Обзор психодиагностических методик изучения агрессивного поведения спортсменов

Проблема агрессивного поведения является актуальной для современного общества. Наибольшее количество работ по изучению агрессивного поведения проводится на базе образовательных учреждений – школ, колледжей, техникумов и вузов. Такие исследования в подростковом и юношеском возрасте позволяют определить направление профилактических мер для снижения уровня агрессивности подрастающего поколения и общества в целом. В данной статье представлен обзор психодиагностического инструментария, который чаще всего используется в исследованиях агрессивного поведения среди спортсменов подросткового и юношеского возраста.

В Уральском государственном университете физической культуры было проведено исследование студентов 1-2 курсов по методике «Виды агрессии» Л. Г. Почебут. Высокий уровень общей агрессии наблюдается у 4% студентов первых двух курсов, из них – у 2% юношей, 5% девушек. Большинство испытуемых (73%) обладает средним уровнем общей агрессивности. Более половины студентов демонстрируют низкий уровень физической агрессии. Доминирующая форма агрессивного поведения девушек – самоагрессия, затем – вербальная. У юношей доминирует физическая агрессия, вербальная агрессия также на втором месте по частоте проявления.

Изучение доминирующих видов агрессивного поведения у студентов 1-2 курса вуза физической культуры позволило определить необходимость проведения психологической диагностической работы, направленной на дополнительное изучение тревожности, защитных механизмов психики, а также психокоррекционной и развивающей деятельности с целью развития эмоционального интеллекта, обучения методам психорегуляции. Данные выводы могут быть полезны преподавателям дисциплины «Психология физической культуры и спорта», а также являются обоснованием необходимости дисциплины «Психорегуляция» как обязательной для будущих тренеров.


Авторы:

Рендикова А.В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, г. Челябинск


Ключевые слова: Агрессивное поведение, Виды агрессии, Исследование агрессивности, Студенты спортивного вуза

Актуальность. Проблема агрессивного поведения является актуальной для современного общества. В научной литературе подвергаются разностороннему исследованию понятия «агрессия» и «агрессивное поведение», рассматриваются формы проявления, причины, взаимосвязь с другими индивидуальными особенностями личности и т.д. В экспериментальных исследованиях определяются взаимосвязи агрессивного поведения с генетическими, гендерными, индивидуально-психологическими особенностями и социальными условиями жизни человека [1, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14]. Особенно интересен психологам детский и юношеский возраст, как период изучения ресурсов профилактических мер для снижения уровня агрессивности подрастающего поколения и общества в целом [3, 6, 10, 15, 16]. Наибольшее количество работ по изучению агрессивного поведения проводится на базе образовательных учреждений – школ, колледжей, техникумов и вузов. Выявляется психодиагностический инструментарий, позволяющий определить различные параметры агрессивного поведения, с целью предотвращения трагических ситуаций, связанных с проявлением агрессии [17, 18].

Цель работы: провести обзор психодиагностических методик для изучения уровня агрессивного поведения спортсменов от подросткового до взрослого возраста. Исследовать уровень агрессивности студентов 1-2 курсов Уральского государственного университета физической культуры по одной из методик, определить возможности ее использования в учебно-воспитательном процессе.

Организация и методы исследования. 

В большинстве отечественных исследований агрессивности взрослых спортсменов используется опросник BDHI («Опросник враждебности Басса-Дарки»), разработанный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 году. Существует несколько адаптированных версий данной методики – на русском языке она стандартизирована С. Н. Ениколоповым (1990), А. К. Осницким (1998), А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 году. Авторы выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия), которые диагностируются в результате тестирования. В результате диагностики можно определить показатели по следующим параметрам:

  • физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
  • косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
  • раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 
  • негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
  • обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  • подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
  • чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

На основе методики Басса-Дарки в 2012 году Л. Г. Почебут разработала методику «Виды агрессивности», которую часто используют при исследовании агрессивности студенческой молодежи. Людмила Георгиевна определила агрессивное поведение как специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Автор считает целесообразным рассматривать агрессивное поведение как противоположное поведению адаптивному. Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. 

В методике Л. Г. Почебут выделяется пять шкал:

  1. вербальная агрессия – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления;
  2. физическая агрессия – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы;
  3. предметная агрессия – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах;
  4. эмоциональная агрессия – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему;
  5. самоагрессия – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Также в методике рассматривается суммарный показатель, превышение которого означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

По мнению С. О. Закаморного, изучавшего агрессию спортсменов студенческого возраста, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка – психодиагностическая методика, обладающая наибольшей, по сравнению с другими методиками, прогностической ценностью для изучения агрессии спортсменов [7].

Характеристики, которые исследуются в данном опроснике, имеют следующие определения: 

  • тревожность – индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности; 
  • фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.; 
  • агрессивность – не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям и окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту; 
  • ригидность – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Сильно выраженная ригидность проявляется в неизменяемости поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной действительности. Противоположное по значению свойство личности – пластичность.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что тревожность влияет на формирование агрессивности в качестве блокирующего или побуждающего фактора. Тревога по поводу социального неодобрения своих действий может являться сильным сдерживающим фактором агрессии. В другом случае, тревога может провоцировать повышение уровня агрессии, когда будет выступать в качестве защитного механизма как от реальной угрозы, так и от воображаемой опасности [2]. Поэтому при изучении агрессивного поведения и его причин используются методики, направленные на изучение тревожности.

К такого вида диагностике относится «Шкала тревоги» Спилбергера-Ханина. Методика Чарльза Спилбергера (1970), является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная или реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (свойство, особенность, устойчивая характеристика человека). В нашей стране используется шкала в модификации Юрия Львовича Ханина (1978).

Фрайбургский личностный опросник (FPI) был создан с целью определения психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной и профессиональной адаптации и регуляции поведения. Авторы теста И. Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел разработали несколько версий опросника в 70-х годах прошлого века. Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в 1989 году на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. 

Авторы определяют личность как совокупность черт, стремлений, целей, физических и психологических особенностей. Опросник содержит 12 шкал, название и описание которых представлено ниже. 

  1. Невротичность – эмоциональная нестабильность, зацикленность на собственных чувствах, безответственность. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому, тогда как низкие – характеризуют человека как спокойного, уравновешенного, эмоционально стабильного.
  2. Спонтанная агрессивность – импульсивность в поведении, склонность к психопатии. Низкие оценки говорят о замкнутости, уступчивости, эмоциональной сдержанности. Высокие оценки характеризуют человека как импульсивного агрессора.
  3. Депрессивность – диагностика признаков депрессивного синдрома. Высокие оценки говорят о неуверенности в себе, изменчивом настроении, низкой самооценке, ощущении ненужности и отчужденности. Низкие – отражают оптимизм, радость, энергичность.
  4. Раздражительность – эмоциональная неустойчивость. Высокие оценки могут говорить о склонности к аффективному реагированию. Низкие баллы свидетельствуют о надежности, добросовестности и доброжелательности человека.
  5. Общительность – проявление социальной активности. Высокие оценки говорят о выраженной потребности в общении, болтливости и гиперактивности. Низкие – говорят о замкнутости и скрытности.
  6. Уравновешенность – устойчивость к стрессу. Высокие баллы говорят о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов, внутреннем спокойствии и уверенности в себе. Низкие оценки выявляют тревожность и суетливость.
  7. Реактивная агрессивность – агрессия к социальному окружению. Высокие оценки говорят о выраженном стремлении к доминированию, недоверии и авторитарности. При низких показателях человек следует социальным нормам, зависим от мнения окружающих.
  8. Застенчивость – предрасположенность к стрессовому реагированию на жизненные ситуации. Высокие оценки по шкале говорят о наличии тревожности, скованности, неуверенности. Низкие показатели характеризуют человека как смелого, решительного, склонного к риску.
  9. Открытость – отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки говорят о стремлении к доверительным отношениям с людьми, способности признавать свои ошибки и улучшать себя. Низкий показатель говорит о закрытости, отчужденности, непринятии себя. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
  10. Экстраверсия-интроверсия – высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.
  11. Эмоциональная лабильность – устойчивость эмоционального состояния. Высокие оценки указывают на быструю смену эмоциональных состояний, возбудимость, раздражительность, недостаточную саморегуляцию. Низкие показатели могут охарактеризовать не только эмоциональную стабильность, но и умение владеть собой.
  12. Маскулинизм-феминизм – высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.
    «Шкала враждебности» Кука-Медлей (CMHS) разработана на основе соответствующей шкалы MMPI в 1954 году. На русский язык методика переведена без стандартизации Л. Н. Собчик. Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики склонности к враждебному и агрессивному поведению. По итогам обследования вычисляется уровень цинизма, агрессивности и враждебности.

В Уральском государственном университете физической культуры было проведено изучение особенностей проявления агрессивного поведения у студентов 1-2 курсов по методике Л. Г. Почебут.

Результаты исследования и их обсуждение.

В диагностике «Виды агрессивности» Л. Г. Почебут приняли участие 177 человек – 111 девушек и 66 юношей, обучающиеся 1-2 курсов. Опрос был анонимным, поэтому ниже представлены общие результаты (табл. 1)., а также гендерная специфика проявления агрессии (табл.2 и табл.3).

Таблица 1 – Распределение количества студентов по уровням проявления агрессивного поведения

Уровень агрессииФорма агрессивного поведения
ВербальнаяФизическаяПредметнаяЭмоциональнаяСамо-агрессияОбщий показатель
низкий40%55%43%53%32%24%
средний37%27%41%33%37%72%
высокий23%18%16%14%32%4%

Доминирующим видом агрессивного поведения у студентов вуза физической культуры является самоагрессия, что может свидетельствовать о невысоком уровне эмоционального интеллекта, недостаточном познании себя, своих особенностей и неумении защитить себя.

В целом, можно отметить, что высокий уровень общей агрессии, наблюдается у 4% студентов первых двух курсов. Большинство испытуемых (73%) обладает средним уровнем общей агрессивности. Говоря о физической агрессии, можно отметить, что более половины студентов демонстрируют низкий уровень физической агрессии. В отечественных и зарубежных исследованиях подобные показатели интерпретируются как большая возможность спортсменов контролировать агрессию в повседневной жизни в сравнении с не занимающимися спортом [5]. Также это можно объяснить тем, что в исследовании принимало участие девушек в два раза больше, чем юношей. Сравнив показатели по физической агрессии (табл.2 и табл.3), можно отметить, что для девушек характерен низкий уровень, а для юношей – средний и высокий.

Таблица 2 – Распределение количества девушек по уровням проявления агрессивного поведения

Уровень агрессииФорма агрессивного поведения девушек
ВербальнаяФизическаяПредметнаяЭмоцио-нальнаяСамо-агрессияОбщий показатель
низкий37%69%35%50%27%22%
средний40%23%43%36%34%73%
высокий23%8%22%14%39%5%

Доминирующая форма агрессивного поведения девушек – самоагрессия, следующая по частоте проявления – вербальная. У юношей также вербальная агрессия на втором месте по частоте проявления, но после физической. В исследовании влияния взаимодействия агрессивности и тревожности на приспособленность подростков было установлено, что вербальная агрессия смягчала негативное влияние тревожности на социальную и общую приспособленность подростков [1]. Учитывая высокий уровень самоагрессии и у юношей (20%), можно предположить, что психологическая работа, направленная на снижение уровня тревожности, будет способствовать снижению уровня агрессивности в целом.

Таблица 3 – Распределение количества юношей по уровням проявления агрессивного поведения

Уровень агрессииФорма агрессивного поведения юношей
ВербальнаяФизическаяПредметнаяЭмоциональнаяСамо-агрессияОбщий показатель
низкий45%30%56%56%39%29%
средний32%35%36%29%41%70%
высокий23%35%8%15%20%2%

Высокий показатель общей агрессивности выявлен у 2% юношей. Наиболее низкие уровни агрессивности у юношей были получены по предметной и эмоциональной агрессии. Полученные данные по отдельной группе, даже анонимные, позволят кураторам групп скорректировать планы воспитательной работы.

Заключение.

В арсенале исследователя особенностей агрессивного поведения спортсменов достаточно психодиагностических методик, чтобы определить виды, уровень, особенности проявления агрессии и других характеристик личности, взаимосвязанных с агрессией. В зависимости от цели, можно подобрать подходящую методику, адаптированную для нашей страны. 

Изучение доминирующих видов агрессивного поведения у студентов 1-2 курса вуза физической культуры позволило определить необходимость проведения психологической диагностической работы, направленной на дополнительное изучение тревожности, защитных механизмов психики, а также психокоррекционной и развивающей деятельности с целью развития эмоционального интеллекта, обучения методам психорегуляции. Данные выводы могут быть полезны преподавателям дисциплины «Психология физической культуры и спорта», а также являются обоснованием необходимости дисциплины «Психорегуляция» как обязательной для будущих тренеров.


Список литературы:
  1. Бочаров, А. В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспособленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы : автореф. дис. … канд. биол. наук / А. В. Бочаров ; НИИ физиологии СО РАМН. – Новосибирск, 2009. – 19 с.
  2. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
  3. Вань, Е. Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 10. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24475 (дата обращения: 06.04.2023).
  4. Гаралева, М. Д. Индивидуально-типические особенности саморегуляции агрессивного поведения : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Д. Гаралева ; Психологический институт РАО. – М., 2006. – 28 с.
  5. Гасанпур, М. Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена. [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media67905/020_Gasanpur.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
  6. Долгова В. И. Агрессивное поведение подростков [Электронный ресурс] : статья / В. И. Долгова, А. А. Нуртдинова, Н. А. Белозерцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95510.htm. (дата обращения: 09.04.2023).
  7. Закаморный, С. О. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. О. Закаморный ; СибГУФК. – Омск, 2012. – 24 с. 
  8. Краев, Ю. В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов : дис. ... канд. психол. наук / Ю. В. Краев ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – 141 c. 
  9. Кутергин, Н. Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Б. Кутергин ; НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – СПб, 2007. – 18 с. 
  10. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления. [Электронный ресурс] : статья / О. А. Мальцева. – URL: https://nsportal.ru/2011/09/metodicheskoe-posobie-profilaktika-zhestokosti-i-agressivnosti-v-shkolnoy-srede-i-sposoby-ee (дата обращения: 16.04.2023).
  11. Неганов, А. Ю. Снижение агрессивности студентов на занятиях физической культурой в системе среднего профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Ю. Неганов ; УралГУФК. – Челябинск, 2007. – 21 с.
  12. Парамонова, Г.А. Стратегии поведения студентов различных спортивных специализаций в межличностном конфликте : автореф. дис. … канд. психол. наук / Г. А. Парамонова ; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2004. – 32 с.
  13. Петров, С. И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. И. Петров ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб, 2004. – 20 с.
  14. Петрушкина, Н. П. Гендерный анализ уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом / Н. П. Петрушкина, Е. В. Быков, О. И. Коломиец, А. О. Флегантов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 210-215.
  15. Петрушкина, Н. П. Уровень агрессии и нейродинамические характеристики спортсменов пубертатного возраста / Н. П. Петрушкина, О. И. Коломиец, Н. А. Симонова, Е. В. Жуковская Дж. Копкане Плачи // Психология. Психофизиология. – 2020 – Т. 13, № 4 –С. 108–115.
  16. Rucska, A. Влияние агрессии по самооценке молодых российских и венгерских спортсменов / Rucska Andrea, Plachy Judit Kopkáné, Коломиец О., Петрушкина Н., Быков Е., Oláh Csilla, Kiss-Tóth Emőke // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 24-25 октября 2017 г.) : в 2 т. / Под ред. д.м.н. проф. Е. В. Быкова. – Челябинск : УралГУФК, 2017. – Т. 1. – С. 225-232.
  17. Психологические тесты. [Электронный ресурс]. – URL : https://psytests.org/ (дата обращения: 10.06.2023).
  18. Райгородский, Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001 – 672 с.

Информация об авторах:

Рендикова Алевтина Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, психолог отдела по внеучебной и воспитательной работе Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.


Опубликовано на сайте журнала 12 октября 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/51

Журнал, в котором опубликована статья: