В настоящее время в теории и методике гребного спорта продолжается поиск более эффективных путей повышения качества специальной подготовки спортсменов. Целью нашей работы было: оценить эффективность педагогического контроля за уровнем развития специальной выносливости у гребцов байдарочников в годичном цикле подготовки.
В работе раскрываются теоретические аспекты особенностей контроля за уровнем развития специальной выносливости у гребцов. Также были рассмотрены основные существующие методики контроля выносливости.
В ходе работы была представлена технология организации опытно-экспериментальной работы с интерпретацией результатов.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что педагогический контроль позволяет оценивать не только средне групповой уровень развития специальной выносливости, но и выявлять индивидуальные параметры спортсменов, которые отражали соотношение развития компонентов скоростно-силовой выносливости.
Довнар А. Ю.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск
Актуальность. За последние годы значительно возросла тренировочная нагрузка при подготовке спортсменов. Это привело к тому, что спортсменам зачастую приходится выполнять работу в тренировочных режимах, близких к пределу функциональных возможностей их организма.
При этом возросла вероятность превышения оптимальной величины нагрузки в процессе одного занятия, этапа тренировки, что может отрицательно сказаться не только на спортивных результатах, но и на здоровье юных гребцов. Поэтому педагогический контроль за уровнем физического развития и функционального состояния а также учет возрастных особенностей при обучении и тренировке юных спортсменов приобрел особое значение.
Эффективность тренировочного процесса гребцов в большей мере зависит от уровня увеличения специальной выносливости. При этом несомненен тот факт, что эффективность качества повышения уровня специальной выносливости в процессе подготовке гребцов должна подтверждаться методами педагогического контроля. Это и определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: оценить эффективность педагогического контроля за уровнем развития специальной выносливости у гребцов байдарочников в годичном цикле подготовки
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей байдарочников 14-16 лет.
Предмет исследования: средства и методы педагогического контроля в подготовке гребцов.
Гипотеза: Развитие специальной выносливости у юношей байдарочников 14-16 лет будет проходить эффективнее если: в годичном цикле подготовки будет осуществляться контроль за уровнем развития физических качеств; и по результатам исследования будут своевременно внесены коррективы в тренировочный процесс
Организация исследования
Наблюдения проводили за тренировкой гребцов 14-16 лет в процессе многолетней подготовки в СДЮСШОР № 11. Период наблюдений состоял из двухгодичных циклов, В первом году обучения эксперимент проводился с юношами 14-15 лет; во втором соответственно с 15-16 летними.
Контрольные соревнования по специальной физической подготовке (СПФ) проводились в районе Шершневского водохранилища и реки Миасс Контрольные дистанция 50, 100, 250 и 500 м испытуемые проходили в прибрежной зоне против течения с раздельного старта, а дистанцию 1000, 5000 м - по кругу.
Контрольные испытания в оценке общей физической подготовки проводили в начале и конце подготовительного этапа, а СФП оценивали в основном и соревновательных периодах в годичном тренировочном цикле
Всего в эксперименте было занято 30 юношей с которыми было проведено 751 занятие с общим объемом 2518 часов.
Соотношение средств общей и специальной физической подготовки соответственно в первом и втором годах обучения 75 и 25% и 65 и 35% соответственно.
В учебно-тренировочных занятиях подготовительного периода в ЭГ и КГ три раза в недельном цикле отводилось развитию силовых качеств.
Развитие силовых качеств с юношами гребцами осуществляя ли в зависимости от этапов подготовительного периода; абсолютная сила – в период осенне-зимнего этапа, скоростно-силовые качества и силовая выносливость на зимнем этапе и скоростно-силовые качества на весеннем этапе.
Развитие общей и скоростной выносливости, а также быстроты в обеих группах осуществлялось путем применения бега на местности, спортивных игр, гимнастики и плавания и различных общеразвивающих гимнастических упражнений, рекомендованных литературными данными.
В основном периоде общая физическая подготовка в экспериментальных группах применялась так же разнонаправлено, как и в подготовительном.
Занятия в наблюдаемых группах проводились под руководством одного тренера и по единому тренировочному плану, как в подготовительном, так и в основном периодах подготовки.
В результате проведенного изучения структуры и планирования подготовки гребцов юношей было выявлено, что соотношение средств ОФП и СФП в процессе тренировки гребцов байдарочников было следующими: Непрерывный метод можно использовать на протяжении всех периодов тренировки. Однако наиболее не целесообразен он в первой половине подготовительного периода. подготовительный период ОФП – 75% и СФП 25%; основной период ОФП – 40% и СФП – 60% в целом на год – ОФП – 57% и СФП - 43%.
Распределение средств общей физической подготовки (от 100% запланированного времени на СФП) – силовая подготовка 45 %, беговая подготовка 15-20, спортивные игры 15-18 – гимнастика 10%.
Распределение времени на развитие физических качеств средствами общей и специальной физической подготовки (от 100% общего времени занятий) составляло: средствами общей специальной подготовки: - общей выносливости – 40% силовой выносливости 40, скоростной выносливости 10 и быстроты - 10%;
Средствами специальной подготовки: – общей выносливости – 60% скоростной выносливости 30% и быстроты – 10%;
Объем гребли в лодках в процессе тренировки юношей – 1400-1500 км, в том числе: при интенсивности гребли 70-80% – не более 100-120 км на отрезках субмаксимальной и большей мощности (500-1500 м) при интенсивности 80-90% не более 30-40 км на отрезках субмаксимальной мощности (200-300м) и при 90-100% не более 10-20 км на отрезках максимальной мощности [50-150 м];
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На этапе константирующего эксперимента было проведено изучение структуры и планирования подготовки гребцов, при этом мы учитывали объем гребли в лодках, интенсивность работы, определяли соотношение средств общей и специальной физической подготовки в годичном тренировочном цикле. Результаты представлены в таблице 1
Таблица 1- Объем выполненной тренировочной нагрузки гребцов на байдарках и каноэ за период наблюдений
Направление работы | Первый год | Второй год |
Объем гребли в лодках, км в том числе: | 1400 | 1500к |
при интенсивности гребли 70-80%, км | 100 | 120 км |
На отрезках большей мощности (500-1500 м) при интенсивности 80-90% км; | 30 | 40 |
на отрезках субмаксимальной мощности (200-300м) при нтенсивности и 90- 95% км; | 10 | 20 |
на отрезках максимальной мощности (50-150 м) 95-100%; | 5 | 6 |
Объем ОФП, в час | 351 | 390 |
Соотношение средств общей и специальной физической подготовки,% | 75 и 25% | 65 и 35% |
Контрольные тесты по общей физической подготовке были составлены с учетом необходимости всесторонней проверки физической подготовленности юношей : бег 30 м с/х,60 м с/х, 1000 м с/х, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, угол в висе на перекладине, толчок штанги весом 20 кг за 30 секунд и тяга штанги весом 20 кг до груди в наклоне на количество раз.
Таблица 2 –Показатели общей физической подготовленности гребцов на байдарке и каноэ в беге
Этапы наблюдения | Бег 30 м, сек | Бег 60 м, сек | Бег 1000 м, сек | |||
группа | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ |
Начало сезона | 4,5±0,2 | 4,5±0,8 | 9,5±0,4 | 9,5±0,37 | 2,37,8±0,5 | 2,39,5±0,45 |
Конец сезона | 4,1±0,2 | 4,1±0,8 | 9,04±0,38 | 9,05±0,4 | 2,03,3±0,44 | 2,02,3±0,5 |
Прирост, % | 9,6 | 9,7 | 4,9 | 5,0 | 16,9 | 18,3 |
Как видно из представленных табличных материалов за период начального этапа наблюдений показатели контрольного тестирования улучшились в контрольной и экспериментальной группах по всем беговым тестам: бег на 30м - 9,8 и 9,7 % ( при Р 0,050); .бег на 60 - 5 и 4,9% бег на на 1000 м - 6,2и 7,6 % ( при Р 0,050); соответственно.
Достоверных различий в итоговых усредненных показателях бега в КГ и ЭГ не выявлено.
Таблица 3 – Показатели общей физической подготовленности гребцов в отдельных упражнениях
Этапы наблюдения | Подтягивание, кол | Отжимание, кол | Угол в висе, сек | Толчок 20 кг за 30 с | Сила тяги штанги, кг | |||||
Группы | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ |
Начало сезона | 8,5 ±0,1 | 8,8 ±0,14 | 21,6±0,3 | 21,6 ±0,3 | 10,0 ±0,14 | 9,6 ±0,08 | 26,0 ±0,4 | 25,8 ±0,39 | 45,0 ±0,36 | 47,6 ±0,37 |
Конец сезона | 14,8 ±0,2 | 15,8 ±0,18 | 30,1 ±0,4 | 32,3 ±0,32 | 30,6±0,3 | 29,1 ±0,3 | 44,1 ±0,5 | 41,3 ±0,34 | 102,1±0,7 | 102,8±0,59 |
Прирост показателей, в % | 74 | 79 | 14,9 | 15,3 | 206 | 203 | 69,9 | 60 | 126 | 114 |
Результаты общей физической подготовленности в различных упражнениях (подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, толчок штанги весом 20 кг. и др.), представленных в таблице 3 также свидетельствовали об значительных улучшении всех изучаемых параметров у спортсменов наблюдаемых групп по сравнению с исходными. Результаты возросли в первом упражнении на 74 % и 79% (при Р 0,050), во втором на – 14,9 и 15,3% (при Р 0,050]). Наибольшие изменения отмечены в упражнении «угол в висе» в третьем – на 206 и 203% (при Р 0,0001); но при этом статистическая обработка полученных данных не выявила достоверных различий межгрупповых параметров.
В таблицах 4 и 5 представлены результаты контрольного тестирования специальной подготовленности гребцов на дистанции 500м и 5000м
Таблица 4 – Динамика показателей гребли на дистанции 500 м, мин
Этапы | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Начало сезона | 3.4 ±0,21 | 3.4±0,30 |
Конец сезона | 3.0, ±0,33 | 2.9±0,29 |
Улучшение, % | 13 | 15 |
Таблица 5 – Динамика показателей гребли на дистанции 5000м с ходу
Группы | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Этапы | ||
Начало сезона | 33,1 ±0,41 | 32,7±0,38 |
Конец сезона | 30,7 ±0,33 | 29,7±0,29 |
Улучшение,% | 7,8 | 10,1 |
Проведенное тестирование выявило улучшение показателей общей подготовленности и специальной выносливости, которые свидетельствовала о положительной динамике и повышения уровня тренированности в обеих группах к концу сезона, при этом достоверных межгрупповых различий в полученных параметрах нами не выявлено, что подтвердило наличие однородность этих групп.
За период констатирующего эксперимента спортивные результаты возросли в среднем на 2,4 минуты в контрольной группе и на 3 минуты в экспериментальной группе.
Для решения поставленных задач экспериментальной части исследования на следующем этапе наблюдений для гребцов были включены дополнительные тесты (50м, 100 м, 250 м сходу, на основании результата которых, в процесс подготовки гребцов экспериментальной группы вносились коррективы.
Методика определения компонентов специальной выносливости заключалась в следующем: фиксировались результаты гребли на дистанции 50м, 100 м, 250 м и 500 м сходу. Затем рассчитывалась скорость прохождения отрезков и проводился расчет по формулам. Были построены индивидуальные графики для каждого спортсмена.
Результатам исследований позволяли вносить коррективы в планы подготовки и в дальнейшем оценивать их эффективность. Зная соотношение скоростей в различных зонах мощности, тренер группы вносил изменения в тренировочные планы конкретного спортсмена, что позволило улучшить личные результаты гребцов.
К окончанию эксперимента в среднем по ЭГ результаты на дистанции 5000м улучшились на 22% по отношению к началу наблюдений.
Положительная динамика роста спортивного мастерства была отмечена и у гребцов контрольной группы на прирост результата составил только 7,3%.
Выводы.
Результаты общей физической подготовленности в различных упражнениях (подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, толчок штанги весом 20 кг. и др.), представленных в таблице 2 также свидетельствовали об значительных улучшении всех изучаемых параметров у спортсменов наблюдаемых групп по сравнению с исходными.
Результаты возросли в первом упражнении на 74 % и 79% (при Р 0,050), во втором на – 14,9 и 15,3% (при Р 0,050]). Наибольшие изменения отмечены в упражнении «угол в висе» в третьем – на 206 и 203% (при Р 0,0001); но при этом статистическая обработка полученных данных не выявила достоверных различий межгрупповых параметров.
Проведенный педагогический эксперимент показал положительную динамику в специальных тестах и спортивных результатах, способствовал повышению результативности гребцов воспитанников СДЮСШ ОР№11.
Довнар Анна Юльевна – мастер спорта, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта Уральского Государственного Университета Физической Культуры.
any1977@bk.ru
+79507447811