Проблема агрессивного поведения является актуальной для современного общества. Наибольшее количество работ по изучению агрессивного поведения проводится на базе образовательных учреждений – школ, колледжей, техникумов и вузов. Такие исследования в подростковом и юношеском возрасте позволяют определить направление профилактических мер для снижения уровня агрессивности подрастающего поколения и общества в целом. В данной статье представлен обзор психодиагностического инструментария, который чаще всего используется в исследованиях агрессивного поведения среди спортсменов подросткового и юношеского возраста.
В Уральском государственном университете физической культуры было проведено исследование студентов 1-2 курсов по методике «Виды агрессии» Л. Г. Почебут. Высокий уровень общей агрессии наблюдается у 4% студентов первых двух курсов, из них – у 2% юношей, 5% девушек. Большинство испытуемых (73%) обладает средним уровнем общей агрессивности. Более половины студентов демонстрируют низкий уровень физической агрессии. Доминирующая форма агрессивного поведения девушек – самоагрессия, затем – вербальная. У юношей доминирует физическая агрессия, вербальная агрессия также на втором месте по частоте проявления.
Изучение доминирующих видов агрессивного поведения у студентов 1-2 курса вуза физической культуры позволило определить необходимость проведения психологической диагностической работы, направленной на дополнительное изучение тревожности, защитных механизмов психики, а также психокоррекционной и развивающей деятельности с целью развития эмоционального интеллекта, обучения методам психорегуляции. Данные выводы могут быть полезны преподавателям дисциплины «Психология физической культуры и спорта», а также являются обоснованием необходимости дисциплины «Психорегуляция» как обязательной для будущих тренеров.
Рендикова А.В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, г. Челябинск
Актуальность. Проблема агрессивного поведения является актуальной для современного общества. В научной литературе подвергаются разностороннему исследованию понятия «агрессия» и «агрессивное поведение», рассматриваются формы проявления, причины, взаимосвязь с другими индивидуальными особенностями личности и т.д. В экспериментальных исследованиях определяются взаимосвязи агрессивного поведения с генетическими, гендерными, индивидуально-психологическими особенностями и социальными условиями жизни человека [1, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14]. Особенно интересен психологам детский и юношеский возраст, как период изучения ресурсов профилактических мер для снижения уровня агрессивности подрастающего поколения и общества в целом [3, 6, 10, 15, 16]. Наибольшее количество работ по изучению агрессивного поведения проводится на базе образовательных учреждений – школ, колледжей, техникумов и вузов. Выявляется психодиагностический инструментарий, позволяющий определить различные параметры агрессивного поведения, с целью предотвращения трагических ситуаций, связанных с проявлением агрессии [17, 18].
Цель работы: провести обзор психодиагностических методик для изучения уровня агрессивного поведения спортсменов от подросткового до взрослого возраста. Исследовать уровень агрессивности студентов 1-2 курсов Уральского государственного университета физической культуры по одной из методик, определить возможности ее использования в учебно-воспитательном процессе.
Организация и методы исследования.
В большинстве отечественных исследований агрессивности взрослых спортсменов используется опросник BDHI («Опросник враждебности Басса-Дарки»), разработанный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 году. Существует несколько адаптированных версий данной методики – на русском языке она стандартизирована С. Н. Ениколоповым (1990), А. К. Осницким (1998), А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 году. Авторы выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия), которые диагностируются в результате тестирования. В результате диагностики можно определить показатели по следующим параметрам:
На основе методики Басса-Дарки в 2012 году Л. Г. Почебут разработала методику «Виды агрессивности», которую часто используют при исследовании агрессивности студенческой молодежи. Людмила Георгиевна определила агрессивное поведение как специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Автор считает целесообразным рассматривать агрессивное поведение как противоположное поведению адаптивному. Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников.
В методике Л. Г. Почебут выделяется пять шкал:
Также в методике рассматривается суммарный показатель, превышение которого означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.
По мнению С. О. Закаморного, изучавшего агрессию спортсменов студенческого возраста, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка – психодиагностическая методика, обладающая наибольшей, по сравнению с другими методиками, прогностической ценностью для изучения агрессии спортсменов [7].
Характеристики, которые исследуются в данном опроснике, имеют следующие определения:
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что тревожность влияет на формирование агрессивности в качестве блокирующего или побуждающего фактора. Тревога по поводу социального неодобрения своих действий может являться сильным сдерживающим фактором агрессии. В другом случае, тревога может провоцировать повышение уровня агрессии, когда будет выступать в качестве защитного механизма как от реальной угрозы, так и от воображаемой опасности [2]. Поэтому при изучении агрессивного поведения и его причин используются методики, направленные на изучение тревожности.
К такого вида диагностике относится «Шкала тревоги» Спилбергера-Ханина. Методика Чарльза Спилбергера (1970), является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная или реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (свойство, особенность, устойчивая характеристика человека). В нашей стране используется шкала в модификации Юрия Львовича Ханина (1978).
Фрайбургский личностный опросник (FPI) был создан с целью определения психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной и профессиональной адаптации и регуляции поведения. Авторы теста И. Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел разработали несколько версий опросника в 70-х годах прошлого века. Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в 1989 году на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом.
Авторы определяют личность как совокупность черт, стремлений, целей, физических и психологических особенностей. Опросник содержит 12 шкал, название и описание которых представлено ниже.
В Уральском государственном университете физической культуры было проведено изучение особенностей проявления агрессивного поведения у студентов 1-2 курсов по методике Л. Г. Почебут.
Результаты исследования и их обсуждение.
В диагностике «Виды агрессивности» Л. Г. Почебут приняли участие 177 человек – 111 девушек и 66 юношей, обучающиеся 1-2 курсов. Опрос был анонимным, поэтому ниже представлены общие результаты (табл. 1)., а также гендерная специфика проявления агрессии (табл.2 и табл.3).
Таблица 1 – Распределение количества студентов по уровням проявления агрессивного поведения
Уровень агрессии | Форма агрессивного поведения | |||||
Вербальная | Физическая | Предметная | Эмоциональная | Само-агрессия | Общий показатель | |
низкий | 40% | 55% | 43% | 53% | 32% | 24% |
средний | 37% | 27% | 41% | 33% | 37% | 72% |
высокий | 23% | 18% | 16% | 14% | 32% | 4% |
Доминирующим видом агрессивного поведения у студентов вуза физической культуры является самоагрессия, что может свидетельствовать о невысоком уровне эмоционального интеллекта, недостаточном познании себя, своих особенностей и неумении защитить себя.
В целом, можно отметить, что высокий уровень общей агрессии, наблюдается у 4% студентов первых двух курсов. Большинство испытуемых (73%) обладает средним уровнем общей агрессивности. Говоря о физической агрессии, можно отметить, что более половины студентов демонстрируют низкий уровень физической агрессии. В отечественных и зарубежных исследованиях подобные показатели интерпретируются как большая возможность спортсменов контролировать агрессию в повседневной жизни в сравнении с не занимающимися спортом [5]. Также это можно объяснить тем, что в исследовании принимало участие девушек в два раза больше, чем юношей. Сравнив показатели по физической агрессии (табл.2 и табл.3), можно отметить, что для девушек характерен низкий уровень, а для юношей – средний и высокий.
Таблица 2 – Распределение количества девушек по уровням проявления агрессивного поведения
Уровень агрессии | Форма агрессивного поведения девушек | |||||
Вербальная | Физическая | Предметная | Эмоцио-нальная | Само-агрессия | Общий показатель | |
низкий | 37% | 69% | 35% | 50% | 27% | 22% |
средний | 40% | 23% | 43% | 36% | 34% | 73% |
высокий | 23% | 8% | 22% | 14% | 39% | 5% |
Доминирующая форма агрессивного поведения девушек – самоагрессия, следующая по частоте проявления – вербальная. У юношей также вербальная агрессия на втором месте по частоте проявления, но после физической. В исследовании влияния взаимодействия агрессивности и тревожности на приспособленность подростков было установлено, что вербальная агрессия смягчала негативное влияние тревожности на социальную и общую приспособленность подростков [1]. Учитывая высокий уровень самоагрессии и у юношей (20%), можно предположить, что психологическая работа, направленная на снижение уровня тревожности, будет способствовать снижению уровня агрессивности в целом.
Таблица 3 – Распределение количества юношей по уровням проявления агрессивного поведения
Уровень агрессии | Форма агрессивного поведения юношей | |||||
Вербальная | Физическая | Предметная | Эмоциональная | Само-агрессия | Общий показатель | |
низкий | 45% | 30% | 56% | 56% | 39% | 29% |
средний | 32% | 35% | 36% | 29% | 41% | 70% |
высокий | 23% | 35% | 8% | 15% | 20% | 2% |
Высокий показатель общей агрессивности выявлен у 2% юношей. Наиболее низкие уровни агрессивности у юношей были получены по предметной и эмоциональной агрессии. Полученные данные по отдельной группе, даже анонимные, позволят кураторам групп скорректировать планы воспитательной работы.
Заключение.
В арсенале исследователя особенностей агрессивного поведения спортсменов достаточно психодиагностических методик, чтобы определить виды, уровень, особенности проявления агрессии и других характеристик личности, взаимосвязанных с агрессией. В зависимости от цели, можно подобрать подходящую методику, адаптированную для нашей страны.
Изучение доминирующих видов агрессивного поведения у студентов 1-2 курса вуза физической культуры позволило определить необходимость проведения психологической диагностической работы, направленной на дополнительное изучение тревожности, защитных механизмов психики, а также психокоррекционной и развивающей деятельности с целью развития эмоционального интеллекта, обучения методам психорегуляции. Данные выводы могут быть полезны преподавателям дисциплины «Психология физической культуры и спорта», а также являются обоснованием необходимости дисциплины «Психорегуляция» как обязательной для будущих тренеров.
Рендикова Алевтина Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, психолог отдела по внеучебной и воспитательной работе Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.