Представлен материал, раскрывающий проблему травли в детских и юношеских коллективах, к которым относятся образовательные и физкультурно-спортивные организации. Буллинг повышает риск агрессии, насилия, суицидальных действий, приводит к эмоциональным и невротическим расстройствам. Показано, что акцент воспитательной работы должен быть направлен на формирование позитивного социального благополучия, личностных качеств занимающихся, выработке коммуникативных навыков для адаптации в коллективе, преодоления поведенческих девиаций, правонарушений, агрессивных и насильственных действий, вовлечение занимающихся в досуговую деятельность. При работе с детским коллективом нужно выработать такую линию поведения или свод правил, которые обеспечат психологическую безопасность для каждого ребенка/подростка, это позволит выстроить доверительные отношения между членами детского коллектива их наставниками и родителями. В рамках профилактических мероприятий по предотвращению агрессии и травли, необходимо создать условия группового взаимодействия, в котором каждый участник будет знать, что ему есть к кому обратиться, что его понимают и, помощь, на которую он рассчитывает, будет оказана своевременно.
Новичкова Н.Г.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск
Актуальность. В системе образования и воспитания среди детей, подростков существует достаточно большое количество проблем: высокий уровень тревожности, завышенная или заниженная самооценка, агрессия, различные проявления деструктивного характера, поведенческие девиации. Среди такого круга проблем, существует не менее актуальная проблема буллинга. В недалеком прошлом термин «буллинг» существовал как обыденное понятие, не обоснованное научными фактами, в последние годы этот термин приобрел статус международного который сочетает в себе комплекс социальных, психологических, а также педагогических проблем, встречается как в детских, так и во взрослых коллективах [3, 8, 9, 10]. В ряде литературных источников буллинг – это массовое явление, которому отводится особое внимание среди специалистов различных областей. Тот факт, что понятие «буллинг» выделилось в самостоятельный термин говорит о распространенности данного явления, за которым стоит ряд неразрешенных проблем [1].
Термин «буллинг» произошел от английского слова «bully», что в переводе означает физический или психологический террор, запугивание [7]. Проблема травли среди детей и подростков – является одной из распространенных проблем в детских и юношеских коллективах к таким коллективам также относятся образовательные и физкультурно-спортивные организации. Буллинг повышает риск агрессии, насилия, суицидальных действий, приводит к эмоциональным и невротическим расстройствам [2].
Цель исследования – провести теоретический анализ проблемы агрессии, буллинга в организациях физкультурно-спортивной направленности.
Результаты исследования. Двигательная активность, занятия физической культурой и спортом способствуют не только положительному воздействию на организм занимающихся, но и являются неотъемлемой частью процесса воспитания. Так как в рамках совместных занятий, мероприятий физкультурно-спортивного характера раскрываются индивидуальные особенности каждого занимающегося, формируются ценностные отношения, воспитываются волевые качества. Но, если коснуться соревновательной деятельности, в которой явно прослеживается «дух» соперничества, командные действия игроков, лидерские качества, то можно увидеть, что со всем этим могут развиваться стрессовые ситуации, конфликты между игроками (своей команды и команды соперника), проявления агрессии. Такое поведение, элементом которого является спортивная агрессия, вполне приемлемо в рамках соревнований, но если этого выходит за пределы соревновательной деятельности, то такие моменты, впоследствии, могут привести к травле отдельных участников спортивного коллектива.
Каждый человек, который пытается или старается быть лидером в команде, желает самоутвердиться на фоне другого участника по команде, поэтому травля может начаться со слабого, при этом буллинг может проявляться не только в процессе тренировочных занятий или соревновательной деятельности, такое активное явление наблюдается и за пределами совместной деятельности детско-юношеской спортивной школы. «Жертве» буллинга, в некоторых ситуациях, с трудом дается поменять свой статус, поэтому со стороны более сильного сверстника «жертва» подвергается постоянным нападкам [4].
Существует очень много примеров последствий агрессии и буллинга в спортивной среде, самые явные его проявления – это нарастающая неуверенность в себе, снижение самооценки, повышенный уровень тревожности.
Тренеры-преподаватели, родители должны в своевременном порядке пресекать проявление агрессивных действий и насилия среди коллектива детей.
В этом плане основой воспитательной работы в детско-юношеской спортивной школе является совместное участие детей и родителей в общих мероприятиях и соревнованиях согласно годовому плану работы школы. Такого рода мероприятия позволяют определить позицию спортсменов в общей системе воспитательного процесса и будут способствовать:
Разнообразные формы групповых, индивидуальных тренировочных и теоретических занятий, будут являться приоритетным направлением в организации и реализации воспитательной работы детско-юношеской спортивной школы.
Воспитательная работа, в детско-юношеской спортивной школе, должна осуществляться с воспитанниками всех возрастных групп с учетом их физических, психологических, интеллектуальных особенностей, комплексы таких мероприятий будут оказывать воспитательной воздействие на отдельно взятую личность и коллектив в целом.
В свободное времяпрепровождение, на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях, в спортивно-оздоровительных лагерях, а также в процессе учебно-тренировочных занятий, тренер-преподаватель, используя различные средства воспитательного воздействия, мероприятия воспитательного характеры, как раз таки и будет осуществлять воспитательную работу, направленность которой и будет состоять в том, чтобы избегать конфликтных ситуаций, агрессивного и асоциального поведения, буллинга среди подрастающего поколения.
Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы для тренеров:
Только совместными усилиями, профилактическими действиями можно решить эту проблему. Также необходимо научить ребенка действовать самостоятельно, если он почувствовал какие-либо нападки или оказался жертвой травли.
Е. Морозова, предлагает правила, которые нужно объяснить спортсмену, который столкнулся с проблемой буллинга:
Как не оказаться в ситуации травли?
Рекомендации для тренерского состава при возникновении буллинга в команде.
В таблице 1 представлены примерные формы, средства, и методы воспитательной работы, которые можно использовать в физкультурно-спортивных организациях и детско-юношеских спортивных школах.
Таблица 1 – Формы и средства, методы воспитательной работы
Формы воспитательной работы | Средства воспитательной работы | |
Коллективные | Индивидуальные | |
‒ собрания; ‒ праздники; ‒ организованные встречи со знаменитыми спортсменами; ‒ встречи с представителями органов власти; ‒ встречи с представителями общественных организаций; ‒ сборы, походы; ‒ соревнования с различными командами; ‒ соревнования с участием родителей; | ‒ беседы (индивидуальные, групповые, коллективные) с обменом мнениями, поиском решений проблемы; ‒ собеседования с детьми, родителями; ‒ поручения (индивидуальные, групповые); ‒ совет; ‒ помощь; ‒ анкетирование (детей, родителей); ‒ тестирование. | Материально-технические средства: ‒ использование различного оборудования и инвентаря; ‒ использование видео и аудиоаппаратуры; ‒ оформление стендов на разнообразные тематики; ‒ оформление спортивных залов, площадок, кортов. |
Методы, используемые в процессе воспитательной работы: ‒ вербальные: сообщение информации, беседа, рассказ; ‒ наглядные: демонстрация и разбор игровых моментов, презентации, выставки, посещение музеев, организация экскурсий; ‒ педагогические методы: личный пример тренера, поощрение, убеждение, наказания (в крайних случаях); ‒ практические методы: сбор информации, материалов для оформления стендов, выставок (по виду спорта), оформление плакатов. |
В таблице 2 представлена профилактическая работа, которая может быть организована со всеми участниками тренировочного процесса: тренерами, воспитанниками, родителями.
Таблица 2 – Профилактическая работа в детско-юношеской спортивной школе
Работа с тренерами-преподавателями |
1. Работа с сайтом ДЮСШ, размещение необходимой информации. 2. Организация работы по здоровьесберегающим компонентам, формированию ценностных ориентаций. 3. Разработка плана воспитательной, просветительской, профилактической работы среди детей и подростков. 4. Изучение информации по работе с детьми, находящимися в группе риска. 5. Вовлечение воспитанников в спортивную, общественно-полезную, досуговую деятельность. 6. Организация встреч со знаменитыми спортсменами по виду спорта. |
Работа со спортсменами |
1. Проведение тематических бесед: «Профилактика конфликтных ситуаций», «Позитивное разрешение конфликтов», «Последствия противоправного поведения», «Быть счастливым – значит быть здоровым», «Роль двигательной активности человека», «Роль сна в сохранении здоровья», «Наш дружный коллектив», «культура питания», «Основы самомассажа», «Гармония природы и здоровья человека», «Культа питания», «Спорт – против наркотиков» и др. 2. Проведение индивидуальных профилактических тематических бесед по формированию поведенческих аспектов. 3. Организация и проведение мероприятий с младшими воспитанниками спортивной школы. 4. Участие в мероприятиях, посвященных Дню открытых дверей спортивной школы. 5. Мероприятия, посвященные Международному дню отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Дню здоровья. |
Работа с родителями |
1. Оказание консультативной помощи по вопросам социально-педагогической поддержки в преодолении негативных явлений. 2. Изучение интересов семей занимающихся. 3. Привлечение родителей к общественной жизни спортивной школы. 4. Участие в работе родительского комитета. 5. Дни открытых дверей для родителей. |
Выводы:
Новичкова Наталья Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры.
e-mail: novichkova.82@mail.ru