Обзор психодиагностических методик изучения агрессивного поведения спортсменов

English? PDF для печати 210 просмотров

Проблема агрессивного поведения является актуальной для современного общества. Наибольшее количество работ по изучению агрессивного поведения проводится на базе образовательных учреждений – школ, колледжей, техникумов и вузов. Такие исследования в подростковом и юношеском возрасте позволяют определить направление профилактических мер для снижения уровня агрессивности подрастающего поколения и общества в целом. В данной статье представлен обзор психодиагностического инструментария, который чаще всего используется в исследованиях агрессивного поведения среди спортсменов подросткового и юношеского возраста.

В Уральском государственном университете физической культуры было проведено исследование студентов 1-2 курсов по методике «Виды агрессии» Л. Г. Почебут. Высокий уровень общей агрессии наблюдается у 4% студентов первых двух курсов, из них – у 2% юношей, 5% девушек. Большинство испытуемых (73%) обладает средним уровнем общей агрессивности. Более половины студентов демонстрируют низкий уровень физической агрессии. Доминирующая форма агрессивного поведения девушек – самоагрессия, затем – вербальная. У юношей доминирует физическая агрессия, вербальная агрессия также на втором месте по частоте проявления.

Изучение доминирующих видов агрессивного поведения у студентов 1-2 курса вуза физической культуры позволило определить необходимость проведения психологической диагностической работы, направленной на дополнительное изучение тревожности, защитных механизмов психики, а также психокоррекционной и развивающей деятельности с целью развития эмоционального интеллекта, обучения методам психорегуляции. Данные выводы могут быть полезны преподавателям дисциплины «Психология физической культуры и спорта», а также являются обоснованием необходимости дисциплины «Психорегуляция» как обязательной для будущих тренеров.


Авторы:

Рендикова А.В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, г. Челябинск


Ключевые слова: Агрессивное поведение, Виды агрессии, Исследование агрессивности, Студенты спортивного вуза

Актуальность. Проблема агрессивного поведения является актуальной для современного общества. В научной литературе подвергаются разностороннему исследованию понятия «агрессия» и «агрессивное поведение», рассматриваются формы проявления, причины, взаимосвязь с другими индивидуальными особенностями личности и т.д. В экспериментальных исследованиях определяются взаимосвязи агрессивного поведения с генетическими, гендерными, индивидуально-психологическими особенностями и социальными условиями жизни человека [1, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14]. Особенно интересен психологам детский и юношеский возраст, как период изучения ресурсов профилактических мер для снижения уровня агрессивности подрастающего поколения и общества в целом [3, 6, 10, 15, 16]. Наибольшее количество работ по изучению агрессивного поведения проводится на базе образовательных учреждений – школ, колледжей, техникумов и вузов. Выявляется психодиагностический инструментарий, позволяющий определить различные параметры агрессивного поведения, с целью предотвращения трагических ситуаций, связанных с проявлением агрессии [17, 18].

Цель работы: провести обзор психодиагностических методик для изучения уровня агрессивного поведения спортсменов от подросткового до взрослого возраста. Исследовать уровень агрессивности студентов 1-2 курсов Уральского государственного университета физической культуры по одной из методик, определить возможности ее использования в учебно-воспитательном процессе.

Организация и методы исследования. 

В большинстве отечественных исследований агрессивности взрослых спортсменов используется опросник BDHI («Опросник враждебности Басса-Дарки»), разработанный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 году. Существует несколько адаптированных версий данной методики – на русском языке она стандартизирована С. Н. Ениколоповым (1990), А. К. Осницким (1998), А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 году. Авторы выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия), которые диагностируются в результате тестирования. В результате диагностики можно определить показатели по следующим параметрам:

  • физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
  • косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
  • раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 
  • негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
  • обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  • подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
  • чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

На основе методики Басса-Дарки в 2012 году Л. Г. Почебут разработала методику «Виды агрессивности», которую часто используют при исследовании агрессивности студенческой молодежи. Людмила Георгиевна определила агрессивное поведение как специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Автор считает целесообразным рассматривать агрессивное поведение как противоположное поведению адаптивному. Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. 

В методике Л. Г. Почебут выделяется пять шкал:

  1. вербальная агрессия – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления;
  2. физическая агрессия – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы;
  3. предметная агрессия – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах;
  4. эмоциональная агрессия – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему;
  5. самоагрессия – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Также в методике рассматривается суммарный показатель, превышение которого означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

По мнению С. О. Закаморного, изучавшего агрессию спортсменов студенческого возраста, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка – психодиагностическая методика, обладающая наибольшей, по сравнению с другими методиками, прогностической ценностью для изучения агрессии спортсменов [7].

Характеристики, которые исследуются в данном опроснике, имеют следующие определения: 

  • тревожность – индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности; 
  • фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.; 
  • агрессивность – не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям и окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту; 
  • ригидность – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Сильно выраженная ригидность проявляется в неизменяемости поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной действительности. Противоположное по значению свойство личности – пластичность.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что тревожность влияет на формирование агрессивности в качестве блокирующего или побуждающего фактора. Тревога по поводу социального неодобрения своих действий может являться сильным сдерживающим фактором агрессии. В другом случае, тревога может провоцировать повышение уровня агрессии, когда будет выступать в качестве защитного механизма как от реальной угрозы, так и от воображаемой опасности [2]. Поэтому при изучении агрессивного поведения и его причин используются методики, направленные на изучение тревожности.

К такого вида диагностике относится «Шкала тревоги» Спилбергера-Ханина. Методика Чарльза Спилбергера (1970), является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная или реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (свойство, особенность, устойчивая характеристика человека). В нашей стране используется шкала в модификации Юрия Львовича Ханина (1978).

Фрайбургский личностный опросник (FPI) был создан с целью определения психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной и профессиональной адаптации и регуляции поведения. Авторы теста И. Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел разработали несколько версий опросника в 70-х годах прошлого века. Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в 1989 году на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. 

Авторы определяют личность как совокупность черт, стремлений, целей, физических и психологических особенностей. Опросник содержит 12 шкал, название и описание которых представлено ниже. 

  1. Невротичность – эмоциональная нестабильность, зацикленность на собственных чувствах, безответственность. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому, тогда как низкие – характеризуют человека как спокойного, уравновешенного, эмоционально стабильного.
  2. Спонтанная агрессивность – импульсивность в поведении, склонность к психопатии. Низкие оценки говорят о замкнутости, уступчивости, эмоциональной сдержанности. Высокие оценки характеризуют человека как импульсивного агрессора.
  3. Депрессивность – диагностика признаков депрессивного синдрома. Высокие оценки говорят о неуверенности в себе, изменчивом настроении, низкой самооценке, ощущении ненужности и отчужденности. Низкие – отражают оптимизм, радость, энергичность.
  4. Раздражительность – эмоциональная неустойчивость. Высокие оценки могут говорить о склонности к аффективному реагированию. Низкие баллы свидетельствуют о надежности, добросовестности и доброжелательности человека.
  5. Общительность – проявление социальной активности. Высокие оценки говорят о выраженной потребности в общении, болтливости и гиперактивности. Низкие – говорят о замкнутости и скрытности.
  6. Уравновешенность – устойчивость к стрессу. Высокие баллы говорят о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов, внутреннем спокойствии и уверенности в себе. Низкие оценки выявляют тревожность и суетливость.
  7. Реактивная агрессивность – агрессия к социальному окружению. Высокие оценки говорят о выраженном стремлении к доминированию, недоверии и авторитарности. При низких показателях человек следует социальным нормам, зависим от мнения окружающих.
  8. Застенчивость – предрасположенность к стрессовому реагированию на жизненные ситуации. Высокие оценки по шкале говорят о наличии тревожности, скованности, неуверенности. Низкие показатели характеризуют человека как смелого, решительного, склонного к риску.
  9. Открытость – отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки говорят о стремлении к доверительным отношениям с людьми, способности признавать свои ошибки и улучшать себя. Низкий показатель говорит о закрытости, отчужденности, непринятии себя. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
  10. Экстраверсия-интроверсия – высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.
  11. Эмоциональная лабильность – устойчивость эмоционального состояния. Высокие оценки указывают на быструю смену эмоциональных состояний, возбудимость, раздражительность, недостаточную саморегуляцию. Низкие показатели могут охарактеризовать не только эмоциональную стабильность, но и умение владеть собой.
  12. Маскулинизм-феминизм – высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.
    «Шкала враждебности» Кука-Медлей (CMHS) разработана на основе соответствующей шкалы MMPI в 1954 году. На русский язык методика переведена без стандартизации Л. Н. Собчик. Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики склонности к враждебному и агрессивному поведению. По итогам обследования вычисляется уровень цинизма, агрессивности и враждебности.

В Уральском государственном университете физической культуры было проведено изучение особенностей проявления агрессивного поведения у студентов 1-2 курсов по методике Л. Г. Почебут.

Результаты исследования и их обсуждение.

В диагностике «Виды агрессивности» Л. Г. Почебут приняли участие 177 человек – 111 девушек и 66 юношей, обучающиеся 1-2 курсов. Опрос был анонимным, поэтому ниже представлены общие результаты (табл. 1)., а также гендерная специфика проявления агрессии (табл.2 и табл.3).

Таблица 1 – Распределение количества студентов по уровням проявления агрессивного поведения

Уровень агрессииФорма агрессивного поведения
ВербальнаяФизическаяПредметнаяЭмоциональнаяСамо-агрессияОбщий показатель
низкий40%55%43%53%32%24%
средний37%27%41%33%37%72%
высокий23%18%16%14%32%4%

Доминирующим видом агрессивного поведения у студентов вуза физической культуры является самоагрессия, что может свидетельствовать о невысоком уровне эмоционального интеллекта, недостаточном познании себя, своих особенностей и неумении защитить себя.

В целом, можно отметить, что высокий уровень общей агрессии, наблюдается у 4% студентов первых двух курсов. Большинство испытуемых (73%) обладает средним уровнем общей агрессивности. Говоря о физической агрессии, можно отметить, что более половины студентов демонстрируют низкий уровень физической агрессии. В отечественных и зарубежных исследованиях подобные показатели интерпретируются как большая возможность спортсменов контролировать агрессию в повседневной жизни в сравнении с не занимающимися спортом [5]. Также это можно объяснить тем, что в исследовании принимало участие девушек в два раза больше, чем юношей. Сравнив показатели по физической агрессии (табл.2 и табл.3), можно отметить, что для девушек характерен низкий уровень, а для юношей – средний и высокий.

Таблица 2 – Распределение количества девушек по уровням проявления агрессивного поведения

Уровень агрессииФорма агрессивного поведения девушек
ВербальнаяФизическаяПредметнаяЭмоцио-нальнаяСамо-агрессияОбщий показатель
низкий37%69%35%50%27%22%
средний40%23%43%36%34%73%
высокий23%8%22%14%39%5%

Доминирующая форма агрессивного поведения девушек – самоагрессия, следующая по частоте проявления – вербальная. У юношей также вербальная агрессия на втором месте по частоте проявления, но после физической. В исследовании влияния взаимодействия агрессивности и тревожности на приспособленность подростков было установлено, что вербальная агрессия смягчала негативное влияние тревожности на социальную и общую приспособленность подростков [1]. Учитывая высокий уровень самоагрессии и у юношей (20%), можно предположить, что психологическая работа, направленная на снижение уровня тревожности, будет способствовать снижению уровня агрессивности в целом.

Таблица 3 – Распределение количества юношей по уровням проявления агрессивного поведения

Уровень агрессииФорма агрессивного поведения юношей
ВербальнаяФизическаяПредметнаяЭмоциональнаяСамо-агрессияОбщий показатель
низкий45%30%56%56%39%29%
средний32%35%36%29%41%70%
высокий23%35%8%15%20%2%

Высокий показатель общей агрессивности выявлен у 2% юношей. Наиболее низкие уровни агрессивности у юношей были получены по предметной и эмоциональной агрессии. Полученные данные по отдельной группе, даже анонимные, позволят кураторам групп скорректировать планы воспитательной работы.

Заключение.

В арсенале исследователя особенностей агрессивного поведения спортсменов достаточно психодиагностических методик, чтобы определить виды, уровень, особенности проявления агрессии и других характеристик личности, взаимосвязанных с агрессией. В зависимости от цели, можно подобрать подходящую методику, адаптированную для нашей страны. 

Изучение доминирующих видов агрессивного поведения у студентов 1-2 курса вуза физической культуры позволило определить необходимость проведения психологической диагностической работы, направленной на дополнительное изучение тревожности, защитных механизмов психики, а также психокоррекционной и развивающей деятельности с целью развития эмоционального интеллекта, обучения методам психорегуляции. Данные выводы могут быть полезны преподавателям дисциплины «Психология физической культуры и спорта», а также являются обоснованием необходимости дисциплины «Психорегуляция» как обязательной для будущих тренеров.


Список литературы:
  1. Бочаров, А. В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспособленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы : автореф. дис. … канд. биол. наук / А. В. Бочаров ; НИИ физиологии СО РАМН. – Новосибирск, 2009. – 19 с.
  2. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
  3. Вань, Е. Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 10. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24475 (дата обращения: 06.04.2023).
  4. Гаралева, М. Д. Индивидуально-типические особенности саморегуляции агрессивного поведения : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Д. Гаралева ; Психологический институт РАО. – М., 2006. – 28 с.
  5. Гасанпур, М. Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена. [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media67905/020_Gasanpur.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
  6. Долгова В. И. Агрессивное поведение подростков [Электронный ресурс] : статья / В. И. Долгова, А. А. Нуртдинова, Н. А. Белозерцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95510.htm. (дата обращения: 09.04.2023).
  7. Закаморный, С. О. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. О. Закаморный ; СибГУФК. – Омск, 2012. – 24 с. 
  8. Краев, Ю. В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов : дис. ... канд. психол. наук / Ю. В. Краев ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – 141 c. 
  9. Кутергин, Н. Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Б. Кутергин ; НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – СПб, 2007. – 18 с. 
  10. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления. [Электронный ресурс] : статья / О. А. Мальцева. – URL: https://nsportal.ru/2011/09/metodicheskoe-posobie-profilaktika-zhestokosti-i-agressivnosti-v-shkolnoy-srede-i-sposoby-ee (дата обращения: 16.04.2023).
  11. Неганов, А. Ю. Снижение агрессивности студентов на занятиях физической культурой в системе среднего профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Ю. Неганов ; УралГУФК. – Челябинск, 2007. – 21 с.
  12. Парамонова, Г.А. Стратегии поведения студентов различных спортивных специализаций в межличностном конфликте : автореф. дис. … канд. психол. наук / Г. А. Парамонова ; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2004. – 32 с.
  13. Петров, С. И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. И. Петров ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб, 2004. – 20 с.
  14. Петрушкина, Н. П. Гендерный анализ уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом / Н. П. Петрушкина, Е. В. Быков, О. И. Коломиец, А. О. Флегантов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 210-215.
  15. Петрушкина, Н. П. Уровень агрессии и нейродинамические характеристики спортсменов пубертатного возраста / Н. П. Петрушкина, О. И. Коломиец, Н. А. Симонова, Е. В. Жуковская Дж. Копкане Плачи // Психология. Психофизиология. – 2020 – Т. 13, № 4 –С. 108–115.
  16. Rucska, A. Влияние агрессии по самооценке молодых российских и венгерских спортсменов / Rucska Andrea, Plachy Judit Kopkáné, Коломиец О., Петрушкина Н., Быков Е., Oláh Csilla, Kiss-Tóth Emőke // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 24-25 октября 2017 г.) : в 2 т. / Под ред. д.м.н. проф. Е. В. Быкова. – Челябинск : УралГУФК, 2017. – Т. 1. – С. 225-232.
  17. Психологические тесты. [Электронный ресурс]. – URL : https://psytests.org/ (дата обращения: 10.06.2023).
  18. Райгородский, Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001 – 672 с.

Информация об авторах:

Рендикова Алевтина Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, психолог отдела по внеучебной и воспитательной работе Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.


Опубликовано на сайте журнала 12 октября 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/51

Журнал, в котором опубликована статья: