Ориентация студентов вуза физической культуры на ценности будущей профессиональной деятельности

English? PDF для печати 117 просмотров

В статье представлены  результаты массового опроса по выявлению системы профессионально значимых ценностей у студентов Уральского государственного университета физической культуры. Отслеживались такие  позиции, как  удовлетворенность  молодых людей выбором своей будущей профессии, учебного заведения; представления о будущей работе; мотивы стремления получить высшее образование. У значительной  части  студентов выявлены явные противоречия в системе жизненных и профессиональных ценностей.


Авторы:

Бренч С.  В. ,  Кузьмин А. М. 
Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск, Россия


Ключевые слова: Письменный опрос, Профессиональная деятельность, Профессиональные ценности, Студенты вуза физической культуры

Проблема воспитания профессиональных ценностей будущих специалистов физической культуры и спорта имеет высокую степень актуальности. Известно, что  система ценностей личности  определяет линию поведения  человека, его отношение к другим людям, к многообразным явлениям жизненных реалий.

Ключевым направлением в таких условиях вступает процесс воспитания у студентов системы ведущих ценностей в будущей профессиональной деятельности, выстраивании иерархии аксиологических приоритетов у обучающихся в вузе. 

Наше исследование предполагало изучение ориентации студентов вуза физической культуры на ценности будущей профессии. Мы стремились выяснить:

  • как относятся обучающиеся к будущей работе;
  • каково соотношение их жизненных и профессиональных  перспектив.

Нами было проведено исследование по выявлению у студентов системы профессионально значимых ценностей на факультете летних видов спорта Уральского государственного университета физической культуры. 

В массовом опросе приняло участие 120  человек, обучающихся на 2-4 курсах вуза. В организации диагностического принимали участие аспиранты Р. И. Габдуллин [3], М. А. Артемьева [2] (научный руководитель, профессор А. М. Кузьмин).

Для решения поставленных задач использовалась методика М. Рокича [1]. К достоинствам данной методики относятся: универсальность для различных групп испытуемых, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов, гибкость в её использовании [2]. Данная методика неоднократно доказывала свою эффективность в выявлении системы ценностных ориентаций  представителей различных профессий (врачей, преподавателей, учителей и др.).

Кроме того, применялась методика С. С.  Бубновой [4], в основе которой лежит положение о том, что представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интерпретации общекультурных ценностей. Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных   на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. 

Результаты опроса представлены в таблице 1. 

Таблица 1 – Результаты исследования ценностных ориентаций студентов УралГУФК (кол-во человек)

Место1234560
Виды ценностей

1 Приятное времяпровождение,

отдых

51116131000
2 Высокое материальное благосостояние2310152050
3 Поиск и наслаждение прекрасным5713121080
4 Помощь и милосердие к другим людям1520128 00
5 Любовь1519146001
6 Познание нового в мире, природе, человеке 576521110
7 Высокий социальный статус и управление людьми7901015122
8 Признание и уважение людей и влияние на окружающих1215205300
9 Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе2311311520
10 Общение6415201000
11 Здоровье20111010400

Анализ данных таблицы свидетельствует, что большинство студентов на первое место ставит такую терминальную ценность как «здоровье».

На втором месте у студентов превалирует категория «помощь и милосердие к другим  людям», и практически столько же занимает категория  «любовь». Данный факт может свидетельствовать  об усилении гуманистической направленности современных социальных институтов, а также может  быть обусловлен возрастными особенностями студентов. 
На третьей позиции у студентов находятся категории «признание и уважение людей и влияние на окружающих», что может определяться влиянием физкультурно-спортивной среды на личность.

На четвертом месте у студентов находится категория «общение». В настоящее время процесс общения трансформируется в виртуальную среду, ослаблен его эмоциональный аспект, этим можно объяснить данный феномен. 

На пятом месте у студентов расположилась категория «познание нового в мире, природе, человеке», а также «высокое материальное благосостояние». Последнее свидетельствует о преобладании в структуре  личности принципов гедонизма. Что является в настоящее время скорее нормой в нравственных установках личности молодых людей, что обусловлено трансформацией личности в плане материальных запросов.  

Шестое место занимает категория «высокий социальный статус и управление людьми», что, на наш взгляд, является объективным фактом, так как стремление  к определенному статусу в обществе у молодежи является закономерным процессом.

И последнее место по результатам опроса у студентов заняла категория «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе». Данный факт характеризует отсутствие желания у студентов заниматься общественными делами, что очевидно связано с размыванием значимости социальных отношений и стремлением индивидуализировать свою жизнедеятельностью.

На следующем этапе исследования мы отслеживаем ориентацию студентов на ценности будущей профессиональной деятельности. С этой целью проводился письменный опрос, в котором было необходимым выяснить: довольны ли юноши и девушки выбором своей будущей профессии, тем учебным  заведением, где  они обучаются? Какую работу им хотелось бы иметь по окончании вуза?

Полную удовлетворенность сделанным профессиональным выбором высказали 60,8 % опрошенных. Недовольство своим выбором выразили 15,3 %. Около четверти отвечавших – 29,3 %, не имеют четкой позиции по данному вопросу. 

Отвечая на уточняющие вопросы, большинство респондентов отметили, что выбор профессии – это «не выбор на всю жизнь» (69,8 %); противоположного мнения  придерживаются 22,5 %; 7,7 % затруднились с ответом.

На вопрос: «Почему Вы стремитесь получить высшее образование?» 27,9% студентов ответили «чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом»; 26,8 % – «чтобы получить новые знания, расширить свой кругозор»;  21,7 %  – «чтобы иметь диплом для устройства на хорошую работу»; 14,8 % –  «чтобы сделать карьеру»; 8,8 % – «потому что так приятно».

Значительная часть респондентов (71,5 %) высказала убеждение в том, что высшее образование позволяет сделать успешную карьеру и способствует реализации жизненных целей. В то же время, 46,9 % студентов убеждены в том, что сегодня и не имея диплома о высшем образовании, можно добиться успеха в жизни и в профессиональной деятельности. Подобный разброс мнений демонстрирует наличие у будущих специалистов внутренних противоречий относительно заданных вопросов. 

Ответы на вопрос относительно дальнейших жизненных планах распределились следующим образом:

  • буду работать по полученной специальности – 51,6 % ;
  • займусь поиском места с достойной зарплатой – 19,8 %;
  • хочу иметь собственное дело – 12,7 %;
  • пойду учиться дальше – 10,4  %;
  • другие планы – 5,5 %.

По поводу других планов встречались такие ответы: «удачно выйти замуж» (пожелание девушек), «уехать на ПМЖ за рубеж», «жить как распорядится судьба». 

Опрос, касающийся представления обучающихся о будущей работе, проясняет отношение к труду в целом, а также к выбранной профессии (таблица 2).

Таблица 2 – Представление студентов о будущей работе

№ п\пОпределение будущей работыРезультат, %
1Хорошая оплата без особого напряжения30
2Любая работа с высокой оплатой21
3Работа по специальности19
4Чистая, интеллигентная работа14
5Творческий труд11
6Работа на руководящей должности5

Из таблицы видно, что более половины опрошенных намерены найти работу, не требующую напряжения и приложения усилий, но в то же время хорошо оплачиваемую.  Желание работать по специальности уступает вышеуказанной мотивации. Достаточно небольшое число студентов ориентировано на творческий труд, а еще меньше на руководящую работу.  Последний факт можно объяснить,  на наш взгляд, опасением нести ответственность за подчиненных и за результаты коллективной деятельности. 

Подводя итог представленным выше результатам  опроса будущих бакалавров физической культуры, можно констатировать следующее. У значительной  части обучающихся наблюдаются явные противоречия в системе жизненных и профессиональных ценностей, что обусловливает неоднозначное отношение к будущей профессии. Низкий уровень профессиональной мотивации (т.е. недовольство собственным выбором)  показали 15,3 % студентов. Отсюда – их ориентации в основном на материальные ценности, желание иметь хороший заработок. В то же время, молодые люди хотят интересной жизни, полной ярких впечатлений, иметь творческую работу, не требующую большого напряжения и ответственности, при этом отмечается  достаточно низкий уровень социальной активности.  

Проведенное исследование заставляет задуматься о необходимости более глубокого изучения проблемы ориентации студентов вуза физической культуры на ценности будущей профессиональной деятельности. 


Список литературы:
  1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой. – СПб. : Питер, 2005. – 303 с.
  2. Артемьева, М. А. Опросник ценностей как метод психолого-педагогической диагностики будущих юристов в образовательном процессе вуза // М. А. Артемьева // Проблемы подготовки научных и научно-исследовательских кадров : сб. научн. тр. молодых ученых УралГУФК. – Вып. 16. – Челябинск : УралГУФК, 2019. – С.3-8.
  3. Габдуллин, Р. И. Проблема воспитания социально-значимых ценностей студентов-спортсменов / Р. И. Габдуллин // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров : сб. научн. тр. молодых ученых УралГУФК. – Вып. 16. – Челябинск : УралГУФК, 2019. – С 42-46.
  4. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика личностей и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Майнулов. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2002. – 194 с.
  5. Шалова, С. Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза / С. Ю. Шалова // Интернет-журнал «Науковедение».  – 2013. - № 3. – С. 70-77. 

Информация об авторах:

Бренч С.  В. ,  Кузьмин А. М. 
Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск, Россия
brenchl@mail.ru
kuzminaa74@mail.ru

Опубликовано на сайте журнала 26 июня 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/34

Журнал, в котором опубликована статья: