Обосновывается необходимость моделирования оздоровительных занятий по степ-аэробике в рамках внеурочной деятельности школьников. Представлена структура и описано содержание экспериментальной программы проведения внеурочных занятий по степ-аэробике с учетом возрастных особенностей занимающихся «Степ-аэробика» для девочек 12-14 лет. В качестве примера представлено описание одного из шести составленных автором комплексов специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей девочек 12-14 лет с использованием степ-платформы, варьируемой по высоте. Выполнен анализ результатов анкетного опроса, проводимого с целью выявления степени востребованности степ-аэробики, по сравнению с другими видами двигательной активности, среди учащихся среднего школьного возраста. Приведены полученные экспериментальные данные, отражающие результаты оценки уровня развития интегральной физической и координационной подготовленности девочек опытных групп 12-14 лет с помощью отобранных контрольных упражнений (тестов), выполнен сравнительный анализ обозначенных показателей. С помощью созданных диаграмм наглядно показана динамика темпов прироста показателей общей и координационной подготовленности девочек 12-14 лет опытных групп за период педагогического эксперимента.
Мищенко Н. Ю.
Уральский государственный университет физической культуры
Актуальность. Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 14-15-ти лет), как подчеркивают Н. Л. Елагина, А. С. Скиридова (2015), «…это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием» [7]. Между тем, этот период, является одним из благоприятных для развития всех двигательных качеств, в том числе и координационных способностей. Так, Ю. Ф. Курамшин (2004), В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов, Р. И. Купчинов (2016), подчеркивая значимость развития координационных способностей в этот возрастной период, отмечают, что «в возрасте от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, увеличивается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способность к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, движением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений» [10; 17]. В тоже время, многие авторы (С. Г. Абольянина (2009), И. А. Колесникова (2008) и др.) констатируют значительное снижение в настоящее время уровня физической подготовленности детей среднего школьного возраста [1; 9].
Проблема имеющегося низкого уровня физической подготовленности школьников, по мнению Л. Л. Липановой, Г. М. Насыбуллиной (2013), связана, в первую очередь, с низкой физической активностью у значительной части школьников, а также с низкой потребностью в движении и отсутствием мотивации к активному образу жизни. В тоже время, «используемые школьниками ведущие формы физической активности, такие как, например, прогулки, не обеспечивают минимально необходимого уровня физической активности. Это определяет целесообразность включения в бюджет времени подростков организованных форм физической активности, а также их сочетаний» [11]. Для достижения оптимального уровня физической активности и формирования мотивации к занятиям оздоровительной физической культурой и спортом школьников, специалисты предлагают различные формы, и, в первую очередь, обращают внимание на необходимость организации занятий и моделирования их содержания в спортивных секциях во внеурочное время с использованием современных оздоровительно-образовательных технологий [3; 15; 20].
На наш взгляд, перспективным путем решения обозначенной проблемы, является организация, моделирование содержания и проведение занятий по оздоровительной степ-аэробике, в условиях внеурочной деятельности со школьниками. Имеющиеся данные в научной и специальной литературе подчеркивают значимость и востребованность в данном направлении среди девочек среднего школьного возраста [6]. Кроме того, анализ результатов проведенного собственного анкетного опроса детей среднего школьного возраста показал, что из 40 опрошенных девочек 12-14 лет – 30 человек, или 75,0 % респондентов выявили желание заниматься степ-аэробикой во внеурочное время (рисунок 1).
Необходимо подчеркнуть, что степ-аэробика является один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. По мнению Ю. А. Украинцевой, С. А. Дайнеко, Г. А. Гуторовой (2014) «она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. С помощью степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата, а также улучшение всех основных двигательных качеств (выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация)» [20].
Как считают Г. М. Популо, С. В. Сафоненко (2020), в среднем школьном возрасте «выполнение упражнений с различной координационной сложностью, с большой амплитудой, изменением темпа и с собственным весом является важным средством развития двигательных способностей. Известно, что процесс освоения различных двигательных действий происходит быстрее при высоком уровне развития двигательных способностей. К тому же повышение уровня координации, скоростно-силовых качеств и гибкости ведет к улучшению состояния здоровья детей и подростков» [19].
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования по проблеме влияния учебно-тренировочных занятий оздоровительными видами аэробики на организм занимающихся школьников [5; 8], в настоящее время остаются недостаточно изученными вопросы влияния занятий степ-аэробикой на развитие двигательных качеств, в частности, развитие координационных способностей девочек подросткового возраста 12-14 лет в процессе внеурочных занятий степ-аэробикой. Существует потребность в разработки программ по оздоровительной степ-аэробике для девочек младшего подросткового возраста 12-14 лет.
Таким образом, актуальность исследования выражена наличием имеющегося противоречия, между существующей необходимостью в повышении физической подготовленности девочек 12-14 лет и уровня развития их двигательной координации, как компонента физической подготовки средствами современных физкультурно-оздоровительных технологий и отсутствием теоретически обоснованной методики развития координационных и кондиционных физических способностей девочек 12-14 лет в процессе внеурочных занятий степ-аэробикой, которая обладает значительными возможностями и широким потенциалом для решения данной проблемы, с другой.
Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании программы развития координационных и двигательных способностей девочек 12-14 лет в процессе внеурочных занятий степ-аэробикой.
Организация и методы исследования. Исследование было организовано на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 104 г. Челябинска» с участием девочек 12-14 лет среднего школьного возраста в количестве 30 человек в период с октября 2022 года по май 2023 года. Девочки были разделены на две опытные группы – контрольную (КГ), в которую вошло 15 человек и экспериментальную (ЭК), с общим количеством – 15 человек. Учебно-тренировочные занятия были организованы три раза в неделю, длительностью 40 минут в течении шести месяцев. Контрольная группа девочек занималась по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Общая физическая подготовка» физкультурно-спортивной направленности, с применением различных комплексов физических упражнений, для развития двигательных способностей, в том числе координационных в традиционном формате. В дополнительный учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы девочек 12-14 лет была внедрена разработанная программа «Степ-аэробика». Предусматривалось проведение уроков степ-аэробики различных классов и форматов в течении восьми месяцев, один раз в неделю, длительностью 40 минут, в рамках внеурочной деятельности по физической культуре в условиях образовательной школы.
Особенности экспериментальной программы. На основе имеющихся методических разработок и рекомендаций по организации и проведению степ-аэробики в условиях урочных и внеурочных занятий [18], а также соблюдения рекомендуемой технологии конструирования дополнительных учебно-тренировочных занятий по оздоровительной аэробике, нами была разработана программа проведения внеурочных занятий по степ-аэробике в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей занимающихся «Степ-аэробика». Разработанная программа включает теоретическую и практическую части, рассчитана на восемь месяцев (34 занятия).
Содержание занятий степ-аэробикой, строилось с учетом морфофункциональных особенностей занимающихся, уровня их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы: рациональный подбор упражнений; равномерное распределение нагрузки на организм; постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки [2, 4; 13; 16]. Моделирование оздоровительных занятий по степ-аэробике осуществлялось на основе дифференцированного подхода, за счет дополнительного воздействия на отстающие виды координационных способностей и двигательных (физических) способностей занимающихся [12; 14].
В течении восьми месяцев было апробировано шесть экспериментальных комплексов специальных физических упражнений, включающих в себя от 4-5 до 6-8 упражнений, в том числе игры и танцевальные связки. Примерный комплекс специальных упражнений, направленный на развитие координационных способностей девочек 12-14 лет, представлен в таблице 1. Беговые и прыжковые упражнения доя девочек 12-14 лет, проводились с учетом разработанных рекомендаций специалистами по оздоровительной аэробике [18].
Таблица 1 – Примерный комплекс специальных упражнений, направленный на развитие координационных способностей девочек 12-14 лет
Счет | Шаги степ-аэробики |
1-4 | «Бейсик» правой ногой |
5-8 | «Бейсик» правым боком через степ |
1-4 | «Бейсик» левым боком через степ |
5-8 | «L-степ» |
1-4 | «Бейсик» левой ногой |
5-8 | «Бейсик» левым боком через степ |
1-4 | «Бейсик» правым боком через степ |
5-8 | «L-степ» |
1-4 | «Теп ап» правой ногой |
5-8 | «Теп ап» левой ногой |
1-4 | «У-степ» правой ногой |
5-8 | «У-степ» правой ногой |
1-2 | «Литл» мамба правой ногой |
3-4 | «Литл» мамба левой ногой |
5-8 | Поворот вокруг степ-платфомы |
1-4 | «Ни-ап» правой ногой через степ |
5-8 | «Бейсик» левой ногой |
1-4 | «Бейсик» левым боком через степ |
5-8 | «Бейсик» правой боком через степ |
1-4 | «L-степ» |
5-8 | «Бейсик» правой ногой |
1-4 | «Бейсик» правым боком через степ |
5-8 | «Бейсик» левым боком через степ |
1-4 | «L-степ» |
5-8 | «Теп ап» левой ногой |
1-4 | «Теп ап» правой ногой |
5-8 | «У-степ» левой ногой |
1-4 | «У-степ» правой ногой |
5-6 | «Литл» мамба левой ногой |
7-8 | «Литл» мамба правой ногой |
1-4 | Поворот вокруг степ-платфомы |
5-8 | «Ни - ап» левой ногой через степ |
Результаты исследования. После проведения эксперимента была проведена повторна оценка уровня интегральной физической и координационной подготовленности девочек 12-14 лет. Анализ результатов выявил, что значительно улучшился уровень интегральной физической и координационной подготовленности у девочек экспериментальной группы. Так, при оценке интегрального уровня физической подготовленности было установлено, что снизилось количество девочек 12-14 лет в экспериментальной группе с «низким» уровнем интегральной физической подготовленности с 6 человек, или 40,0 % до 2 человек, или 13,4 %, а также «средним» уровнем с 8 девочек, или 53,3 % до 4 человек, или 26,7 %. Значительно увеличилось девочек, которые стали иметь «высокий» уровень физической подготовленности с 1 человека, или 6,7 % до 9 человек, или 60,0 % (таблица 2; рисунок 2). Оценка интегрального уровня физической подготовленности девочек 12-14 лет контрольной группы выявила следующее. Снизилось количество девочек 12-14 лет, имеющих «низкий» уровень интегральной физической подготовленности с 5 человек, или 33,3 % до 4 человек, или 26,7 %. Количество девочек 12-14 лет, контрольной группы с «низким» уровнем, осталось, как и в начале исследования и составило 8 человек, или 53,3 %. С «высоким» уровнем развития интегральной физической подготовленности девочек 12-14 лет контрольной группы увеличилось не значительно с 2 человек, или 13,4 % до 3 человек, или 20,0 % (таблица 2; рисунок 3).
Интегральная оценка уровня развития координационных способностей в конце исследования установила, что эффективные положительные результаты обнаружены у девочек 12-14 лет экспериментальной группы. Так было выявлено, что из 15 девочек с «низким» уровнем интегральной координационной подготовленности в конце исследования было выявлено лишь 3 девочки, что составило 20,0 %, между тем, в начале исследования, таких девочек с «низким» уровнем составляло 9 человек, что соответствовало 60,0 % от всех занимающихся. Значительно снизилось количество девочек 12-14 лет, занимающихся степ-аэробикой, имеющих «средний» уровень интегральной координационной подготовленности с 6 девочек, или 40,0 % до 4 человек, или 26,7 % и увеличилось количество девочек 12-14 лет, которые стали иметь «высокий» уровень с 0 человек, или 0 % до 8 человек, или 53,3 % (таблица 2; рисунок 4). Число девочек 12-14 лет контрольной группы имеющих «низкий» уровень интегральной координационной подготовленности в конце исследования снизилось с 8 человек, или 53,3 % до 6 человек, или 40,0 %, со «средним» уровнем интегральной координационной подготовленности осталось количество человек, как и в начале исследования и составило 7 девочек, или 46,7 %. С «высоким» уровнем развития интегральной координационной подготовленности увеличилось лишь с 0 человек, или 0 % до 2 девочек, или 13,3 % (таблица 2; рисунок 5).
Таблица 2 – Распределение девочек 12-14 лет опытных групп по уровню интегральной физической и координационной подготовленности в конце исследования (в %)
Уровень интегральной подготовки | Опытные группы | |
КГ (n=15) | ЭГ (n=15) | |
Интегральная оценка уровня физической подготовленности | ||
Низкий | 4 (26,7 %) | 2 (13,4 %) |
Средний | 8 (53,3 %) | 4 (26,7 %) |
Высокий | 3 (20,0 %) | 9 (60,0 %) |
Интегральная оценка уровня координационной подготовленности | ||
Низкий | 6 (40,0 %) | 3 (20,0 %) |
Средний | 7 (46,7 %) | 4 (26,7%) |
Высокий | 2 (13,3 %) | 8 (53,3 %) |
Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень развития общей и координационной подготовленности девочек 12-14 лет опытных групп показал, что в конце исследования произошли статистически достоверные изменения между результатами девочек контрольной и экспериментальной групп по всем обследуемым показателям оценки как общефизической, так и координационной подготовленности участников эксперимента (таблица 3).
Таблица 3 – Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень развития общей и координационной подготовленности девочек 12-14 лет опытных групп, занимающихся степ-аэробикой в конце эксперимента
Название контрольного упражнения (теста) | Контрольная группа (n=15) | Экспериментальная группа (n=15) | t | Достоверность различий |
Оценка уровня общей физической подготовленности | ||||
1 «Челночный бег 3х10 м», с | 8,2 ± 4,23 | 7,1 ± 4,29 | 2,41 | Р ˂ 0,05 |
2 «Бег 30 м», с | 5,9 ± 3,31 | 4,9 ± 3,14 | 3,27 | Р ˂ 0,05 |
3 «Наклон вперед из положения сидя», см | 7,1 ± 2,35 | 11,0 ± 2,48 | 4,25 | Р ˂ 0,05 |
4 «Поднимания туловища за 1 мин.», раз | 37,0 ± 7,71 | 49,0 ± 7,84 | 5,32 | Р ˂ 0,05 |
5 «Бег 300 м», с | 1,39 ± 1,21 | 1,08 ± 1,14 | 2,52 | Р ˂ 0,05 |
Оценка уровня координационных способностей | ||||
1 «Три кувырка вперед», с | 4,9 ± 1,32 | 3,9 ± 1,26 | 3,58 | Р ˂ 0,05 |
2 «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», с | 6,9 ±1,72 | 8,7 ± 1,94 | 2,89 | Р ˂ 0,05 |
3 «Повороты на гимнастической скамье», с | 10,9 ± 3,26 | 9,0 ± 4,06 | 3,18 | Р ˂ 0,05 |
4 «Перешагивание через гимнастическую палку» (5 раз правой; 5 раз левой), с | 20,0 ± 3,13 | 16,0 ± 2,18 | 4,31 | Р ˂ 0,05 |
5 «Спринт в заданном ритме», с | 1,14 ± 0,73 | 1,09 ± 0,06 | 3,67 | Р ˂ 0,05 |
В конце исследования выявлен прирост показателей общефизической и координационной подготовленности девочек 12-14 лет опытных групп. Полученные результаты демонстрируют более высокие темпы прироста, полученные у девочек 12-14 лет экспериментальной группы, которые занимались по программе «Степ-аэробика». Так, наблюдается увеличение темпов прироста в показателях общефизической подготовленности у девочек 12-14 лет экспериментальной группы в тесте: «Челночный бег 3х10 м», с на 22,5 %; «Бег 30 м», с на 25,0 %; «Наклон вперед из положения сидя», см на 83,9 %; «Поднимания туловища за 1 мин.», раз на 33,3 %; «Бег 300 м», с на 16,8 % (рисунок 6). Наибольший прирост результатов составил в контрольных упражнениях, проводимых с целью оценки таких физических качеств, как гибкость, силовые способности, скоростные способности. У девочек 12-14 лет контрольной группы темпы прироста выявлены значительно ниже, чем у девочек экспериментальной группы и составили в тестах, характеризующих общефизическую подготовленность: «Челночный бег 3х10 м», с на 7,1 %; «Бег 30 м», с на 5,0 %; «Наклон вперед из положения сидя», см на 34,7 %; «Поднимания туловища за 1 мин.», раз на 8,5 %; «Бег 300 м», с на 11,6 % (рисунок 6).
Темпы прироста показателей характеризующих координационные способности девочек 12-14 лет, произошедшие за период педагогического эксперимента показали, что у девочек экспериментальной группы 12-14 лет выявлены более высокие значения во всех показателях, характеризующих координационные способности, что составило в тесте: «Три кувырка вперед», с – 30,4 %, «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», с – 40,0 %; «Повороты на гимнастической скамье», с – 20,0 %; «Перешагивание через гимнастическую палку» (5 раз правой; 5 раз левой), с – 36,7 %; «Спринт в заданном ритме», с – 16,8 % (рисунок 7). Наибольший прирост результатов был отмечен у девочек 12-14 лет, характеризующих уровень развития динамического равновесия, согласованность движений и ориентирование в пространстве. У девочек 12-14 лет контрольной группы, темпы прироста показателей, характеризующих координационные способности, составили в тесте: «Три кувырка вперед», с – 9,7 %, «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», с – 20,8 %; «Повороты на гимнастической скамье», с – 2,7 %; «Перешагивание через гимнастическую палку» (5 раз правой; 5 раз левой), с – 13,5 %; «Спринт в заданном ритме», с – 11,6 % (рисунок 7).
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования доказывают эффективность разработанной экспериментальной программы по степ-аэробике, направленную на развитие координационных и двигательных физических способностей девочек 12-14 лет.
На основе полученных результатов исследования, нами были сформулированы основные выводы:
Мищенко Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры.