творческий, или высокий | Характеризуется владением школьниками полными, глубокими и систематизированными знаниями о законах экологии, об экологических проблемах, о причинах их возникновения, о возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, способах их предупреждения и предотвращения, знания о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни, необходимости их выполнения и умения применять в жизни. |
Знаниево– ориентированный, или средний | Характеризуется наличием у школьников устойчивых знаний и представлений о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, о имеющихся и возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды достаточных знаний о способах их предупреждения и предотвращения, об экологических нормах и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни людей и природы, необходимости и целесообразности их применения в жизни. У учащихся в целом сформированы и систематизированы знания по организации проектно-исследовательской деятельности по экологии, имеются представления о целях, задачах, структуре, этапах данной деятельности и оптимальных способах достижения ее результатов, в определенной степени школьники владеют умениями и навыками решения проектно-исследовательских экологических задач. Представления, умения и навыки в области творческого саморазвития, а также знания основных условий развития экологической культуры личности развиты недостаточно. |
Прогматико– потребительский, или низкий | Характеризуется отсутствием или слабым уровнем экологических знаний и представлений (о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, об экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, знания о способах их предупреждения и предотвращения, о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни) и необходимости их выполнения в жизни. Слабо сформированными являются знания о способах решения экологических проблем и экологической деятельности. Отсутствуют знания и представления о нравственно–гуманитарных и этнокультурных основах сущности отношений в системе «человек и природа», как механизме гармонизации отношений в данной системе и обеспечения экологической безопасности жизни. |
Результаты исследования. Анализ результатов изучения уровня сформированности экологической компетентности у младших школьников по выявленным критериям на констатирующем этапе эксперимента показал, что в основном у детей 8-9 лет, как контрольной группы, так и экспериментальной, в начале исследования был выявлен «низкий уровень» сформированности экологической компетентности по всем трем компонентам (когнитивному, эмоционально-ценностному, поведенческому) (таблица 4; рисунок 1; 2; 3).
Таблица 4 – Распределение детей младшего школьного возраста опытных групп в начале исследования по уровню сформированности экологической компетентности (в %)
Уровень сформированности экологической компетентности | Критерии оценки | |||||
Когнитивный | Эмоционально–ценностный | Поведенческий | ||||
Задания методики по соответствующим критериям | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Контрольная группа (n=22) | ||||||
«Низкий» | 13 (59,0%) | 14 (63,6%) | 12 (54,5%) | 11 (50,0%) | 13 (59,0) | 11 (50,0%) |
«Средний» | 7 (31,8%) | 6 (27,3%) | 7 (31,8%) | 8 (36,4%) | 7 (31,8%) | 8 (36,4%) |
«Высокий» | 2 (9,0%) | 2 (9,0%) | 3 (13,6%) | 3 (13,6%) | 2 (9,0%) | 3 (13,6%) |
Экспериментальная группа (n=22) | ||||||
«Низкий» | 14 (63,6%) | 15 (68,2%) | 14 (63,6%) | 14 (63,6%) | 12 (54,5%) | 13 (59,0) |
«Средний» | 8 (36,4%) | 5 (22,7%) | 6 (27,3%) | 7 (31,8%) | 8 (36,4%) | 7 (31,8%) |
«Высокий» | 1 (4,5%) | 2 (9,0%) | 2 (9,0%) | 1 (4,5%) | 2 (9,0%) | 2 (9,0%) |
Примечание: первая цифра – значение в единицах, вторя в % |
Примечание: КГ-1, ЭГ-1 – задания методики по 1 критерию; КГ-2, ЭГ-2 – задания методики диагностики по 2 критерию.
Примечание: КГ-3, ЭГ-3 – задания методики по 3 критерию; КГ-4, ЭГ-4 – задания методики диагностики по 4 критерию.
Примечание: КГ-5, ЭГ-5 – задания методики по 5 критерию; КГ-6, ЭГ-6 – задания методики диагностики по 6 критерию.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста, проведенный в начале исследования не выявил статистически достоверных отличий между полученными результатами (баллами) детей опытных групп как во всех трех компонентах, так и в общем уровне сформированности экологической компетентности учащихся (таблица 5).
Таблица 5 – Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста в начале эксперимента (в баллах)
Компоненты уровня сформированности экологической компетентности | Контрольная группа (х ± σ) (n=22) | Экспериментальная группа (х ± σ) (n=22) | t-критерий Стьюдента | P |
Когнитивный компонент (10-ти балльная шкала оценки) | 5,4 ± 2,32 | 5,2 ± 2,28 | 0,43 | ˃ 0,05 |
Эмоционально–ценностный компонент (10-ти балльная шкала оценки) | 5,1 ± 2,16 | 4,9 ± 2,11 | 0,76 | ˃ 0,05 |
Поведенческий компонент (10-ти балльная шкала оценки) | 5,6 ± 2,45 | 5,5 ± 2,41 | 0,54 | ˃ 0,05 |
Общий уровень сформированности экологической компетентности (30-ти балльная шкала оценки) | 16,1 ± 5,41 | 15,6 ±5,33 | 0,74 | ˃ 0,05 |
С целью повышения уровня сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста экспериментальной группы в физическое воспитание учащихся была внедрена разработанная инновационная технология, предусматривающая применение:
Таблица 6 – Взаимосвязь задач, форм и методов формирования экологической компетентности у младших школьников
Задачи работы | Формы и методы |
1 Обогащать, упорядочивать и систематизировать знания детей о природе и представления детей о природе. | Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках. Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира |
2 Воспитывать положительное отношение к миру природы. | Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы. |
3 Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений). | а) экскурсии в природу; б) ежедневные наблюдения за явлениями природы; в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями. |
4 Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними) | Организация рисования, уроков по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, от ражать свое отношение и в словах (нравится, красиво). |
5 Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений. | Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др. |
– реализацию выявленных педагогических условий, предусматривающих:
В рамках экспериментальной работы нами разрабатывались технологические карты интегрированных уроков физической культуры цикла «Я забочусь об окружающей среде» с использованием программных и разработанных нами (в качестве дополнения) заданий, которые были направлены формирование экологической компетентности младших школьников по следующим разделам:
Примерный тематический план уроков физической культуры интегрированного познавательного цикла экологической направленности «Я забочусь об окружающей среде» с решением задач экологического воспитания, направленных на формирование экологической компетентности учащихся, приведен в таблице 7.
Таблица 7 – Примерный тематический план уроков физической культуры цикла «Я забочусь об окружающей среде»
Познавательные мероприятия | Двигательная деятельность | Творческие задания | Практические мероприятия | Исследовательские мероприятия | |||
«Я и животные» | |||||||
Беседа «Зимующие в нашем городе птицы» | Комплекс ОРУ «Зимующие птицы»; Подвижная игра «Птица без гнезда»; «Зимующие и перелетные птицы» | Дидактическая игра «Напиши письмо пернатому другу» | Практическая работа «Помоги пернатым!» | Наблюдение «Птичья столовая» | |||
«Я и растения» | |||||||
Путешествие на родину Комнатных растений. | Комплекс ОРУ «В царстве комнатных растений»; Эко-эстафеты «Комнатные растения» | Сочинение сказок «Комнатный цветок с другой планеты» | Демонстрационный опыт «Зеленый уголок в моем классе» | ||||
«Я и окружающая среда» | |||||||
Рассказ учителя «Виды загрязнений окружающей среды» | Подвижные игры экологической направленности; «Собери мусор в пакет». Д/игра «Соберем мусор»; Д/игра «Сортируем мусор» | Изготовление поделок из бросового материала. | Акция «Школа без мусора» | Кейс «Наша прекрасная планета» | |||
«Я и мое здоровье» | |||||||
Познавательная викторина «Лекарственные растения» | Комплекс ОРУ «Зеленая аптека»; П/и «За клюквой по болоту!»; «Собери картинку» | Выставка рисунков «Мой спортивный уголок» | Подвижные игры экологической направленности на свежем воздухе | Исследование «Враги наших зубов» |
После проведения эксперимента, была повторно проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста, которая выявила, что в экспериментальной группе значительно увеличилось количество школьников со средним и высоким уровнем сформированности экологической компетентности во всех трех компонентах (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий) (таблица 8; рисунок 4; 5; 6). В контрольной группе был выявлен в основном средний уровень сформированности экологической компетентности всех компонентов (таблица 8; рисунок 4; 5; 6).
Таблица 8 – Распределение детей младшего школьного возраста опытных групп в конце исследования по уровню сформированности экологической компетентности (в %)
Уровень сформированности экологической компетентности | Критерии оценки | |||||
Когнитивный | Эмоционально–ценностный | Поведенческий | ||||
Задания методики по соответствующимкритериям | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Контрольная группа (n=22) | ||||||
«Низкий» | 8 (36,4%) | 9 (40,9%) | 8 (36,4%) | 6 (27,3%) | 7 (31,8%) | 5 (22,7%) |
«Средний» | 8 (36,4%) | 8 (36,4%) | 7 (31,8%) | 10 (45,4%) | 7 (31,8%) | 8 (36,4%) |
«Высокий» | 6 (27,3%) | 5 (22,7%) | 7 (31,8%) | 6 (27,3%) | 8 (36,4%) | 9 (40,9%) |
Экспериментальная группа (n=22) | ||||||
«Низкий» | 1 (4,5%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) |
«Средний» | 9 (40,9%) | 8 (36,4%) | 7 (31,8%) | 8 (36,4%) | 6 (27,3%) | 5 (22,7%) |
«Высокий» | 12 (54,5%) | 14 (63,6%) | 15 (68,2%) | 14 (63,6%) | 16 (72,7%) | 17 (77,3%) |
Примечание: первая цифра – значение в единицах, вторя в % |
Примечание: КГ-1, ЭГ-1 – задания методики диагностики по 1 критерию; КГ-2, ЭГ-2 – задания методики диагностики по 2 критерию.
Примечание: КГ-3, ЭГ-3 – задания методики диагностики по 3 критерию; КГ-4, ЭГ-4 – задания методики диагностики по 4 критерию.
Примечание: КГ-5, ЭГ-5 – задания методики диагностики по 5 критерию; КГ-6, ЭГ-6 – задания методики диагностики по 6 критерию.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста, проведенный в конце исследования выявил статистически достоверные отличия между полученными результатами (баллами) детей опытных групп как во всех трех компонентах, так и в общем уровне сформированности экологической компетентности учащихся (таблица 9).
Таблица 9 – Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста в конце эксперимента (в баллах)
Компоненты уровня сформированности экологической компетентности | Контрольная группа (х ± σ) (n=22) | Экспериментальная группа (х ± σ) (n=22) | t-критерий Стьюдента | P |
Когнитивный компонент (10-ти балльная шкала оценки) | 6,8 ± 3,52 | 8,2 ± 3,41 | 2,43 | ˂ 0,05 |
Эмоционально-ценностный компонент (10-ти балльная шкала оценки) | 6,9 ± 3,62 | 8,9 ± 3,74 | 3,62 | ˂ 0,05 |
Поведенческий компонент (10-ти балльная шкала оценки) | 6,7 ± 3,51 | 9,2 ± 4,21 | 3,81 | ˂ 0,05 |
Общий уровень сформированности экологической компетентности (30-ти балльная шкала оценки) | 20,4 ± 5,13 | 26,3 ±5,93 | 3,44 | ˂ 0,05 |
Проведенный анализ полученных баллов, полученных в ходе диагностики уровня сформированности экологической компетентности детей младшего школьного возраста в конце исследования, показал, что дети экспериментальной группы при оценке общего уровня набрали 26,3 балла за все выполненные задания диагностики, что соответствует «инициативно-творческому» или «высокому» уровню экологической компетентности (таблица 9), в то время как дети контрольной группы набрали лишь 20,4 балла, что соответствует «знаниево-ориентированному», или «среднему» уровню сформированности экологической компетентности (таблица 9).
С целью оценки влияния разработанной технологии формирования экологической компетентности младших школьников в процессе физического воспитания на уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста в начале и в конце исследования было организовано тестирование, направленное на выявление уровня развития основных двигательных способностей детей. В начале исследования оценка уровня физической подготовленности показала, что между полученными результатами, как мальчиков, так и девочек контрольной и экспериментальной групп отсутствовали статистически достоверные отличия во всех проведенных контрольных упражнениях (тестах) (таблица 10; 11).
Таблица 10 – Сравнительный анализ показателей физической подготовленности мальчиков 8-9 лет в начале исследования
Название контрольного упражнения (теста) | Контрольная группа (n=11) | Экспериментальная группа (n=11) | t | Достоверность различий |
Оценка физической подготовленности | ||||
1 «Бег на 30 м», с | 5,69 ± 3,37 | 5,72 ± 3,46 | 0,38 | Р > 0,05 |
2 «Бег 60 м», с | 12,6 ± 2,29 | 12,7 ± 2,45 | 0,75 | Р > 0,05 |
3 «Челночный бег 3x10 м», с | 9,44 ± 4,32 | 9,49 ± 4,39 | 0,45 | Р > 0,05 |
4 «Прыжок в длину с места», см | 154,6 ± 12,34 | 153,8 ± 12,22 | 0,63 | Р > 0,05 |
5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см | 18,12 ± 3,46 | 18,32 ± 3,65 | 0,33 | Р > 0,05 |
6 «Бег 800 м» с | 6,87 ± 3,12 | 6,90 ± 3,26 | 0,75 | Р > 0,05 |
7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см | 2,34 ± 0,42 | 2,86 ± 0,49 | 0,32 | Р > 0,05 |
Таблица 11 – Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девочек 8-9 лет в начале исследования
Название контрольного упражнения (теста) | Контрольная группа (n=11) | Экспериментальная группа (n=11) | t | Достоверность различий |
Оценка общей физической подготовленности | ||||
1 «Бег на 30 м», с | 6,78 ± 3,52 | 6,79 ± 3,64 | 0,48 | Р > 0,05 |
2 «Бег 60 м», с | 12,8 ± 1,23 | 12,9 ± 1,34 | 0,47 | Р > 0,05 |
3 «Челночный бег 3x10 м», с | 10,29 ± 6,54 | 10,30 ± 5,63 | 0,52 | Р > 0,05 |
4 «Прыжок в длину с места», см | 136,7 ± 8,89 | 137,5 ± 9,42 | 0,74 | Р > 0,05 |
5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см | 12,84 ± 5,42 | 12,94 ± 5,67 | 0,44 | Р > 0,05 |
6 «Бег 800 м» с | 7,38 ± 3,67 | 7,42 ± 3,42 | 0,67 | Р > 0,05 |
7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см | 4,65 ± 2,37 | 4,58 ± 2,43 | 0,42 | Р > 0,05 |
После проведения эксперимента вновь было организовано тестирование, направленное на выявление уровня развития физической подготовленности детей 8-9 лет, которое позволило установить, что в конце исследования произошли статистически достоверные отличия между полученными результатами контрольной и экспериментальной групп, как у мальчиков, так и девочек во всех применяемых тестах (таблица 12; 13). За время проведения педагогического эксперимента произошел прирост показателей физической подготовленности детей 8-9 лет, как у мальчиков, так и у девочек, как контрольной группы, так и экспериментальной. Однако рост спортивных результатов был намного выше у детей 8-9 лет экспериментальной группы, как у мальчиков (таблица 14; рисунок 7), так и у девочек (таблица 15; рисунок 8).
Таблица 12 – Сравнительный анализ показателей физической подготовленности мальчиков 8-9 лет в конце исследования
Название контрольного упражнения (теста) | Контрольная группа (n=11) | Экспериментальная группа (n=11) | t | Достоверность различий |
Оценка физической подготовленности | ||||
1 «Бег на 30 м», с | 5,42 ± 3,24 | 5,26 ± 2,82 | 3,43 | Р ˂ 0,05 |
2 «Бег 60 м», с | 11,9 ± 1,92 | 10,2 ± 1,54 | 2,98 | Р ˂ 0,05 |
3 «Челночный бег 3x10 м», с | 9,19 ± 3,92 | 8,64 ± 3,64 | 3,75 | Р ˂ 0,05 |
4 «Прыжок в длину с места», см | 158,8 ± 11,44 | 167,9 ± 11,12 | 4,93 | Р ˂ 0,05 |
5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см | 20,12 ± 3,51 | 24,32 ± 3,72 | 4,55 | Р ˂ 0,05 |
6 «Бег 800 м» с | 6,24 ± 2,87 | 5,75 ± 2,74 | 3,76 | Р ˂ 0,05 |
7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см | 3,45 ± 1,22 | 6,34 ± 1,34 | 2,44 | Р ˂ 0,05 |
Таблица 13 – Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девочек 8-9 лет конце исследования
Название контрольного упражнения (теста) | Контрольная группа (n=11) | Экспериментальная группа (n=11) | t | Достоверность различий |
Оценка общей физической подготовленности | ||||
1 «Бег на 30 м», с | 6,62 ± 3,52 | 5,85 ± 3,26 | 3,78 | Р ˂ 0,05 |
2 «Бег 60 м», с | 11,6 ± 1,29 | 10,8 ± 1,21 | 3,61 | Р ˂ 0,05 |
3 «Челночный бег 3x10 м», с | 10,00 ± 6,31 | 9,52 ± 5,63 | 4,63 | Р ˂ 0,05 |
4 «Прыжок в длину с места», см | 141,4 ± 9,12 | 156,4 ± 8,94 | 5,42 | Р ˂ 0,05 |
5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см | 13,68 ± 5,68 | 16,72 ± 5,92 | 4,98 | Р ˂ 0,05 |
6 «Бег 800 м» с | 7,02 ± 2,19 | 6,20 ± 2,31 | 3,78 | Р ˂ 0,05 |
78 «Наклон вперед из и.п. сидя», см | 5,52 ± 2,41 | 7,24 ± 2,43 | 3,53 | Р ˂ 0,05 |
Таблица 14 – Прирост показателей, характеризующих уровень развития физической подготовленности мальчиков 8-9 лет опытных групп произошедший за период педагогического эксперимента (в условных единицах и в %)
Название контрольного упражнения (теста) | Контрольная группа (n=11) | Экспериментальная группа (n=11) |
Прирост показателей общей физической подготовленности | ||
1 «Бег на 30 м», с | 0,27 (4,9 %) | 0,46 (8,4 %) |
2 «Бег 60 м», с | 0,7 (5,7%) | 2,5 (21,8 %) |
3 «Челночный бег 3x10 м», с | 0,25 (2,7 %) | 0,85 (9,4 %) |
4 «Прыжок в длину с места», см | 4,2 (2,7 %) | 13,8 (8,8 %) |
5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см | 2,0 (10,5 %) | 6,0 (28,1 %) |
6 «Бег 800 м» с | 0,66 (9,6 %) | 1,15 (18,2 %) |
7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см | 1,11 (38,3 %) | 3,48 (75,7 %) |
Таблица 15 – Прирост показателей, характеризующих уровень развития физической подготовленности девочек 8-9 лет опытных групп, произошедший за период педагогического эксперимента (в условных единицах и в %)
Название контрольного упражнения (теста) | Контрольная группа (n=11) | Экспериментальная группа (n=11) |
Прирост показателей физической подготовленности | ||
1 «Бег на 30 м», с | 0,16 (2,4%) | 0,94 (16,3 %) |
2 «Бег 60 м», с | 1,5 (9,8 %) | 2,4 (17,7 %) |
3 «Челночный бег 3x10 м», с | 0,29 (2,9 %) | 0,78 ( 7,9%) |
4 «Прыжок в длину с места», см | 4,7 (3,4 %) | 18,9 (12,9 %) |
5 «Прыжок вверх с места со взмахом руками», см | 0,81 (6,3 %) | 3,78 (25,5 %) |
6 «Бег 800 м» с | 0,36 (5,0 %) | 1,22 (17,9 %) |
7 «Наклон вперед из и.п. сидя», см | 0,87 (17,1 %) | 2,66 (45,0 %) |
Таким образом, предложенная экспериментальная технология формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания оказалась более эффективной по сравнению с традиционной, что подтверждается полученными результатами исследования.
Выводы. Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку решений проблемы воспитания экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания в контексте системного обновления начального образования и позволяет сделать выводы, поясняющие решение поставленных задач:
1 Модернизация сферы образования на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему школьного образования. Однако, понятие «экологическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема формирования экологической компетентности у детей школьного возраста в процессе физического воспитания до сих пор не получила должного обобщения и освещения в научно-педагогической литературе, хотя и является одной из важных, но мало-исследованных проблем. Один из путей решения проблемы видится в обосновании технологии уроков интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста на фоне вы-сокого уровня двигательной активности.
2 Конкретизирована сущность понятия «экологическая компетентность младшего школьника», которое целесообразно интерпретировать как «способности и опыт младшего школьника самостоятельно переносить и применять универсальные учебные действия, сформированные на уроках и во внеучебной экологической деятельности, в новой жизненной ситуации». Формирование экологической компетенции представляет собой непрерывный процесс включения младших школьников в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в экологических проектах, экологических акциях, конференциях, олимпиадах, конкурсах, через развитие личностных качеств (эмпатия, бережливость, ответственность и др.).
3 На основе выполненного анализа научно-методической литературы были определены составляющие экологической компетентности детей младшего школьного возраста с учетом стратегий образования для устойчивого развития:
4 Разработана технология эффективного формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания, представленная целевым, содержательным, процессуальным, результативным блоками, а также блоками рефлексии и коррекции, эффективная реализация которой обеспечена комплексом педагогических условий:
5 В процессе работы были разработаны технологические карты интегрированных уроков физической культуры, предусматривающие решение задач как физического, так и экологического воспитания и направленные на формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста. В содержание разработанных технологических карт интегрированных уроков физической культуры цикла «Я забочусь об окружающей среде» помимо средств физического воспитания, вошли задания на развитие познавательной активности, умение анализировать и классифицировать природные объекты, на развитие умения выделять общие признаки природных объектов, умения обобщать полученные знания и систематизировать их, формирование гуманного отношения к природе и др.
6 Применение экспериментальной технологии формирования экологической компетенции младших школьников оказало позитивное влияние на развитие всех её компонентов (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий) у младших школьников – установлены достоверные положительные изменения в показателях всех составляющих экологической компетенции.
7 Экспериментальная технология положительно повлияла на уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, что подтверждается значительным улучшением темпов прироста результатов по всем исследуемым показателям, характеризующих физическую подготовленность детей 8-9 лет, как мальчиков, так и девочек и полученными статистически достоверными изменениями в показателях физической подготовленности между полученными результатами, как у мальчиков, так и у девочек контрольной и экспериментальной групп.
Положительные результаты исследования, полученные на практике, позволяют сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Мищенко Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры.