В статье представлены результаты массового опроса по выявлению системы профессионально значимых ценностей у студентов Уральского государственного университета физической культуры. Отслеживались такие позиции, как удовлетворенность молодых людей выбором своей будущей профессии, учебного заведения; представления о будущей работе; мотивы стремления получить высшее образование. У значительной части студентов выявлены явные противоречия в системе жизненных и профессиональных ценностей.
Бренч С. В. , Кузьмин А. М.
Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск, Россия
Проблема воспитания профессиональных ценностей будущих специалистов физической культуры и спорта имеет высокую степень актуальности. Известно, что система ценностей личности определяет линию поведения человека, его отношение к другим людям, к многообразным явлениям жизненных реалий.
Ключевым направлением в таких условиях вступает процесс воспитания у студентов системы ведущих ценностей в будущей профессиональной деятельности, выстраивании иерархии аксиологических приоритетов у обучающихся в вузе.
Наше исследование предполагало изучение ориентации студентов вуза физической культуры на ценности будущей профессии. Мы стремились выяснить:
Нами было проведено исследование по выявлению у студентов системы профессионально значимых ценностей на факультете летних видов спорта Уральского государственного университета физической культуры.
В массовом опросе приняло участие 120 человек, обучающихся на 2-4 курсах вуза. В организации диагностического принимали участие аспиранты Р. И. Габдуллин [3], М. А. Артемьева [2] (научный руководитель, профессор А. М. Кузьмин).
Для решения поставленных задач использовалась методика М. Рокича [1]. К достоинствам данной методики относятся: универсальность для различных групп испытуемых, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов, гибкость в её использовании [2]. Данная методика неоднократно доказывала свою эффективность в выявлении системы ценностных ориентаций представителей различных профессий (врачей, преподавателей, учителей и др.).
Кроме того, применялась методика С. С. Бубновой [4], в основе которой лежит положение о том, что представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интерпретации общекультурных ценностей. Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования ценностных ориентаций студентов УралГУФК (кол-во человек)
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 0 |
Виды ценностей | |||||||
1 Приятное времяпровождение, отдых | 5 | 11 | 16 | 13 | 10 | 0 | 0 |
2 Высокое материальное благосостояние | 2 | 3 | 10 | 15 | 20 | 5 | 0 |
3 Поиск и наслаждение прекрасным | 5 | 7 | 13 | 12 | 10 | 8 | 0 |
4 Помощь и милосердие к другим людям | 15 | 20 | 12 | 8 | 0 | 0 | |
5 Любовь | 15 | 19 | 14 | 6 | 0 | 0 | 1 |
6 Познание нового в мире, природе, человеке | 5 | 7 | 6 | 5 | 21 | 11 | 0 |
7 Высокий социальный статус и управление людьми | 7 | 9 | 0 | 10 | 15 | 12 | 2 |
8 Признание и уважение людей и влияние на окружающих | 12 | 15 | 20 | 5 | 3 | 0 | 0 |
9 Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе | 2 | 3 | 1 | 13 | 11 | 5 | 20 |
10 Общение | 6 | 4 | 15 | 20 | 10 | 0 | 0 |
11 Здоровье | 20 | 11 | 10 | 10 | 4 | 0 | 0 |
Анализ данных таблицы свидетельствует, что большинство студентов на первое место ставит такую терминальную ценность как «здоровье».
На втором месте у студентов превалирует категория «помощь и милосердие к другим людям», и практически столько же занимает категория «любовь». Данный факт может свидетельствовать об усилении гуманистической направленности современных социальных институтов, а также может быть обусловлен возрастными особенностями студентов.
На третьей позиции у студентов находятся категории «признание и уважение людей и влияние на окружающих», что может определяться влиянием физкультурно-спортивной среды на личность.
На четвертом месте у студентов находится категория «общение». В настоящее время процесс общения трансформируется в виртуальную среду, ослаблен его эмоциональный аспект, этим можно объяснить данный феномен.
На пятом месте у студентов расположилась категория «познание нового в мире, природе, человеке», а также «высокое материальное благосостояние». Последнее свидетельствует о преобладании в структуре личности принципов гедонизма. Что является в настоящее время скорее нормой в нравственных установках личности молодых людей, что обусловлено трансформацией личности в плане материальных запросов.
Шестое место занимает категория «высокий социальный статус и управление людьми», что, на наш взгляд, является объективным фактом, так как стремление к определенному статусу в обществе у молодежи является закономерным процессом.
И последнее место по результатам опроса у студентов заняла категория «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе». Данный факт характеризует отсутствие желания у студентов заниматься общественными делами, что очевидно связано с размыванием значимости социальных отношений и стремлением индивидуализировать свою жизнедеятельностью.
На следующем этапе исследования мы отслеживаем ориентацию студентов на ценности будущей профессиональной деятельности. С этой целью проводился письменный опрос, в котором было необходимым выяснить: довольны ли юноши и девушки выбором своей будущей профессии, тем учебным заведением, где они обучаются? Какую работу им хотелось бы иметь по окончании вуза?
Полную удовлетворенность сделанным профессиональным выбором высказали 60,8 % опрошенных. Недовольство своим выбором выразили 15,3 %. Около четверти отвечавших – 29,3 %, не имеют четкой позиции по данному вопросу.
Отвечая на уточняющие вопросы, большинство респондентов отметили, что выбор профессии – это «не выбор на всю жизнь» (69,8 %); противоположного мнения придерживаются 22,5 %; 7,7 % затруднились с ответом.
На вопрос: «Почему Вы стремитесь получить высшее образование?» 27,9% студентов ответили «чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом»; 26,8 % – «чтобы получить новые знания, расширить свой кругозор»; 21,7 % – «чтобы иметь диплом для устройства на хорошую работу»; 14,8 % – «чтобы сделать карьеру»; 8,8 % – «потому что так приятно».
Значительная часть респондентов (71,5 %) высказала убеждение в том, что высшее образование позволяет сделать успешную карьеру и способствует реализации жизненных целей. В то же время, 46,9 % студентов убеждены в том, что сегодня и не имея диплома о высшем образовании, можно добиться успеха в жизни и в профессиональной деятельности. Подобный разброс мнений демонстрирует наличие у будущих специалистов внутренних противоречий относительно заданных вопросов.
Ответы на вопрос относительно дальнейших жизненных планах распределились следующим образом:
По поводу других планов встречались такие ответы: «удачно выйти замуж» (пожелание девушек), «уехать на ПМЖ за рубеж», «жить как распорядится судьба».
Опрос, касающийся представления обучающихся о будущей работе, проясняет отношение к труду в целом, а также к выбранной профессии (таблица 2).
Таблица 2 – Представление студентов о будущей работе
№ п\п | Определение будущей работы | Результат, % |
1 | Хорошая оплата без особого напряжения | 30 |
2 | Любая работа с высокой оплатой | 21 |
3 | Работа по специальности | 19 |
4 | Чистая, интеллигентная работа | 14 |
5 | Творческий труд | 11 |
6 | Работа на руководящей должности | 5 |
Из таблицы видно, что более половины опрошенных намерены найти работу, не требующую напряжения и приложения усилий, но в то же время хорошо оплачиваемую. Желание работать по специальности уступает вышеуказанной мотивации. Достаточно небольшое число студентов ориентировано на творческий труд, а еще меньше на руководящую работу. Последний факт можно объяснить, на наш взгляд, опасением нести ответственность за подчиненных и за результаты коллективной деятельности.
Подводя итог представленным выше результатам опроса будущих бакалавров физической культуры, можно констатировать следующее. У значительной части обучающихся наблюдаются явные противоречия в системе жизненных и профессиональных ценностей, что обусловливает неоднозначное отношение к будущей профессии. Низкий уровень профессиональной мотивации (т.е. недовольство собственным выбором) показали 15,3 % студентов. Отсюда – их ориентации в основном на материальные ценности, желание иметь хороший заработок. В то же время, молодые люди хотят интересной жизни, полной ярких впечатлений, иметь творческую работу, не требующую большого напряжения и ответственности, при этом отмечается достаточно низкий уровень социальной активности.
Проведенное исследование заставляет задуматься о необходимости более глубокого изучения проблемы ориентации студентов вуза физической культуры на ценности будущей профессиональной деятельности.
Бренч С. В. , Кузьмин А. М.
Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск, Россия
brenchl@mail.ru
kuzminaa74@mail.ru