В статье представлено описание модели технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов на разных этапах спортивного и профессионального становления (в условиях двойной карьеры). Описаны функции, критерии и структурные компоненты модели. Разработанная модель технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов на разных этапах спортивного и профессионального становления в условиях двойной карьеры должна включать в себя диагностический блок с применением методов оценки психического, нейродинамического и энергетического компонентов и коррекционный блок с применением общих и специальных методов коррекции.
По результатам мониторинга психофизиологического функционального состояния студентов-спортсменов проведена кластеризация студентов-спортсменов на три группы: «не имеют признаков функциональных нарушений», «имеют факторы риска», «предпатология».
Основой оценки психофизиологического функционального состояния студентов является комплексный мониторинг с применением медико-биологических, психофизиологических, педагогических методов, а также методов самоконтроля.
Макунина О. А., Харина И. Ф., Быков Е. В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск
Актуальность. Поисковые запросы в базах научных публикаций по ключевым словам «модель мониторинга здоровья студентов» показали 16200 публикаций за период с 2019 по 2023 годы, что подтверждает интерес ученых к разработкам здоровьесберегающих технологий для реализации в условиях высшего профессионального образовательного учреждения.
Особенно актуальным представляется разработка здоровьесберегающих технологий в эпоху глобальной цифровизации [1, 2, 10, 13].
В ряде публикаций представлено теоретическое описание моделей формирования здоровья, основанных на «формировании ценностных представлений о здоровом образе жизни, сохранения и укрепления личностного и профессионального здоровья будущих специалистов», в том числе средствами физической культуры [6].
Анализ региональных моделей мониторинга состояния здоровья, реализуемых вузами России, представлен в статье Т. Е. Фертиковой. Автором подчеркивается необходимость комплексного подхода к мониторингу состояния здоровья студентов, «на уровне регионов предлагается включить в систему социально-гигиенического мониторинга данные общей заболеваемости, патологической пораженности, уровня физического развития, фактического питания и пищевого статуса, показателей качества и образа жизни, объема и характера учебной нагрузки, условий обучения» [15].
Вопросы здоровьесебережения студентов решаются на уровне государства – организуются профилактические центры здоровья, создаются условия для занятий физической культуры и другое. Однако состояние здоровья студентов за период обучения в вузе имеет тенденцию ухудшения [5, 14, 15].
В связи с этим перед вузами стоит важная задача – внедрить технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов, адаптированные под специфику направления вуза [7, 8, 9].
Цель настоящего исследования: разработать и научно обосновать модель технологии оценки и коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов (в условиях двойной карьеры).
Организация и методы исследования. Научно-исследовательская работа проводилась в два этапа в период с 2022 по 2023 годы на базе Уральского государственного университета в лабораториях кафедры физиологии, НИИ Олимпийского спорта.
На первом этапе в 2022 году формировался диагностический инструментарий, на основе которого проводился сбор фактического экспериментального материала по теме исследований, анализ и интерпретация полученных результатов. Было определено, что состояние здоровья 51-54% студентов-спортсменов оценивается как неудовлетворительное и имеет неблагоприятную тенденцию за период обучения в вузе в связи с тем, что совмещение учебно-тренировочного процесса с академическим графиком предъявляет высокие требования к психофизиологическому состоянию обследованных лиц. На основе полученных результатов нами была разработана интегрированная с онлайн-технологиями модель мониторинга состояния здоровья студентов в условиях сочетанного воздействия факторов когнитивных и физических нагрузок.
На втором этапе в 2023 году были продолжены мониторинговые исследования, в которых приняли участие студенты-спортсмены (n=80) 18-22 лет разных видов спорта. Были проведены анализ, интерпретация данных и разработка модели технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний.
В таблице 1 представлены отобранные на основе проведенного нами обзора литературы, результатов собственных исследований методы, позволяющие получить целостную оценку текущего психофункционального статуса обучающегося в высшей школе спортсмена.
Таблица 1 ‒ Методы и методики, характеризующие текущее психофункциональное состояние студента-спортсмена, реализованные в программе мониторинга здоровья
Компоненты функционального состояния | Параметры контроля | Методы и методики |
Психический компонент | Внимание | Экспресс-метод Тулуз-Пьерона (по Л. А. Ясюковой) он-лайн версия |
Осознанная саморегуляция | «Стиль саморегуляции поведения» (по В. И. Моросановой) он-лайн версия | |
Оценка ситуативной личностной тревожности | Методика Ч. П. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным он-лайн версия | |
Нейродинамический компонент | Оценка функционального состояния центральной нервной системы | Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), Реакция на движущийся объект (РДО), помехоустойчивость, теппинг-тест (АПК «НС-Психотест» «Нейрософт») Стабилометрия |
Энергетический компонент | Адаптационные резервы организма | Адаптационный потенциал по методике Р. М. Баевского Вариабильность сердечного ритма («ВНС-Полиспектр» «Нейрософт») |
Результаты. По итогам работы в 2023 году расширена база мониторинговых лонгитюдных исследований по оценке психофизиологических показателей функционального состояния студентов-спортсменов. На основе полученных результатов разработана модель технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов на разных этапах спортивного и профессионального становления в условиях двойной карьеры, которая включает в себя диагностический блок с применением методов оценки психического, нейродинамического и энергетического компонентов и коррекционный блок с применением общих и специальных методов коррекции.
С точки зрения психофизиологии профессиональной деятельности студенту-спортсмену необходимо в условиях постоянного лимита времени воспринимать и обрабатывать большой объем информации, анализировать изменение ситуации, принимать конструктивные решения и предпринимать действия (двигательные, управленческие), направленные на эффективное их исполнение. Очевидно, что такой род деятельности предъявляет чрезвычайно высокие требования к психофизической функции студента-спортсмена. Именно высокий уровень функционального состояния психофизической сферы обеспечивает студенту-спортсмену возможность в конкретный отрезок времени качественно реализовать имеющийся в наличии собственный психофизиологический психомоторный и интеллектуальный потенциал, что в конечном итоге определяет эффективность его учебной и спортивной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Между тем высокая нагрузка, обусловленная спецификой учебной, спортивной и бытовой деятельности студента-спортсмена, вызывает перенапряжение именно психофизиологических функциональных состояний, что может приводить к переутомлению. Итог такого процесса - снижение успеваемости, спортивной результативности, напряжение и/или срыв адаптации.
Организм каждого студента-спортсмена имеет психофизиологические особенности, которые могут влиять на результативность учебной и спортивной деятельности. Для достижения лучшего результата в спортивной и учебной деятельности недостаточно применять общие принципы организации учебной и спортивной деятельности.
Стратегическая цель технологии определена приоритетной государственной задачей - обеспечение «здоровьесберегающего» образования, подготовка конкурентоспособных кадров.
Представляемая технология выполняет ряд функций, а именно:
Критерии разработанной технологии:
Модель содержит структурные компоненты (рис. 1):
Представим каждый структурный компонент модели технологии оценки и коррекции психофизиологического функционального состояния студентов-спортсменов в условиях сочетанного воздействия учебных и тренировочных нагрузок.
Учебная и тренировочная деятельность являются внешними факторами, которые непосредственно оказывают влияние на психофизиологическое функциональное состояние студентов-спортсменов. Важно принять во внимание, что учебные графики (межсессионные (коллоквиумы, опросы, аудит и др.) и сессионные периоды) могут накладываться на период интенсивных тренировочных задач (предсоревновательный и соревновательные периоды, главные старты, отборы, спортивные сборы и др.), что может являться стресс-факторами здоровья обучающихся в вузе спортсменов.
Цель диагностического блока: оценка и кластеризация (распределение) обследуемого контингента по факторам риска здоровью.
Методологической базой являются:
По результатам диагностики осуществляется кластеризация по группам, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 ‒ Критерии кластеризации психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов
Группа | характеристика |
не имеет признаков функциональных нарушений | - диагностируемые параметры находятся в диапазоне возрастно-половых норм; - гармоничный стиль саморегуляции поведения; - высокий уровень универсальных здоровьсберегающих компетенций |
имеют факторы риска | - пограничные значения: адаптационного потенциала, индекса Руфье, вестибулярных проб, функциональных проб, сенсомоторного реагирования, корректурных проб, стабилометрии; - пограничные значения уровня тревожности, пограничные значения памяти, внимания; - акцентуированный эффективный и неэффективный стили саморегуляции поведения; - нарушения образа жизни (бюджета времени); - активное/пассивное табакокурение; - недостаточный уровень универсальных здоровьсберегающих компетенций |
предпатология | - наличие хронических нозологий (по результатам медосмотров); - низкие или патологические значения: адаптационного потенциала, индекса Руфье, вестибулярных проб, функциональных проб, сенсомоторного реагирования, корректурных проб, стабилометрии; - систематические нарушения образа жизни (бюджета времени); - высокие значения уровня тревожности, низкие значения памяти, внимания; - активное табакокурение; - низкий уровень универсальных здоровьсберегающих компетенций |
Студентам-спортсменам, не имеющих признаков функциональных нарушений, рекомендуется самоконтроль психофизиологических функциональных состояний на основе методологической базы мониторинга состояния здоровья.
У студентов с факторами риска и предпатологией консультативной группой осуществляется целенаправленно подбор коррекционных мероприятий посредством педагогических, психофизиологических и медицинских технологий, составляющих коррекционных блок.
Основная цель коррекционного блока – управление психофизиологическим функциональным состоянием студентов в условиях сочетанных нагрузок.
Разработанные коррекционные мероприятия ориентированы на:
Заключение. Важнейшая задача в подготовке студенческого спортивного резерва – сохранение здоровья студентов [2, 12]. Важно обучить студентов способам самоконтроля за образом жизни, функциональным и физическим состоянием, коррекции и управления тренировочным процессом с учетом состояния занимающихся [7, 13]. Один из вариантов решения такой задачи, как мы полагаем – это мониторинговые исследования, которые позволяют оценить динамику происходящих изменений в организме под влиянием корректирующих воздействий [2, 3, 4, 5].
Проведенные исследования позволили оценить психофизиологические функциональные состояния студентов разных видов спорта и на основании этого разработать коррекционные мероприятия по устранению состояния переутомления, напряжения адаптации и других.
Предложена модель системы мониторинга с применением электронной информационно-образовательной среды образовательной организации в целях коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов в условиях сочетанной спортивной и академической деятельности и обосновано включение в нее оценки определенных компонентов психофизиологического статуса.
Определены структурные компоненты модели технологии оценки и коррекции психофизиологического функционального статуса студентов-спортсменов в условиях сочетанной спортивной и академической деятельности; сформировано содержание коррекционного блока (педагогические, психофизиологические и медицинские технологии); разработаны критерии кластеризации по параметрам психофизиологических функциональных состояний студентов.
Полученные результаты, отражающие связь стиля саморегуляции поведения студентов-спортсменов с социальными факторами, позволяют подобрать технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов.
На основании полученных результатов рекомендуется реализовывать структурные компоненты здоровьесберегающей деятельности вузов посредством интеграции медицинских, психологических и педагогических компонентов в целостную технологию коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов с учетом группы риска с возможностью использования электронной информационно-образовательной среды вуза для проведения самооценки состояния и составления программы коррекции, саморегуляции.
Выводы:
Исследование выполнено в рамках Госзадания №777-00032-23-01.
Макунина Ольга Александровна – кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии, старший научный сотрудник научно-исследовательского института олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры. oamakunina@mail.ru
Харина Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры.
kharina.i.f@list.ru
Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации; проректор по научно-исследовательской работе Уральского государственного университета физической культуры.
bykovev@uralgufk.ru