Рубрика «Физиология»

Взаимосвязь показателей физического развития и физической подготовленности мальчиков-спортсменов 6–10 лет Челябинска

English? PDF для печати 190 просмотров

Представлен корреляционный анализ показателей физического развития и физической подготовленности (развития физических качеств) мальчиков 6-10 лет г. Челябинск (регион Южного Урала) с высоким уровнем двигательной активности (занимаются в спортивных секциях). 

В исследовании приняло участие 258 мальчиков, не менее 40 человек в каждой из 5 возрастных групп.

Было выявлено, что в дошкольном возрасте (6 лет) имеет место выраженная взаимосвязь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями. В 7-летнем возрасте установлена сильная статистическая взаимосвязь между длиной тела и мышечной и жировой массой. В 8-летнем возрасте увеличивается значимость состава тела: масса тела имела сильную корреляционную засвязь с жировой массой и среднюю – с развитием силы (динамометрия); рост тела в дину был сопряжен с развитием качества выносливости (результат в 6-ти минутном беге). 

С увеличением стажа занятий спортом и времени тренировочных занятий на возрастном отрезке 9-10 лет усиливаются взаимосвязи, характеризующие процессы развития: между длиной и массой тела, массой тела и мышечной и жировой массой. Появляется обратная корреляционная зависимость между параметрами состава тела (жировой массы) и развитием скоростно-силовых качеств (тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту»), быстроты («челночный бег»). Увеличение размеров тела сопровождалось развитием дыхательной системы, показатель жизненной емкости легких коррелировал с результатами челночного бега.


Авторы:

Быков Е. В., Балберова О. В., Сидоркина Е. Г., Закарюкин Ю. Е.,
Сахаров М. Е., Гневашев Е. А., Соболева Е. А., Чипышев А. В.,
Сапожникова Н. В., Кошкина К. С., Краснобаев И. В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск


Ключевые слова: Корреляционный анализ, Мальчики, Младший школьный возраст, Физические качества, Физическое развитие

Введение.

Состояние здоровья населения страны является основным приоритетом государства. Принят ряд Национальных и федеральных проектов, в частности, нацпроект «Демография», направленных на увеличение продолжительности и качества жизни, снижение смертности лиц трудоспособного возраста, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни [10]. В основе достижения этих целевых показателей согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» лежит увеличение числа систематически занимающихся физической культурой и спортом [14]. 

Дети являются контингентом, наиболее чувствительным к любым не только позитивным, но и отрицательным влияниям на их здоровье, включая уровень двигательной активности, психоэмоционального напряжения, особенности питания, наличия «вредных привычек», экологических и других факторов [2, 3, 7, 9, 12, 13, 15, 16]. В этой связи актуальным является изучение состояния различных компонентов здоровья детей, в частности, физического развития и физической подготовленности, особенно применительно к конкретному региону и уровню здоровья ребенка [1, 6, 8, 11, 17, 18]. 

Ранее нами было проведено исследование этих показателей у мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста (6-10 лет) г. Челябинска с учетом уровня их двигательной активности. Результаты оценки физического развития и физической подготовленности мальчиков с высоким уровнем двигательной активности (занимающихся в спортивных школах) представлены нами в публикациях [4, 5]. В настоящей статье мы приводим результаты анализа взаимосвязей показателей, изученных в рамках проведенного исследования.

Организация и методы исследования.

Исследования по оценке физического развития мальчиков в возрасте 6–10 лет были проведены на базе научно-исследовательского института Олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры (март-апрель 2022 г.) и на базе спортивных школ и организаций дошкольного и дополнительного образования г. Челябинск (таблица 1).

Таблица 1 – Наименование спортивной школы, организации

№ Название спортивной школы (организации)
1МБУ СШ по футболу «МЕТАР»
2МБУ СШОР по футболу «Сигнал»
3МБУ СШ по футболу «Академия футбола»
4МБУ СШОР по хоккею 
5МБУ «СШ по теннису им. Б. Маниона»
6МБУ «СШ по художественной гимнастике «Гармония»
7МБУ «СШОР № 4 по спортивной гимнастике»
8МБУ «СШОР № 2 по лёгкой атлетике имени Л.Н. Мосеева»
9СК боевых искусств «Пересвет»
10МБДОУ «Детский сад № 382»
11МАДОУ «Детский сад № 68»
12МБУ «СШОР ЧТЗ по гимнастике»: 

Всего в исследовании приняли участие 258 человек, в каждой возрастной группе – не менее 40 человек. Получено информированное согласие родителей детей на проведение исследований и использование их результатов.

Проведено исследование показателей физического развития с определением компонентного состава тела: 

  1. антропометрические (соматометрические) – длина тела, масса тела, окружность грудной клетки обхватные размеры плеча, предплечья, бедра и голени; 
  2. соматоскопические – степень развития подкожно-жирового слоя; 
  3. физиометрические – жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления, экскурсия легких (на входе, на выдохе, в паузе).

Обследование каждого ребенка начинается с установления его календарного возраста на момент обследования. Возрастная группировка предполагает определение возраста ребенка с точностью до дня. Для этого необходимо из даты осмотра вычесть дату рождения ребенка. Затем определяется возрастная группа, например, к 7-летним детям относятся дети с возрастом от 6 лет 6 мес. 0 дней до 7 лет 5 мес., 30 дней; к 8-летним относятся дети в возрасте от 7 лет 6 мес.) 0 дней до 8 лет 5 мес. 30 дней и т.д.

Проведена оценка развития физических качеств быстроты, выносливости, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей, которая включала в себя следующие тесты:

  1. бег 30 метров, с;
  2. челночный бег 3х10 м, с;
  3. шестиминутный бег, м;
  4. прыжок в длину с места, см;
  5. сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, количество раз;
  6. подъем туловища из положения лежа, количество раз;
  7. наклон вперед из положения стоя на скамье, см.

Подробно все методы исследования описаны ранее [4, 5].

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась парным сравнением групп с использованием параметрического теста Стьюдента. В качестве меры центральной тенденции использовали среднее арифметическое (Х), а в качестве меры рассеяния – стандартное отклонение (σ). 

Для выяснения взаимосвязи между показателями физического развития и физической подготовленности детей 7–10 лет был использован корреляционный и факторный анализ. Величина коэффициента корреляции отражает силу связи. 

При оценке связи коэффициентов корреляции между параметрами функциональной подготовленности спортсменов использовали шкалу Чеддока (таблица 2).

Таблица 2 – Шкала Чеддока (анализ силы связи между переменными)

ЗначениеИнтерпретацияр
0–0,30очень слабая-
0,310–0,50слабая-
0,51–0,70средняяр < 0,05
0,71–0,90высокаяр < 0,01
0,91–1,0очень высокаяр < 0,001

Результаты исследования.

В возрасте 6 лет у мальчиков отмечена сильная корреляционная связь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями: масса тела с мышечной массой (r = 0,82), с жировой массой (r = 0,84), среднюю статистическую взаимосвязь имел индекс массы тела с мышечной (r = 0,61) и жировой массой (r = 0,68) (таблица 3). 

В 7-летнем возрасте у мальчиков увеличивается количество параметров, характеризующих особенности роста и развития организма (таблица 4): установлена сильная статистическая взаимосвязь между длиной тела и мышечной (r = 0,93) и жировой массой (r = 0,86), и средняя зависимость между массой тела и мышечной (r = 0,67) и жировой массой (r = 0,66). Это обусловлено, в первую очередь, скачком роста у мальчиков в этом возрасте [4], а также увеличением уровня двигательной активности (все дети занимались в спортивной секции).

Результаты анализа в 8-летнем возрасте у мальчиков дают основание для вывода о сохранении высокой степени роста и развития их организма [4], но при этом увеличивается влияние жирового компонента: масса тела имела сильную корреляционную зависимость с жировой массой (r = 0,76) и среднюю зависимость с мышечным компонентом (r = 0,62). Кроме этого, силовой показатель (динамометрия) имел средние корреляционные значения с параметрами мышечного компонента (r = 0,54) и роста (r = 0,55), длина тела также имела среднюю статистическую зависимость с 6-минутным бегом (r = 0,53) (таблица 5).

Изменения корреляционных взаимосвязей на возрастном отрезке в 9 и 10 лет при увеличении стажа тренировок и увеличении времени тренировочных занятий отразились в виде увеличения корреляционных зависимостей между исследуемыми параметрами (таблицы 6, 7). Гораздо значительнее по сравнению с 8-летним возрастом усилились взаимосвязи, характеризующие процессы развития: корреляционная зависимость между длиной и массой тела в 10 лет (r = 0,74), между массой тела и мышечной массой (9 лет: r = 0,78) (10 лет: r = 0,91), между массой тела и жировой массой (9 лет: r = 0,78) (10 лет: r = 0,75), между массой тела и ИМТ (9 лет: r = 0,89) (10 лет: r = 0,91). Появляется обратная корреляционная зависимость между параметрами жировой массы и тестом «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту» (9 лет: r = -0,52) (10 лет: r = -0,57). Кроме этого, тест «челночный бег» имел средние корреляционные значения с параметрами, отражающими функциональные возможности дыхательной системы (ЖЕЛ, r = 0,55) и с параметрами жировой массы (r = - 0,59).
 

Таблицы результатов

Заключение. 

Показатели физического развития достаточно точно характеризуют состояние здоровья ребенка на разных этапах онтогенеза. Важное значение имеет гармоничность развития. В том аспекте существенный интерес представляет изучение корреляционных взаимосвязей отдельных параметров между собой в возрастной динамике.

Проведенный нами анализ позволил выявить роль двигательной активности, в частности, занятий в спортивных секциях, на рост и развитие мальчиков 6-10 лет.

Нами выявлено, что в дошкольном возрасте (6 лет) имеет место выраженная взаимосвязь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями. В 7-летнем возрасте установлена сильная статистическая взаимосвязь между длиной тела и мышечной и жировой массой. В 8-летнем возрасте увеличивается значимость состава тела: масса тела имела сильную корреляционную связь с жировой массой и среднюю – с развитием силы (динамометрия); рост тела в дину (показатель длина тела) сопряжен с развитием качества выносливости (результат в шестиминутном беге). 

С увеличением стажа занятий спортом и времени тренировочных занятий на возрастном отрезке  9-10 лет усиливаются взаимосвязи, характеризующие процессы развития: между длиной и массой тела, массой тела и мышечной и жировой массой. Появляется обратная корреляционная зависимость между параметрами состава тела (жировой массы) и развитием скоростно-силовых качеств (тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту»), быстроты («челночный бег»). Увеличение размеров тела сопровождалось развитием дыхательной системы, показатель ЖЕЛ также коррелировал с результатами челночного бега.

Представленные особенности физического развития и взаимосвязей различных его параметров между собой у городских мальчиков 6-10 лет Челябинска (регион Южного Урала), занимающихся спортом, могут быть использованы для оценки роста и развития детей младшего школьного возраста, в процессе спортивного отбора, в сравнительном аспекте – с детьми, не занимающимися спортом, и имеющих низкую двигательную активность. Интерес представляет проведение в последующем сопоставительного анализа этих показателей с результатами исследований в других регионах.

Авторы выражают благодарность руководству и педагогическому составу всех учреждений за помощь в организации и проведении исследований.


Список литературы:
  1. Анцупов, И. С. Динамика показателей физической подготовленности школьников 7-10 лет / И. С. Анцупов, Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландина // Актуальные вопросы в науке и практике : сб. статей по матер. XIII междунар. науч.-практ.конф. (10 декабря 2018 г., г. Самара). В 4 ч. – Уфа : ООО Дендра, 2018. – Ч. 3. – С. 34–39.
  2. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. – 2018. – Т. 99. – № 4. – С. 698–705.
  3. Быков, Е. В. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья обучающейся молодежи : монография / Е. В. Быков, В. А. Колупаев. – Челябинск: УралГУФК, 2019. – 102 с. 
  4. Быков, Е. В. Показатели физического развития мальчиков-спортсменов 6–10 лет г. Челябинск / Е. В. Быков, О. В. Балберова, Е. Г. Сидоркина, Ю. Е. Закарюкин, М. Е. Сахаров, Е. А. Гневашев, С. С. Жаворонков, Е. А. Соболева, А. В. Чипышев, К. С. Кошкина, М. А. Пятых // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2022. – № 3 (35). – С. 3-12.
  5. Быков, Е. В. Возрастная динамика показателей физической подготовленности мальчиков 6–10 лет Челябинска, занимающихся в спортивных секциях / Е. В. Быков, О. В. Балберова, Е. Г. Сидоркина, Ю. Е. Закарюкин, М. Е. Сахаров, Е. А. Гневашев, С. С. Жаворонков, Е. А. Соболева, А. В. Чипышев, К. С. Кошкина, И. В. Краснобаев // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2022. – № 3 (35). – С. 48-55.
  6. Воронова, Е. К. Изменение физической подготовленности детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем / Е. К. Воронова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 5-2. – С. 56-59.
  7. Глушко, Ю. В. Анализ рациона питания детей младшего школьного возраста – как фактор формирования здоровья / Ю. В. Глушко, А. М. Левчин // Forcipe. – 2021. – Т. 4. – № S2. – С. 37-38.
  8. Кашкевич, Е. И. Особенности морфофункционального развития детского населения 7–17 лет Красноярского края, проживающего в различных экологических условиях: автореф. дис. …канд. биол. наук / Е. И. Кашкевич. – Челябинск, 2016. – 25 с.
  9. Михайлова, С. В. Показатели физического развития как критерий здоровья школьников / С. В. Михайлова, Е. А. Болтачева, Н. В. Жулин, Е. В. Любова, И. Е. Шестерина, И. Н. Завьялова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участ. – М., 2017. – С. 343–345.
  10. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/ (дата обращения 04.05.2023)
  11. Сабирова, А. В. Показатели физического развития детей в Челябинской области / А. В. Сабирова, Д. К. Волосников, Г. Н. Киреева, В. Ю. Белова // Вопросы детской диетологии. – 2019. – Т. 17, № 4. – С. 40–45. doi: 10.20953/1727-5784-2019-4-40-45
  12. Смирнова, В. С. Особенности психофизиологической адаптации младших подростков к условиям учебной деятельности / В. С. Смирнова, В. П. Мальцев, Д.З. Шибкова // Chronos. – 2016. – № S. – С. 10-13. 
  13. Сонькин, В. Д. Возрастная динамика двигательных возможностей школьников 8–17 лет по данным популяционного исследования / В. Д. Сонькин, Т. М. Параничева, Л. В. Макарова, К. В. Орлов, С. П. Левушкин // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 71–79.
  14. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ Дата обращения 06.05.2023
  15. Уделов, С. С. Показатели двигательных качеств детей, занимающихся по авторской программе «Комплексное физическое развитие» / С. С. Уделов, Е. В. Быков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 447-452.
  16. Шалабаева, Б. С. Влияние негативных факторов и вредных привычек на состояние здоровья детей школьного возраста в условиях высокогорья / Б. С. Шалабаева, А. Б. Джетыбаева, Г. Н. Кожоназарова и др. // Бюллетень науки и практики. – 2017. - № 11. – С. 194-200. 
  17. Якубовская, И. А. Антропометрические показатели школьников в динамике десяти лет обучения (лонгитюдное исследование) / И.А. Якубовская, Д.З. Шибкова, О.А. Макунина // Новые исследования. – 2017. – № 1 (50). – С. 73-77.
  18. Якубовская, И. А. Физическое развитие школьников на разных этапах обучения / И. А. Якубовская, О. А. Макунина // Новые исследования. – 2022. – № 2(70). – С. 19-25.

Информация об авторах:

Балберова Ольга Владиславовна – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Телефон: 83512170958.
Эл. почта: olga-balberova@mail.ru.

Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Телефон: 8(351)2170358.
Эл. почта: bykovev@uralgufk.ru. 

Гневашев Егор Александрович – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Закарюкин Юрий Евгеньевич – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Кошкина Ксения Сергеевна – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Краснобаев Иван Владимирович – аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Телефон: 89129271657.

Сапожникова Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Сахаров Максим Евгеньевич – лаборант исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Сидоркина Елена Геннадьевна – научный сотрудник НИИ олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Соболева Елена Александровна – старший преподаватель кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Чипышев Антон Викторович – кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.

Опубликовано на сайте журнала 26 июня 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/30

Журнал, в котором опубликована статья: