Статья посвящена проблеме буллинга в спортивных командах. В представленном материале освещены результаты анкетного опроса студентов физкультурного вуза по выявлению роли и позиции участников буллинг-структуры.
Буллинг является острым социальным феноменом, который отрицательным образом сказывается на всех его участниках. Феномен буллинга в спортивной среде имеет специфические особенности, причины и последствия. Каждый спортсмен может стать жертвой травли, что влечет за собой различного рода последствия: от развития комплекса неполноценности, неуверенности в себе и своих способностях до ухода из спортивной команды.
Новичкова Н.Г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра теории и методики физического воспитания
Россия, г. Челябинск
Актуальность. Занимаясь каким-либо видом спорта ребенок гораздо раньше взрослеет, чем другие его сверстники. Если в обыденной жизни к нему еще относятся как к ребенку в силу физиологических интеллектуальных особенностей, то в спортивной жизни предъявляются более жесткие требования. К воспитанникам спортивных школ относятся как ко взрослым. Это выражается в готовности выкладываться на тренировках, выдерживать большие физические и эмоциональные нагрузки, осмысливать свои действия и поступки, ожидание высоких спортивных результатов. В связи с этим возникают стрессовые ситуации, повышается конкурентоспособность среди спортсменов, борьба за лидерство и, очень часто, за всем этим стоит травля (буллинг). Буллинг может возникнуть и развиться абсолютно в любом возрасте, независимо от спортивной специализации.
Принимая во внимание коллективное участие в буллинге участники распределяются на зачинщиков, исполнителей, наблюдателей, каждому из них принадлежит своя роль с особенностями в поведении.
Как правило зачинщиком (буллером, агрессором) является один (или несколько) участников команды с лидерскими качествами, коммуникативными способностями, обладают завышенной самооценкой, хорошими физическими данными, с высокими требованиями по отношению к другим участникам спортивного коллектива.
Помощники буллера являются его сторонниками, всячески поддерживают агрессора, всегда выступают на его стороне, действуют под воздействием стадного чувства, хотят выслужиться перед буллером.
Жертва является объектом травли, который терпит нападки со стороны буллера и его помощников. Жертвой может стать новый участник команды (коллектива), застенчивый ребенок с плохо развитой коммуникабельностью, с низкой самооценкой, с особенностями во внешности Защитники жертвы поддерживают объект травли стараются защищать его по мере своих возможностей. Это дети со здоровой психикой, с правильным воспитанием из благополучных семей. Для них очень важен результат сложившейся ситуации, которая требует ее разрешения.
Наблюдатели (или свидетели) буллинга, являются пассивными участниками данного процесса, обычно не проявляют высокой активности в травле, но не могут промолчать, так как в последствии испытывают страх оказаться самим в роли жертвы. У наблюдателей может возникать чувство беспомощности, так как они наблюдают за ситуацией со стороны. Существует такое явление как «травма наблюдателя». К такому состоянию приводит психологическое давление, которое может провоцироваться всей ситуацией и ее участниками [2; 3].
Если в спортивном коллективе возникла травля, то так или иначе, ролей хватит на всех участников команды, так как не замечать эту ситуацию не получится, в эту ситуацию будут вовлечены все члены коллектива.
Цель исследования – проанализировать проблему буллинг-структуры в спортивной среде.
Методы исследования. В рамках своего исследования мы использовали метод сбора информации – анкетирование, которое предусматривало заполнение респондентами бланка с вопросами по выявлению причастности к буллинг-структуре.
Результаты. В рамках исследования проводилось анкетирование студентов 3 курса ФГБОУ ВО «УралГУФК» направления 49.03.01 – Физическая культура профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».
С помощью, представленной анкеты, мы попытались выявить были ли студенты-спортсмены участниками буллинг-структуры в начале своей спортивной карьеры. В анкете вопросы составлены таким образом, что респонденты могли смоделировать те ситуации, которые возникали с ними в процессе занятий спортом в спортивной команде (коллективе) будучи подростками.
В качестве примера вопросов можно выделить такие как:
В своих ответах на представленные вопросы, респонденты старались быть искренними, т.к. опрос предполагал анонимное участие.
В результате проведенной работы нами были проанализированы ответы участников опроса, на основе которых мы наглядно представили результаты в таблице 1.
Таблица 1 – Варианты ответов на часть вопросов анкеты
№ вопроса | Варианты ответов | |||
1 | Да, такие ребята есть, но их немного | Я не замечаю | Таких ребят нет | Мне кажется таких большинство |
2 | Да, такие ребята есть и их большинство | Таких ребят немного | Я думаю, что я не хуже других | Я хуже всех |
3 | Да, я вижу это | Я не замечаю | Со мной все общаются | Со мной общаются несколько ребят |
4 | Да, такие есть, но их 2-3 человека | Есть, но я их не боюсь | Таких ребят нет | Мне кажется таких большинство |
5 | Да | Иногда | Часто | Нет |
6 | Да, нуждаюсь | Иногда | Часто | Нет |
7 | Да | Иногда | Часто | Нет |
8 | Я думаю, да | Нет | Он не поменяет отношение ко мне | Он навсегда изменит отношение ко мне |
9 | Да | Иногда | Часто | Нет |
10 | Да | В некоторых случаях | Всегда | Нет |
Результаты проведенного опроса были обработаны и подвержены классификации О. Л. Глазмана, который в своих работах рассматривал психологические особенности участников буллинга [1]. В результате респонденты были распределены на участников буллинг-структуры (рисунок 1).
В результате проведенного анализа ответов на вопросы анкеты можно сделать вывод о том, что каждый из опрошенных студентов был участником буллинг-структуры. Практически 25% были в роли «жертвы». Как правило такие ребята являлись «новенькими» в спортивном коллективе, проявляли свою неуверенность в общении и поведении со сверстниками, также попадают в категорию «жертвы» дети, которые имеют отличительную внешность: слишком высокий или низкого роста, худой или полный, ребенок, который носит очки, имеет торчащие уши или особую форму носа.
20,4% респондентов выступали в качестве «защитника жертвы» − это ребята, которые проявляют доброту и сочувствие к человеку который подвергается травле. Такая категория участников буллинг-структуры не является агрессорами и практически не подвергаются травле.
«Инициаторами» оказались 15% опрошенных студентов. В такую категорию попадают те, кто имеет определенную власть в коллективе; завистники, которые могут испытывать чувство зависти к «жертве» за определенные качества, способности, поступки; «буллят» ради удовольствия или завоевания социального статуса в коллективе.
10,5% − «помощники инициатора», которые стремятся получить одобрение от агрессора, чаще всего это неуверенные, ведомые личности, которые не способны принимать ответственность за свои действия.
Большую же часть, а именно 29,2% являлись свидетелями травли, что говорит о безразличии такого контингента к ситуации, которая вокруг них развивалась, занимают нейтральную позицию, не принимая ни чью сторону.
Заключение. Обобщая полученные данные можно сделать вывод о том, что каждый из опрошенных, в своем прошлом, находясь в детском или подростковом возрасте, в той или иной мере был участником буллинг-структуры. И наверное, такое явление как буллинг, является частью спортивной жизни. Буллинг ‒ это всегда неравномерное распределение сил внутри команды (спортивного коллектива), он всегда имеет разрушительную силу воздействия, причем не только на жертву, но и на остальных окружающих, так как затрагивает каждого и никогда не проходит без определенных последствий. Эмоции, которые испытывают и переживают спортсмены находят разное свое выражение и справиться с ними удается не всем. Причем это не зависит от какого-то определенного возраста и социального статуса.
Однако заметить, а тем более остановить буллинг в спортивной среде, бывает очень сложно. И чем раньше тренеры, родители начнут понимать и наблюдать агрессию в детском спортивном коллективе, тем меньших негативных последствий удастся избежать.
Новичкова Наталья Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры.