Рубрика «Физиология»

Особенности адаптационного потенциала студентов разных профилей обучения

Аннотация. В статье приведены эмпирические данные исследования энергетического компонента функционального состояния студентов-спортсменов (РФ УралГУФК, n=100) и студентов медицинского вуза (Республика Беларусь ГрГМУ, n=134). Средний возраст испытуемых в выборке составил 19±1,2 года (M±m), все студенты дневной формы обучения. Для оценки состояния адаптационных механизмов рассчитывали значения адаптационного потенциала по формуле Р. М. Баевского. Психофизиологическое исследование осуществлялось в 2022-23 учебном году.

Цель исследования сравнительный анализ адаптационного потенциала студентов разных профилей обучения.

Наименьшие средние значения по параметру адаптационного потенциала установлены у девушек вуза физической культуры – 2,01±0,04 усл. ед. Напряжение механизма адаптации выявлено во всех группах: у 35,29 % девушек и 46,9 % юношей УралГУФК и у 72,73 % и 44,64 % юношей и девушек вуза ГрГМУ.

Полученные данные расширяют границы мониторинга состояния здоровья студентов.


Авторы:

Харина И. Ф., Макунина О. А., Быков Е. В., Довнер Д. Р.
Уральский государственный университет физической культуры (Россия, г. Челябинск)

Пац Н. В.
Гродненский государственный медицинский университет (Белоруссия, г. Гродно)
 


Ключевые слова: Адаптационный потенциал, Двойной карьерный путь, Здоровье, Студенты-медики, Студенты-спортсмены

Актуальность. Современное состояние соматического здоровья учащейся молодежи вызывает обоснованную тревогу медицинского и научного сообщества, сохранение его является приоритетной задачей государства. 

Обучение в вузе сопряжено со стрессом, адаптацию к которому можно оценить интегральным показателем, разработанным Р. М. Баевским [1], являющимся эффективным критерием оценки уровня здоровья. Адаптационный потенциал системы кровообращения  - это потенциальная способность обеспечить уравновешивание со средой, способность мобилизовать функциональные резервы при определенной степени напряжения регуляторных механизмов.

В статье Е. А. Семизорова и соавторов, представлена динамика адаптационного потенциала (АП) у студентов мужского пола четырех российских вузов (18-22 лет, n=148) и факторы, влияющие на параметры сердечно-сосудистой системы (ССС), такие как возраст и эмоционально-психологическое состояние. Авторами установлено, что в период первой экзаменационной сессии у студентов возникает функциональное напряжение системы кровообращения в отличие от первого среза, проведенного в начале осеннего семестра. При этом, по завершению весеннего семестра, в период второй экзаменационной сессии механизмы напряжения у студентов не были зарегистрированы, что указывает на  положительную динамику по завершению весеннего семестра [12]. 

Однако в работе Н. А. Булычевой продемонстрирована противоположная тенденция: снижение студентов с удовлетворительной адаптацией на 4,7 % и увеличение студентов с напряжением механизмов адаптации на 1,7 % при повторном исследовании. Автор предполагает, что снижение адаптационных резервов связано с низкой физической активностью [3]. 

Беляева В. А. и Такоева Е. А. в своей работе зафиксировали напряжение адаптационных механизмов у 35,3 % (n=169) из числа обследуемых студентов-медиков [2]: «Регуляторные системы организма студентов работают напряженно с преобладанием центрального контура регуляции, при этом отмечаются высокие значения индекса централизации и стресс-индекса». 

В одном из исследований  А. М. Сатаркуловой, где в контуре выборки рассматривались студенты-медики, при этом все они иностранцы (n=302), установлено, что  у 82 % обследуемых лиц с умеренным преобладанием центральной регуляции отмечена удовлетворительная адаптация. У 47 % студентов с выраженным преобладанием центрального механизма наблюдалось напряжение адаптации и  ни у одного из обследованных  студентов срыва  адаптационного потенциала не было выявлено [11]. 

Жадько Д. Д. с соавторами осуществили диагностику адаптационных резервов у студентов-медиков мужского пола (n=315), которые предварительно разделили на две группы по состоянию здоровья, 1 группа – студенты основного медицинского отделения (n=243), не имеющие отклонений, и 2 группа – студенты специального медицинского отделения (n=72). Полученные ими данные показали, что адаптационные возможности ССС достаточно низкие у всей выборки, вне зависимости от группы здоровья, при этом они зафиксировали у студентов второй группы выраженные низкие возможности АП ССС в сравнении с первой группой [7]. 

Оценка уровня АП ССС с учетом половых различий и вегетативного статуса у студентов первого курса колледжа (n=54), проведенная коллективом авторов (Симонова О. А. и соавторы)  в начале первого и второго семестров, выявила, что у испытуемых встречается симпатическая регуляция функциональных процессов, АП в среднем находиться на удовлетворительном уровне. Напряжение механизмов адаптации было отмечено преимущественно в группе девушек с парасимпатическим типом регуляции [10]. 

В цикле наших публикаций, представлены особенности адаптации студентов-спортсменов в условиях двойного карьерного пути, исследуемые в соответствии с программой мониторинга здоровья студентов с 2016 года. Двойной карьерный путь – это новый взгляд на комфортное и качественное сопровождение учебно-спортивной деятельности с учетом психофизиологического и медико-биологического сопровождения студентов-спортсменов [6].

Ранее нами установлена удовлетворительная адаптации у 68,3 % студентов-спортсменов, напряжение отмечалось у 26,2 % и для 5,4 % установлена неудовлетворительная адаптация [8].

При изучении механизмов адаптации в динамике учебного года студентов-спортсменов с индивидуальным графиком (ИГ) обучения и общепринятой системой подтверждено напряжение энергетического компонента психофизиологического статуса в обеих сравниваемых группах, уменьшение количества студентов с удовлетворительным типом адаптации в группе с ИГ на 13,3 %, в группе студентов без ИГ – на 23,4 % [9].

У квалифицированных спортсменов В. Р. Горст и соавторами продемонстрированы низкие показатели АП (1,68±0,10 усл.ед.). Ими при анализе  АП у спортсменов различных спортивных специализаций выявлены различия. Отмечено, что у представителей циклических видов спорта  значительно ниже среднее значение показателя АП в сравнение с представителями единоборств и игровых видов спорта. Представленный авторами анализ воздействия физической релаксации на АП у юношей (n=47) выявил неудовлетворительную адаптацию у студентов с ожирением и табакокурением. В экспериментальной группе по истечении шести месяцев доказано положительное влияние физической релаксации, а именно: повышение адаптационных резервов организма [5]. 

Оценка АП как критерия здоровья студентов является актуальной и имеет практическую значимость при реализации здоровьсеберегающих программ вузов.

Цель исследования: провести сравнительный анализ адаптационного потенциала студентов разных профилей обучения.  

Организация и методы исследования. В исследовании принимало участие 100 студентов-спортсменов Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск, РФ), и 134 студента-медика Гродненского государственного медицинского университета (г. Гродно, Республика Беларусь). Средний возраст испытуемых в выборке составил 19 ± 1,2 года (M ± m), все студенты дневной формы обучения.

Психофизиологическое исследование осуществлялось в 2022-23 учебном году в условиях лаборатории «Адаптация человека к экстремальным факторам» кафедры физиологии Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) и кафедры общей гигиены и экологии Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ). Испытуемые были осведомлены о цели исследования, подписали добровольное согласие на участие в нем.

На проведение исследования получено положительное заключение этического комитета УралГУФК (протокол № 10 от 10.06.2021).

Для оценки состояния адаптационных механизмов рассчитывали значения АП по формуле Р. М. Баевского [1].

АП = 0,011хЧСС + 0,014хСАД + 0,008хДАД + 0,014хВ + 0,009хМТ - 0,009xP - 0,27, где: ЧСС – частота сердечных сокращений (уд./мин.), САД и ДАД – систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.), В – возраст (лет), MT – масса (вес) тела (кг), Р – рост (длина тела, см), 0,27 ¬ – свободный член уравнения.

Статистическая обработка результатов исследования произведена с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel пакета прикладных программ Microsoft Office (2010). 

Результаты и их обсуждение. В таблице 1 представлены результаты описательной статистики.

Таблица 1 – Статистические значения адаптационного потенциала студентов разных профилей обучения (%, Абс.)

Вуз nM±σMin : Max
УралГУФКвсе1002,03±0,281,47 : 2,83
юноши492,03±0,261,47 : 2,83
девушки512,01±0,301,56 : 2,80
ГрГМУвсе1342,08±0,261,36 : 2,85
юноши222,20±0,281,59 : 2,83
девушки1122,06±0,251,36 : 2,85

В результате исследования не выявлены студенты со значениями адаптационного потенциала, характеризующихся как неудовлетворительные и срыв адаптации.

На рисунке 1 представлено сравнение полученных данных с учетом половой принадлежности. 

Фото
Рисунок 1 – Распределение студентов разных профилей по уровням адаптационного потенциала

Примечание: достоверность различий по t-критерию Стьюдента при * - р<0,05, ** - р<0,01

Анализируя полученные данные, мы установили, что среднестатистические значения находятся в пределах удовлетворительной адаптации у студентов-спортсменов: у девушек 2,01±0,04 усл. ед., у юношей 2,03±0,04 усл. ед. (M±m). В тоже время у 35,29 % девушек и 46,9 % юношей выявлено напряжение механизмов адаптации. 

Несколько иную картину мы наблюдаем на выборке студентов-медиков. Напряжение механизмов адаптации было отмечено у 72,73% юношей (2,20±0,06 усл. ед.) и 44,64 % девушек (2,06±0,02 усл. ед.) (M±m). 

Значение адаптационного потенциала определяется морфологическими показателями и показателями сердечно-сосудистой системы. Известно, что показатель АП определяется антропометрическими показателями и значениями сердечно-сосудистой системы, следовательно сдвиг АП в сторону напряжения обусловлен отклонением этих показателей от возрастной нормы. 

Результаты исследования указывают на то, что студентов с напряжением адаптации больше в медицинском университете в группе юношей на 25,83%, в группе девушек на 9,35% по сравнению со студентами университета физической культуры.

Сравнение распределения студентов по уровням АП в зависимости от половой принадлежности показало, что среди юношей больше отмечается напряжение АП, чем в группе девушек: на 11,6% студентов университета физической культуры и на 28,09% - медицинского университета.

Полученные нами данные согласуются с работой В. А. Беляевой и Е. А. Такоевой: АП у испытуемых мужского пола выше, чем у испытуемых женского пола. Среди студентов-медиков, аналогично нашему исследованию, у 62,2 % юношей и 27,8 % девушек присутствует напряжение механизмов адаптации [2].

Заключение. Обзор научных публикаций, посвященных исследованию адаптации студентов разных вузов, позволяет заключить, что количество студентов с разным уровнем адаптационного потенциала варьирует в разных диапазонах. Важно обеспечить мониторинг состояния здоровья в системе высшего образования для своевременного выявления студентов группы риска и реализации здоровьесберегающих программ.

Сравнительный анализ адаптационного потенциала студентов разных профилей обучения дал основание полагать, что у большинства студентов университета физической культуры адаптация протекала удовлетворительно. В группе студентов медицинского университета превалирует количество студентов с напряжением адаптационного потенциала. 

Полученные результаты указывают на необходимость создания благоприятных условий для обучения. Для студентов с напряжением адаптации необходимо оптимизировать учебный процесс, включать в него здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии. Например, возможность выбора индивидуальной траектории обучения или индивидуального графика. 

Полученные данные, безусловно, требуют дополнительного анализа: исследование образа жизни студентов с корреляционным и факторным анализом. Необходим более детальный поиск связей антропометрических данных с изменением адаптационного потенциала у студенческой молодежи  разных профилей обучения, проживающих в разных климато-географических регионах.  

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках научного сотрудничества Уральского государственного университета физической культуры и Гродненского государственного медицинского университета.

Вывод. Выявлены  различия адаптационного потенциала студентов разных профилей обучения (физкультурного и медицинского) с преобладанием большего контингента студентов медицинского ВУЗа с функциональным напряжением, с повышенной активацией механизмов адаптации, при том, как у студентов-спортсменов доминировали высокие функциональные возможности организма с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды.


Список литературы:
  1. Баевский, Р. М. Адаптационный потенциал системы кровообращения и вопросы донозологической диагностики / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева // Проблемы адаптации детей и взрослого организма в норме и патологии. М: ИГМИ, 1990. -172 с.
  2. Беляева, В. А. Адаптационный потенциал системы кровообращения и вариабельность сердечного ритма у студентов-медиков / В. А. Беляева, Е. А. Такоева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 124.
  3. Булычева, Н. А. Влияние процесса обучения на адаптационный потенциал студентов университета / Н. А. Булычева // Экология. Здоровье. Спорт : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Чита, 15–16 мая 2019 года / Ответственный редактор С.Т. Кохан. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. – С. 12-14.
  4. Быков, Е. В. Современные научно-методические подходы к оценке психофизиологических функциональных состояний / Е. В. Быков, О. А. Макунина, И. Ф. Харина // Научно-спортивный журнал. – Т1, №1. – С.5-16.
  5. Горст, В. Р. Анализ воздействия физической релаксации на адаптационный потенциал студентов медицинского университета / В. Р. Горст, А. В. Доронцев, К. А. Доронцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2019. – Т. 14, № 2. – С. 126-130.
  6. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен / П. А. Байгужин, Д. З. Шибкова, Т. В. Рыба [и др.] // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 48-67. 
  7. Жадько, Д. Д. Адаптационный потенциал студентов ГрГМУ при занятиях физической культурой / Д. Д. Жадько, Д. И. Курбанов, В. В. Григоревич // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. – 2015. – № 5. – С. 63-70.
  8. Макунина, О. А. Компоненты психофизиологического статуса, определяющие успешность студентов в условиях учебной и спортивной деятельности / О. А. Макунина, И. Ф. Харина // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5, № 4(17). 
  9. Макунина, О. А. Психофизиологические характеристики студентов-спортсменов в условиях "двойной карьеры" / О. А. Макунина, И. Ф. Харина // Психология. Психофизиология. – 2022. – Т. 15, № 4. – С. 94-105. 
  10. Симонова О. И. Оценка функциональных индексов и уровня здоровья студентов в период адаптации к обучению в колледже / О. И. Симонова, О. В. Сметанникова, Е. В. Попова, Н. А. Ермаков // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 154-160.
  11. Сатаркулова, А. М. Функциональное состояние и адаптационный потенциал у иностранных студентов с различным типом вегетативной регуляции в процессе обучения / А. М. Сатаркулова // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2020. – № 1. – С. 118-126.
  12. Семизоров, Е. А. Адаптационный потенциал по Баевскому у студентов юношеского возраста различных вузов России в динамике обучения в вузе / Е. А. Семизоров, Н. Я. Прокопьев, А. В. Шевцов // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 3(71). – С. 156-159.

Информация об авторах:

Харина Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры. kharina.i.f@list.ru

Макунина Ольга Александровна – кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии, старший научный сотрудник научно-исследовательский институт олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры. 
oamakunina@mail.ru 

Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации; проректор по научно-исследовательской работе Уральского государственного университета физической культуры. 
bykovev@uralgufk.ru

Пац Наталия Викторовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии. Гродненский государственный медицинский университет. Гродно, Беларусь. 
pats_nataly.2003@mail.ru

Довнер Даниил Русланович – магистрант кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры. 
ddrbazyka@yandex.ru.

Опубликовано на сайте журнала 12 октября 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/46

Журнал, в котором опубликована статья: