Контроль за уровнем развития специальной выносливости у гребцов в годичном цикле подготовки

В настоящее время в теории и методике гребного спорта продолжается поиск более эффективных путей повышения качества специальной подготовки спортсменов. Целью нашей работы было: оценить эффективность педагогического контроля за уровнем развития специальной выносливости   у гребцов байдарочников в годичном цикле подготовки.

В работе раскрываются теоретические аспекты особенностей контроля за уровнем развития специальной выносливости у гребцов. Также были рассмотрены основные существующие методики контроля выносливости.

В ходе работы была представлена технология организации опытно-экспериментальной работы с интерпретацией результатов. 

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что педагогический контроль позволяет оценивать не только средне групповой уровень развития специальной выносливости, но и выявлять индивидуальные параметры спортсменов, которые отражали соотношение развития компонентов скоростно-силовой выносливости.


Авторы:

Довнар А. Ю.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск


Ключевые слова: «Фартлек», Гликолитический механизм, Интервальный метод тренировки, Непрерывный метод тренировки, Переменный метод тренировки, Повторный метод тренировки

Актуальность. За последние годы значительно возросла тренировочная нагрузка при подготовке спортсменов. Это привело к тому, что спортсменам зачастую приходится выполнять работу в тренировочных режимах, близких к пределу функциональных возможностей их организма. 

При этом возросла вероятность превышения оптимальной величины нагрузки в процессе одного занятия, этапа тренировки, что может отрицательно сказаться не только на спортивных результатах, но и на здоровье юных гребцов. Поэтому педагогический контроль за уровнем физического развития и функционального состояния а также учет возрастных особенностей при обучении и тренировке юных спортсменов приобрел особое значение.

Эффективность тренировочного процесса гребцов в большей мере зависит от уровня увеличения специальной выносливости. При этом несомненен тот факт, что эффективность качества повышения уровня специальной выносливости в процессе подготовке гребцов должна подтверждаться методами педагогического контроля. Это и определило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: оценить эффективность педагогического контроля за уровнем развития специальной выносливости у гребцов байдарочников в годичном цикле подготовки

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей байдарочников 14-16 лет. 

Предмет исследования: средства и методы педагогического контроля в подготовке гребцов. 

Гипотеза: Развитие специальной выносливости у юношей байдарочников 14-16 лет будет проходить эффективнее если: в годичном цикле подготовки будет осуществляться контроль за уровнем развития физических качеств; и по результатам исследования будут своевременно внесены коррективы в тренировочный процесс

Организация исследования
Наблюдения проводили за тренировкой гребцов 14-16 лет в процессе многолетней подготовки в СДЮСШОР № 11. Период наблюдений состоял из двухгодичных циклов, В первом году обучения эксперимент проводился с юношами 14-15 лет; во втором соответственно с 15-16 летними. 

Контрольные соревнования по специальной физической подготовке (СПФ) проводились в районе Шершневского водохранилища и реки Миасс Контрольные дистанция 50, 100, 250 и 500 м испытуемые проходили в прибрежной зоне против течения с раздельного старта, а дистанцию 1000, 5000 м - по кругу.

Контрольные испытания в оценке общей физической подготовки проводили в начале и конце подготовительного этапа, а СФП оценивали в основном и соревновательных периодах в годичном тренировочном цикле

Всего в эксперименте было занято 30 юношей с которыми было проведено 751 занятие с общим объемом 2518 часов.

Соотношение средств общей и специальной физической подготовки соответственно в первом и втором годах обучения 75 и 25% и 65 и 35% соответственно.

В учебно-тренировочных занятиях подготовительного периода в ЭГ и КГ три раза в недельном цикле отводилось развитию силовых качеств.

Развитие силовых качеств с юношами гребцами осуществляя ли в зависимости от этапов подготовительного периода; абсолютная сила – в период осенне-зимнего этапа, скоростно-силовые качества и силовая выносливость на зимнем этапе и скоростно-силовые качества на весеннем этапе.

Развитие общей и скоростной выносливости, а также быстроты в обеих группах осуществлялось путем применения бега на местности, спортивных игр, гимнастики и плавания и различных общеразвивающих гимнастических упражнений, рекомендованных литературными данными.

В основном периоде общая физическая подготовка в экспериментальных группах применялась так же разнонаправлено, как и в подготовительном.

Занятия в наблюдаемых группах проводились под руководством одного тренера и по единому тренировочному плану, как в подготовительном, так и в основном периодах подготовки. 

В результате проведенного изучения структуры и планирования подготовки гребцов юношей было выявлено, что соотношение средств ОФП и СФП в процессе тренировки гребцов байдарочников было следующими: Непрерывный метод можно использовать на протяжении всех периодов тренировки. Однако наиболее не целесообразен он в первой половине подготовительного периода. подготовительный период ОФП – 75% и СФП 25%; основной период ОФП – 40% и СФП – 60% в целом на год – ОФП – 57% и СФП - 43%.

Распределение средств общей физической подготовки (от 100% запланированного времени на СФП) – силовая подготовка 45 %, беговая подготовка 15-20, спортивные игры 15-18 – гимнастика 10%.

Распределение времени на развитие физических качеств средствами общей и специальной физической подготовки (от 100% общего времени занятий) составляло: средствами общей специальной подготовки: - общей выносливости – 40% силовой выносливости 40, скоростной выносливости 10 и быстроты - 10%;

Средствами специальной подготовки: – общей выносливости – 60% скоростной выносливости 30% и быстроты – 10%;

Объем гребли в лодках в процессе тренировки юношей – 1400-1500 км, в том числе: при интенсивности гребли 70-80% – не более 100-120 км на отрезках субмаксимальной и большей мощности (500-1500 м) при интенсивности 80-90% не более 30-40 км на отрезках субмаксимальной мощности (200-300м) и при 90-100% не более 10-20 км на отрезках максимальной мощности [50-150 м];

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На этапе константирующего эксперимента было проведено изучение структуры и планирования подготовки гребцов, при этом мы учитывали объем гребли в лодках, интенсивность работы, определяли соотношение средств общей и специальной физической подготовки в годичном тренировочном цикле. Результаты представлены в таблице 1

Таблица 1- Объем выполненной тренировочной нагрузки гребцов на байдарках и каноэ за период наблюдений

Направление работыПервый годВторой год 

Объем гребли в лодках, км 

в том числе:

14001500к
при интенсивности гребли 70-80%, км100120 км
На отрезках большей мощности (500-1500 м) при интенсивности 80-90% км; 3040
на отрезках субмаксимальной мощности (200-300м) при нтенсивности и 90- 95% км; 1020
на отрезках максимальной мощности (50-150 м) 95-100%;56
Объем ОФП, в час 351390
Соотношение средств общей и специальной физической подготовки,% 75 и 25%65 и 35%

 Контрольные тесты по общей физической подготовке были составлены с учетом необходимости всесторонней проверки физической подготовленности юношей : бег 30 м с/х,60 м с/х, 1000 м с/х, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, угол в висе на перекладине, толчок штанги весом 20 кг за 30 секунд и тяга штанги весом 20 кг до груди в наклоне на количество раз. 

Таблица 2 –Показатели общей физической подготовленности гребцов на байдарке и каноэ в беге

Этапы наблюденияБег 30 м, секБег 60 м, секБег 1000 м, сек
группаЭГКГЭГКГЭГКГ
Начало сезона 4,5±0,24,5±0,89,5±0,49,5±0,372,37,8±0,52,39,5±0,45
Конец сезона4,1±0,24,1±0,89,04±0,389,05±0,42,03,3±0,442,02,3±0,5
Прирост, %9,69,74,95,016,918,3

Как видно из представленных табличных материалов за период начального этапа наблюдений показатели контрольного тестирования улучшились в контрольной и экспериментальной группах по всем беговым тестам: бег на 30м - 9,8 и 9,7 % ( при Р 0,050); .бег на 60 - 5 и 4,9% бег на на 1000 м - 6,2и 7,6 % ( при Р 0,050); соответственно.
Достоверных различий в итоговых усредненных показателях бега в КГ и ЭГ не выявлено.

Таблица 3 – Показатели общей физической подготовленности гребцов в отдельных упражнениях

Этапы наблюденияПодтягивание, колОтжимание, колУгол в висе, сек

Толчок

20 кг за 30 с

Сила тяги штанги, кг
ГруппыЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГ
Начало сезона 

8,5

±0,1

8,8

±0,14

21,6±0,3

21,6

±0,3

10,0

±0,14

9,6

±0,08

26,0

±0,4

25,8

±0,39

45,0

±0,36

47,6

±0,37

Конец сезона

14,8

±0,2

15,8

±0,18

30,1

±0,4

32,3

±0,32

30,6±0,3

29,1

±0,3

44,1

±0,5

41,3

±0,34

102,1±0,7102,8±0,59
Прирост показателей, в %747914,915,320620369,960126114

Результаты общей физической подготовленности в различных упражнениях (подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, толчок штанги весом 20 кг. и др.), представленных в таблице 3 также свидетельствовали об значительных улучшении всех изучаемых параметров у спортсменов наблюдаемых групп по сравнению с исходными. Результаты возросли в первом упражнении на 74 % и 79% (при Р 0,050), во втором на – 14,9 и 15,3% (при Р 0,050]). Наибольшие изменения отмечены в упражнении «угол в висе» в третьем – на 206 и 203% (при Р 0,0001); но при этом статистическая обработка полученных данных не выявила достоверных различий межгрупповых параметров.

В таблицах 4 и 5 представлены результаты контрольного тестирования специальной подготовленности гребцов на дистанции 500м и 5000м

Таблица 4 – Динамика показателей гребли на дистанции 500 м, мин

ЭтапыКонтрольная группаЭкспериментальная группа
Начало сезона3.4 ±0,213.4±0,30
Конец сезона3.0, ±0,332.9±0,29
Улучшение, %1315

Таблица 5 – Динамика показателей гребли на дистанции 5000м с ходу

ГруппыКонтрольная группаЭкспериментальная группа
Этапы  
Начало сезона33,1 ±0,4132,7±0,38
Конец сезона30,7 ±0,3329,7±0,29
Улучшение,%7,810,1

Проведенное тестирование выявило улучшение показателей общей подготовленности и специальной выносливости, которые свидетельствовала о положительной динамике и повышения уровня тренированности в обеих группах к концу сезона, при этом достоверных межгрупповых различий в полученных параметрах нами не выявлено, что   подтвердило наличие однородность этих групп.

За период констатирующего эксперимента спортивные результаты возросли в среднем на 2,4 минуты в контрольной группе и на 3 минуты в экспериментальной группе.

Для решения поставленных задач экспериментальной части исследования на следующем этапе наблюдений для гребцов были включены дополнительные тесты (50м, 100 м, 250 м сходу, на основании результата которых, в процесс подготовки гребцов экспериментальной группы вносились коррективы.

Методика определения компонентов специальной выносливости заключалась в следующем: фиксировались результаты гребли на дистанции 50м, 100 м, 250 м и 500 м сходу. Затем рассчитывалась скорость прохождения отрезков и проводился расчет по формулам. Были построены индивидуальные графики для каждого спортсмена.  

Результатам исследований позволяли вносить коррективы в планы подготовки и в дальнейшем оценивать их эффективность. Зная соотношение скоростей в различных зонах мощности, тренер группы вносил изменения в тренировочные планы конкретного спортсмена, что позволило улучшить личные результаты гребцов. 

К окончанию эксперимента в среднем по ЭГ результаты на дистанции 5000м улучшились на 22% по отношению к началу наблюдений.

Положительная динамика роста спортивного мастерства была отмечена и у гребцов контрольной группы на прирост результата составил только 7,3%. 

Выводы.

Результаты общей физической подготовленности в различных упражнениях (подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, толчок штанги весом 20 кг. и др.), представленных в таблице 2 также свидетельствовали об значительных улучшении всех изучаемых параметров у спортсменов наблюдаемых групп по сравнению с исходными. 

Результаты возросли в первом упражнении на 74 % и 79% (при Р 0,050), во втором на – 14,9 и 15,3% (при Р 0,050]). Наибольшие изменения отмечены в упражнении «угол в висе» в третьем – на 206 и 203% (при Р 0,0001); но при этом  статистическая обработка полученных данных не выявила достоверных различий межгрупповых параметров.

Проведенный педагогический эксперимент показал положительную динамику в специальных тестах и спортивных результатах, способствовал повышению результативности гребцов воспитанников СДЮСШ ОР№11.


Список литературы:
  1. Агеев, Ш. К. Структура и содержание микроцикла специальной физической подготовки квалифицированных спортсменов в подготовительном периоде (на примере академической гребли) / Ш. К. Агеев : монография. ‒ СПб. : Питер, 2016. ‒ 190 с. 
  2. Белоусов, С. И. Эффективность применения компьютерно-диагностического тренажерного комплекса технической подготовки юных гребцов академистов / С. И. Белоусов, П. В. Квашук // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 12. – С. 6-8. 
  3. Брюханов, Д. А. Двигательные качества и физическая подготовка гребцов на байдарках и каноэ / Д. А. Брюханов. – Волгоград : Волгоградская государственная академия физической культуры, 2021. – 174 с. 
  4. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология : учебное пособие для студентов / Ю. А. Ермолаев. ‒ М. : Академ Пресс, 2011. ‒ 444 с.
  5. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. ‒ М.: Физкультура и спорт, 2009. ‒ 200 с.
  6. Игнатенко, А. В. Лыжная подготовка как средство совершенствования общефизической подготовки гребцов в зимнем периоде / А. В. Игнатенко, М. А. Михайлова // Актуальные вопросы и перспективы развития физического воспитания, спорта в вузах : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию кафедры «Физическое воспитание и спорт», Новосибирск, 18 декабря 2020 года. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2021. – С. 50-63. 
  7. Каверин, В. Ф. Методические рекомендации в подготовке гребцов на байдарках и каноэ / В. Ф. Каверин. ‒ Барнаул, 2017. ‒ 64 с.
  8. Каверин, В.Ф. Подготовка квалифицированных гребцов на байдарках и каноэ : учеб. пособие / В. Ф. Каверин, Н. М. Ежова, О. Е. Докучаев. ‒ Барнаул, 2017. ‒ 96 с. 
  9. Максименко, Б. Б. Повышение общей физической подготовки гребцов средствами лыжной подготовки / Б. Б. Максименко, Д. А. Игнатенко, А. В. Игнатенко // Сборник статей Итоговой научной конференции военно-научного общества института за 2021 Г. : материалы Итоговой научной конференции, Санкт-Петербург, 16–17 марта 2022 года. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Военный институт физической культуры, 2022. – С. 41-44. 
  10. Мардер, А. Р. Инновационная методика обучения технике гребли на байдарке гребцов 10-11 лет / А. Р. Мардер, Г. И. Семёнова // Таврический научный обозреватель. ‒ 2017. ‒ №10(27). ‒ С.47-52.
  11. Петрухнова, К. В. Управление спортивной подготовкой гребцов 13-14 лет в специально-подготовительном периоде / К. В. Петрухнова, И. Н. Селиверстова // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : Материалы IХ Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, Челябинск, 20 апреля 2021 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2021. – С. 222-224.

Информация об авторах:

Довнар Анна Юльевна – мастер спорта, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта Уральского Государственного Университета Физической Культуры.
any1977@bk.ru
+79507447811

Опубликовано на сайте журнала 26 июня 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/37

Журнал, в котором опубликована статья: