Организация практик у студентов направления 49.03.03 рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Статья посвящена описанию организации и содержания практик в соответствии с требованиями стандартов ФГОС ВО для подготовки студентов по направлению 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» профиль «Спортивно-оздоровительный туризм» (уровень бакалавриата). В статье формулируются цели практик разных типов (учебной и производственной).

Практическая подготовка обучающихся по программам бакалавриата определяется учебным планом, разработанным в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). В действующем ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, на блок практик должно быть отведено не менее 30 зачетных единиц.

В основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 49.03.03. Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, профиль «Спортивно-оздоровительный туризм» типами задач профессиональной деятельности выпускников являются следующие: организационно-методический; педагогический; рекреационно-оздоровительный.

Исходя из типов задач профессиональной деятельности, профиля подготовки и ФГОС ВО были определены следующие виды практик: учебная (ознакомительная) практика, учебная (педагогическая) практика, производственная (профессионально-ориентированная) практика, производственная (преддипломная) практика.

Первая практика с которой встречаются студенты в конце первого года обучения – учебная (ознакомительная) практика. Учебная практика является первоначальным этапом формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Организациями для проведения практики выбраны учреждения дополнительного образования детей, с которыми у вуза заключен договор на прохождение практик.

Цель учебной практики – формирование у студентов представления о специфике профессиональной деятельности организатора детско-юношеского туризма, получение и навыков работы с детьми. В рамках практики студенты выполняют следующие виды работ: дают характеристику профильной организации, являющейся базой практики, проводят анализ туристских ресурсов для спортивно-оздоровительного туризма, разрабатывают перечень мероприятий краеведческой направленности, составляют базу данных спортсменов, формируют план воспитательной работы.

Вторую практику, учебную (педагогическую) студенты проходят в третьем семестре. Цель данной практики – получение педагогических навыков, а также приобретение и формирование профессиональных компетенций в области тренировочного процесса в сфере спортивного туризма. Студенты во время практики выступают в роли помощника педагога дополнительного образования. Важная задача, решаемая в рамках учебных практик – это подготовка обучающихся-практикантов к выполнению педагогических задач профессиональной деятельности по реализации программ в области рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. В ходе практики, обучающиеся выполняют следующие виды деятельности: дают общую характеристику базы практики, разрабатывают инструкцию по технике безопасности для обучающихся; составляют план учебного занятия; определяют антропометрические показатели участников туристских соревнований; проводят обучение двигательным действиям в учебно-тренировочной деятельности; проводят самооценку педагогической деятельности; составляют этические правила поведения педагогических работников.

Цель производственной (профессионально-ориентированной) практики – получение опыта профессиональной деятельности, а также приобретение и формирование профессиональных компетенций в должности инструктора-проводника. В ходе практики, обучающиеся выполняют следующие виды деятельности: дают общую характеристику профильной организации; составляют инструктажа по технике безопасности (по видам туризма);  дают характеристика общей физической и специальной подготовки для участия в походе (пешем, водном, спелео, лыжном);  принимают участие в разработке (пешего, водного, спелео, лыжного) похода, принимают участие в (пешем, водном, спелео, лыжном) походе и составляют отчет о прохождении туристского спортивного маршрута.

Производственная (профессионально-ориентированная) практика рассчитана на 4 семестра и осуществляется в 4, 5, 6, 7 семестрах. Данный вид практики ориентирован на разработку и участие студентов в походах различных видов туризма. Виды туризма соотносятся с дисциплинами, которые изучались в предшествующем практике семестре. Так в третьем семестре студенты изучают дисциплину: «Пеший туризм», а в четвертом семестре во время прохождения практики на базе Федерации спортивно-оздоровительного туризма Челябинской области, участвуют в разработке и прохождении пешего степенного похода. В пятом семестре студенты изучают дисциплину «Спелеотуризм», завершает семестр практика, во время которой студенты разрабатывают и участвуют в походе с целью посещения пещер. В шестом семестре, после изучения дисциплины: «Водный туризм», студенты во время прохождения практики разрабатывают водный маршрут и совершают водный поход по рекам Челябинской области. В седьмом семестре во время прохождения практики предусмотрен лыжный поход, либо пеший поход в зимних условиях. Виды туризма для организации практик подобраны исходя из особенностей региона расположения университета, а именно Челябинской области и с учетом туристских ресурсов и туристских возможностей данного региона.

Завершающим видом практики является, производственная (преддипломная) практика. Целью преддипломной практики является приобретение и формирование профессиональных компетенций в должности инструктора-методиста. Во время преддипломной практики студенты должны выполнить следующие виды деятельности: провести мониторинг физического состояния обучающихся, подобрать средства физической реабилитации для спортсменов, занимающимися спортивным туризмом, разработать план воспитательной работы для обучающихся, разработать методические материалы по экскурсионному обслуживанию, рассчитать экономические затраты на проведение (внедрение) разрабатываемых спортивно-оздоровительных услуг, написать научную статью.

Каждый вид практики начинается с организационного собрания, на которой руководить по практической подготовке от университета знакомит студентов со сроками практики, заданиями для обучающегося, выполняемые в период прохождения практики; требованиями к оформлению и содержанию отчетов и отчетной документации, критериями оценивания отчетов по практике. Во время организационного собрания руководитель практики  проводит инструктаж по технике безопасности для студентов-практикантов. По окончанию каждого вида практики проводится защита отчетов по практике, в рамках которой студенты при помощи презентации докладывают о результатах практики, проводится обсуждение проделанной работы студентов.

При организации каждого из рассмотренных видов практик, значительная роль отводится руководителю практики. Именно он помогает студентам  решить самые разнообразные вопросы возникающие в ходе прохождения практик. К основным обязанностям руководителя практики входит следующее: согласование базы практики, составление и согласование с руководителем базы практики совместного графика работы, индивидуальных планов практики, составление методических рекомендаций по практике для студентов, с обязательным размещением их на электронной образовательной среде, проведение консультаций со студентами по вопросам касающихся практики, осуществления контроля содержания и сроков прохождения практики студентами, контроль качества выполняемой работы студентов во время прохождения практики. Также руководитель осуществляет проверку отчетной документации студентов, заполняет бланк оценки уровней сформированности компетенций по результатам практики, аттестует их составляет отчет руководителя по практической подготовке по каждому виду практики[2, с. 154].

Практическая подготовка является неотъемлемой частью становлению бакалавров как профессионалов на этапе обучения в вузе. Все рассмотренные виды практик позволят будущим выпускникам получить опыт профессиональной деятельности, быть готовыми к самостоятельному решению проблем, получить навык взаимодействия с коллегами и детьми, иметь опыт проектной деятельности,  уметь рационально использовать полученные знания и стремиться к постоянному самосовершенствованию.


Список литературы:
  1. Багаутдинова, Н.В. Практики ФГОС 3++ в физкультурном вузе: организация и первые результаты  Н. В. Багаутдинова, Э.Р. Диких // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 11 (201). – С. 17–21.
  2. Ланина, С.Ю. Организация практической подготовки студентов магистратуры «Профессиональное образование»  С.Ю. Ланина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 152–155.
  3. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" : приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 943 // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280723/ (дата обращения: 23.01.2023). 

Информация об авторах:

Радионова Наталья Анатольевна – старший преподаватель кафедры туризма и сервиса, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия.
454091 г. Челябинск, ул Орджоникидзе, 1
E-mail: talitolna@rambler.ru
Тел.: 8-919-34-38-944

Фрейнкина Ирина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и сервиса, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия.
454091 г. Челябинск, ул Орджоникидзе, 1
E-mail: freinkina@mail.ru
Тел.: 8-919-31-87-519

Опубликовано на сайте журнала 26 июня 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/35

Журнал, в котором опубликована статья: