В статье на основе многолетних мониторинговых исследований проведен анализ физической подготовленности школьников Хабаровского края различных возрастно-половых групп по показателям низкого уровня развития физических качеств в зависимости от территориальных условий проживания. Независимо от возраста, пола и условий проживания низкие уровни развития двигательных способностей у мальчиков выявлены в проявлении гибкости и общей выносливости, у девочек − статической силовой выносливости и общей аэробной выносливости. Наибольшее число школьников, не выполняющих нормативные требования по тестовым упражнениям, отмечено в младшем школьном возрасте в сравнении с другими возрастными группами. Уровень физической подготовленности сельских школьников, проживающих в южных районах края, выше в сравнении с городскими и сельскими школьниками Севера.
Лигута В.Ф., Лигута А.В.
Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск, Россия
liguta01@mail.ru
Актуальность. Исследования, проведенные в последнее десятилетие, свидетельствуют о недостаточном уровне физического здоровья наших детей, что не отвечает требованиям современного образования в области физической культуры [2]. Главной причиной данного состояния является низкий уровень двигательной активности учащихся [3].
В связи с этим Правительство Российской Федерации постоянно уделяет особое внимание данной проблеме, разрабатывая определенные программы, распоряжения и Постановления, направленные на улучшение состояния здоровья молодежи, привлечение ее к самостоятельным осознано-мотивированным занятиям физической культурой и спортом.
В «Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г., намечено обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего профессионального и высшего образования.
Совершенствование физической подготовленности школьников в современных условиях образования должно осуществляться на основе постоянных мониторинговых исследований уровня развития их физических качеств [5]. Это позволяет выявить определенные закономерности и недостатки в проявлении двигательных способностей учащихся, наметить пути совершенствования процесса физического воспитания.
Проведение регулярных исследований уровня физической подготовленности населения, в том числе школьников, у нас в стране осуществляется в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), на основе которых вносятся соответствующие коррективы в установленные нормативные показатели развития физических качеств [6].
Кроме этого, начиная с 1996 года, для оценки физической подготовленности школьников применяются тестовые упражнения Всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания», которые проводятся ежегодно среди лучших команд городских и сельских общеобразовательных организаций, сформированных из обучающихся одного класса.
Учитывая огромный интерес к проблеме здоровья подрастающего поколения проведено значительное количество научных исследований ведущих ученых России, посвященных разработке новых профилактических, коррекционных и оздоровительных технологий, обеспечивающих гармоничное физическое и психическое развитие детей. Систематизирующим фактором в данном научном направлении выступают результаты анализа состояния физического здоровья детей России, а также изучение факторов, влияющих на его состояние в современных условиях, которыми являются: здоровый образ жизни, социальные и природные условия окружающей среды, генетические и наследственные факторы.
Если рассматривать конкретно школьные причины неблагополучия здоровья учащихся, как отмечают многие авторы, то к ним относятся: недостаток физической активности детей; чрезмерная интенсивность образовательного процесса, влияющая на психологическое состояние школьников; неграмотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья; провалы в существующей системе физического воспитания; неправильная организация учебных программ и питания.
Из всех перечисленных факторов, влияющим на физическое здоровье детей, немаловажным является специфика условий региона, характеризующаяся климатическими, природными, экологическими и социально-экономическими параметрами.
Проблема исследования заключается в поиске путей совершенствования физического воспитания школьников на основе выявления особенностей проявления их физической подготовленности в зависимости от возрастных групп и условий проживания.
Цель исследования: определение физической подготовленности школьников Хабаровского края разных возрастно-половых групп, проживающих в различных социально-экономических и климатических условиях.
Задачи исследования:
Организация и методы исследования. В основе оценки физической подготовленности учащихся школ использовалось определение уровня развития физических качеств: скоростной силы (прыжок в длину с места); силовая выносливость мышц рук (сгибание и разгибание рук в упоре лежа); силовая статическая выносливость рук (вис на перекладине на согнутых руках); силовая выносливость мышц живота (поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с); гибкость (наклон вперед из положения сидя); общая выносливость (бег на 1000 м).
Для этого учителями физической культуры было проведено массовое обследование школьников края (1624 школьника 7−17 лет 636 классов из 68 школ). Протоколы исследования направлялись в министерство спорта края. Обработка полученных результатов осуществлялась нами на основе Программного продукта, разработанного на базе вычислительного центра Челябинского государственного технического университета и предназначенного для ввода протоколов «Президентских состязаний» в школах России с целью определения рейтинга школы и классов в районе, класса в школе [1]. С помощью данной программы определялись уровни индивидуальной подготовки по каждому тесту: супер, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, опасная зона.
Главным показателем оценки физической подготовленности школьников считалось невыполнение учащимися нормативных требований. В данном случае анализировались суммарные показатели неудовлетворительного уровня подготовки и уровня опасной зоны, которые относились к низкому уровню развития физических качеств. Такой принцип отклонений широко используется в исследованиях производственных и непроизводственных сфер, а в последнее время, также и в технологизации проведения мониторинга состояния физического здоровья в различных образовательных учреждениях.
Учитывая большую протяженность Хабаровского края с севера на юг почти на 1800 км, представленную различными природно-климатическими зонами, нами выделены две группы сельских школьников. Одна, проживающая в суровых северных климатических условиях, и вторая − группа школьников южных районов, с более благоприятными климатическими условиями проживания. Также определены две группы школьников больших индустриальных городов края: Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, который расположен севернее на 400 км от Хабаровска.
Результаты исследования. Анализ показателей с низким уровнем развития физических качеств у всех учащихся школ без дифференциации по возрасту и территориальным условиям проживания свидетельствует о том, что наилучшее проявление двигательных способностей по рейтингу у мальчиков наблюдается в силовой выносливости мышц живота (20,9%), а у девочек в скоростно-силовых качествах (19,9%) (табл.1).
Таблица 1 − Учащиеся школ с низким уровнем развития физических качеств, независимо от возрастных групп и территориальных условий проживания, %
Физическое качество | м | рейтинг | д | рейтинг |
Скоростно-силовые | 21,6 | 2 | 19,9 | 1 |
Силовая выносливость мышц рук | 31,1 | 3 | 40,0 | 3 |
Силовая статическая выносливость рук | 39,1 | 4 | 75,2 | 6 |
Силовая выносливость мышц живота | 20,9 | 1 | 23,1 | 2 |
Гибкость | 65,4 | 6 | 45,8 | 4 |
Общая выносливость | 63,0 | 5 | 56,4 | 5 |
Наибольшее количество школьников, не справляющихся с нормативными требованиями тестовых упражнений, отмечается у мальчиков при выполнении наклона вперед (65,4%), а у девочек в висе на перекладине (75,2%).
В таблице 2 представлены показатели низкого уровня развития физических качеств у учащихся разных школьных возрастных периодов, независимо от территориальных условий проживания.
Таблица 2 − Учащиеся разного школьного возраста с низким уровнем развития физических качеств, независимо от территориальных условий проживания, %
Физическое качество | Школьный возраст | |||||||||||
Младший (7-10 лет) | Средний (11-14 лет) | Старший (15-17 лет) | ||||||||||
м | р | д | р | м | р | д | р | м | р | д | р | |
Скоростно-силовые | 13,9 | 3 | 8,2 | 1 | 4,7 | 1 | 6,4 | 1 | 3,0 | 1 | 5,3 | 1 |
Силовая выносливость мышц рук | 10,9 | 2 | 14,5 | 3 | 8,5 | 3 | 14,8 | 4 | 11,7 | 4 | 10,7 | 3 |
Силовая статическая выносливость | 20,9 | 4 | 25,4 | 6 | 10,7 | 4 | 28,2 | 6 | 7,5 | 3 | 21,6 | 6 |
Силовая выносливость мышц живота | 9,1 | 1 | 9,9 | 2 | 6,3 | 2 | 6,7 | 2 | 5,5 | 2 | 6,5 | 2 |
Гибкость | 22,7 | 5 | 18,7 | 4 | 21,8 | 6 | 13,7 | 3 | 20,9 | 6 | 13,4 | 4 |
Общая выносливость | 23,9 | 6 | 20,4 | 5 | 20,1 | 5 | 17,5 | 5 | 19,0 | 5 | 18,5 | 5 |
р – рейтинг показателей физических качеств |
Как видно из представленных данных (табл. 2), наибольшее количество младших школьников не выполняют нормативные требования по используемым тестовым упражнениям в сравнении с другими возрастными группами.
Лучше всего, не зависимо от возраста, с нормативными показателями справляются школьники по проявлению скоростной силы (рейтинг 1), силовой выносливости мышц живота (рейтинг 2) и силовой выносливости мышц рук (рейтинг 3). Наиболее низкие результаты в выполнении нормативных требований у мальчиков, не зависимо от возраста, отмечаются в проявлении гибкости (рейтинг 6) и общей выносливости (рейтинг 5), а у девочек − в статической силовой выносливости (рейтинг 6) и общей выносливости (рейтинг 5). Следует отметить наилучшие показатели развития гибкости у девочек разных возрастных групп в сравнение с мальчиками.
Для более объективной оценки уровня физической подготовленности и дальнейшего принятия обоснованных решений, направленных на совершенствование состояния физического здоровья и эффективности процесса физического воспитания учащихся школ, необходимо иметь не только четкое представление о развитии их двигательных способностей в разных возрастно-половых группах, но и знать особенности их проявления в различных средовых условиях проживания.
Представленные результаты исследования в таблице 3 дают возможность проанализировать физическую подготовленность школьников сельской и городской местности, проживающих в разных климатогеографических условиях Хабаровского края.
Из приведенных данных в табл. 3 обращает на себя внимание большое количество низких уровней развития общей выносливости, которая, в первую очередь, обуславливает состояние здоровья человека, особенно в период младшего школьного возраста. Если рассматривать данные показатели по месту проживания учащихся, то хуже всего с нормативными требованиями справляются мальчики и девочки северных районов края всех возрастных групп (соответственно суммарные показатели в исследуемых группах составляют: 58,9%; 43,3% и 45,8%). Лучшие результаты в сдаче данного норматива показывают школьники сельской местности юга края (соответственно: 28,6%; 28,3% и 30,6%). Выявленная закономерность, в основном, наблюдается и при анализе показателей развития других двигательных способностей, что объясняется влиянием суровых климатических и социально-экономических факторов на организм детей школьного возраста [4].
Таблица 3 − Школьники с низким уровнем развития физических качеств, %
Регион, город | Школьный возраст | |||||||||
Младший (7-10 лет) | Средний (11-14 лет) | Старший (15-17 лет) | ||||||||
м | д | всего | м | д | всего | м | д | всего | ||
Скоростно-силовые качества | ||||||||||
Северный р-н | 17,8 | 12,9 | 30,7 | 6,6 | 7,8 | 14,4 | 3,2 | 4,7 | 7,9 | |
Комсомольск | 13,2 | 7,7 | 20,9 | 4,9 | 5,9 | 10,8 | 2,3 | 3,8 | 6,1 | |
Хабаровск | 12,0 | 7,2 | 19,2 | 4,4 | 6,2 | 10,6 | 3,3 | 8,6 | 11,9 | |
Южный р-н | 12,7 | 5,0 | 17,7 | 3,1 | 5,8 | 8,9 | 3,3 | 3,9 | 7,2 | |
Среднее значение | 13,9 | 8,2 | 22,1 | 4,7 | 6,4 | 11,1 | 3,0 | 5,3 | 8,3 | |
Силовая выносливость мышц рук | ||||||||||
Северный р-н | 13,9 | 17,4 | 31,3 | 10,2 | 15,7 | 25,9 | 14,2 | 13,4 | 27,6 | |
Комсомольск | 10,1 | 15,7 | 25,8 | 8,0 | 14,5 | 22,5 | 10,9 | 10,2 | 21,1 | |
Хабаровск | 11,5 | 16,8 | 28,3 | 9,1 | 18,5 | 27,6 | 12,8 | 11,2 | 24,0 | |
Южный р-н | 8,0 | 8,1 | 16,1 | 6,7 | 10,5 | 17,2 | 8,9 | 8,0 | 16,9 | |
Среднее значение | 10,9 | 14,5 | 25,4 | 8,5 | 14,8 | 23,3 | 11,7 | 10,7 | 22,4 | |
Статическая силовая выносливость рук | ||||||||||
Северный р-н | 24,1 | 27,1 | 51,2 | 10,8 | 29,3 | 40,1 | 8,5 | 22,9 | 31,4 | |
Комсомольск | 21,7 | 28,9 | 50,6 | 11,9 | 28,5 | 40,4 | 8,4 | 21,8 | 30,2 | |
Хабаровск | 25,2 | 26,9 | 52,1 | 12,1 | 30,6 | 42,7 | 8,5 | 27,4 | 35,9 | |
Южный р-н | 12,7 | 18,8 | 31,5 | 7,8 | 24,4 | 32,2 | 4,4 | 14,3 | 18,7 | |
Среднее значение | 20,9 | 25,4 | 46,4 | 10,7 | 28,2 | 38,9 | 7,5 | 21,6 | 29,1 | |
Силовая выносливость мышц живота | ||||||||||
Северный р-н | 10,9 | 11,8 | 22,7 | 7,1 | 8,5 | 15,6 | 6,0 | 7,7 | 13,7 | |
Комсомольск | 9,8 | 12,8 | 22,6 | 6,3 | 8,2 | 14,5 | 5,9 | 7,2 | 13,1 | |
Хабаровск | 7,2 | 8,9 | 16,1 | 5,4 | 5,5 | 10,9 | 5,3 | 6,0 | 11,3 | |
Южный р-н | 8,5 | 6,1 | 14,6 | 6,5 | 4,6 | 11,1 | 4,9 | 5,0 | 9,9 | |
Среднее значение | 9,1 | 9,9 | 19,0 | 6,3 | 6,7 | 13,0 | 5,5 | 6,5 | 12,0 | |
Гибкость | ||||||||||
Северный р-н | 23,7 | 19,6 | 43,3 | 20,3 | 15,1 | 35,4 | 24,5 | 15,8 | 40,3 | |
Комсомольск | 20,3 | 17,8 | 38,1 | 20,2 | 13,7 | 33,9 | 20,0 | 17,2 | 37,2 | |
Хабаровск | 30,4 | 22,3 | 52,7 | 30,2 | 16,1 | 46,3 | 22,3 | 12,8 | 35,1 | |
Южный р-н | 16,3 | 15,3 | 31,6 | 16,5 | 9,7 | 26,2 | 16,7 | 7,9 | 24,6 | |
Среднее значение | 22,7 | 18,7 | 41,4 | 21,8 | 13,7 | 35,5 | 20,9 | 13,4 | 34,3 | |
Общая выносливость | ||||||||||
Северный р-н | 32,9 | 26,0 | 58,9 | 25,3 | 18,0 | 43,3 | 23,1 | 22,7 | 45,8 | |
Комсомольск | 21,7 | 25,0 | 46,7 | 20,2 | 16,0 | 36,2 | 19,8 | 18,4 | 38,2 | |
Хабаровск | 23,2 | 19,9 | 43,1 | 21,6 | 20,8 | 42,4 | 16,7 | 18,7 | 35,4 | |
Южный р-н | 17,8 | 10,8 | 28,6 | 13,3 | 15,0 | 28,3 | 16,2 | 14,4 | 30,6 | |
Среднее значение | 23,9 | 20,4 | 44,3 | 20,1 | 17,5 | 37,6 | 19,0 | 18,5 | 37,5 |
С возрастом, не зависимо от местожительства, уменьшается количество учащихся, не выполняющих нормативы, исключение составляют стабилизирующие числовые значения показателей гибкости и общей выносливости в среднем и старшем школьном возрасте. Отмечен низкий уровень развития гибкости у школьников всех возрастных групп Хабаровска в сравнении с учащимися других административных территорий.
Имеются определенные отличительные особенности в проявлении физических качеств у городских школьников г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В целом, у школьников Комсомольска-на-Амуре, в сравнении со сверстниками Хабаровска, выше уровень развития таких двигательных способностей как силовая выносливость мышц рук, статическая силовая выносливость и гибкость. Хабаровчане в отличие от комсомольчан имеют более высокий уровень развития силовой выносливости мышц живота. Уровень развития скоростно-силовых качеств фактически одинаков у городских учащихся 7-14 лет. Исключение составляют старшеклассницы Комсомольска-на-Амуре, у которых уровень развития данного качества значительно выше, чем у их сверстниц из Хабаровска.
Сравнительный анализ развития общей выносливости городских школьников, показал различные соотношения низких уровней у детей и подростков. В целом школьники Комсомольска-на-Амуре имеют большие числовые значения низкого уровня в младшем (46,7%) и старшем (38,2%) школьном возрасте в отличие от хабаровчан (соответственно: 43,1% и 35,4%), исключение составляет средний школьный возраст. Кроме этого существуют определенные гендерные особенности развития данного качества.
Для более наглядного иллюстрирования полученных результатов исследования представлен рейтинг каждого показателя физического качества учащихся разных возрастно-половых групп в зависимости от места проживания (табл. 4).
Таблица 4 − Рейтинг показателей физических качеств школьников Хабаровского края
Регион, город | Школьный возраст | |||||||
Младший (7-10 лет) | Средний (11-14 лет) | Старший (15-17 лет) | Общее рейтинговое место | |||||
м | д | м | д | м | д | м | д | |
Скоростно-силовые качества | ||||||||
Северный р-н | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Комсомольск | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2-3 | 2 |
Хабаровск | 1 | 2 | 2 | 3 | 3-4 | 4 | 2-3 | 3 |
Южный р-н | 2 | 1 | 1 | 1 | 3-4 | 2 | 1 | 1 |
Силовая выносливость мышц рук | ||||||||
Северный р-н | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Комсомольск | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Хабаровск | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Южный р-н | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Статическая силовая выносливость рук | ||||||||
Северный р-н | 3 | 3 | 2 | 3 | 2-3 | 3 | 2 | 3 |
Комсомольск | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 |
Хабаровск | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Южный р-н | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Силовая выносливость мышц живота | ||||||||
Северный р-н | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Комсомольск | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Хабаровск | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Южный р-н | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Гибкость | ||||||||
Северный р-н | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Комсомольск | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 |
Хабаровск | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 |
Южный р-н | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общая выносливость | ||||||||
Северный р-н | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Комсомольск | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Хабаровск | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Южный р-н | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
На основании приведенных в табл. 4 данных выявлено, что сельские школьники, проживающие в противоположных по климатическим и природным условиям, по уровню физической подготовленности отличаются не только между собой, но и от городских учащихся. Сравнительный анализ уровня развития физических качеств детей двух больших городов края свидетельствует о том, что определяющим фактором, влияющим на состояние их физической подготовленности, является постановка процесса физического воспитания в школах.
Заключение. Установлено, что независимо от возрастно-половых групп и места проживания школьников Хабаровского края, наибольшие числа учащихся с низким уровнем развития гибкости и общей выносливости определены у мальчиков, а статической силовой выносливости и общей выносливости − у девочек. Лучше всего учащиеся справляются с нормативными требованиями, характеризующими скоростно-силовые способности и силовую выносливость мышц живота.
В младшем школьном возрасте отмечается наибольшее количество детей, не справляющихся с нормативными требованиями тестовых упражнений. С возрастом у школьников происходит снижение числовых показателей низкого уровня развития физических качеств.
Естественные климатогеографические и социально-экономические факторы проживания в значительной мере отражаются на уровне физической подготовленности школьников края. К ним относятся суровые экстремальные природные условия Севера, недостаточная инфраструктура для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах и по месту жительства, недостаток физкультурных кадров. В отличие от сельских школьников севера, учащиеся юга края находятся в более благоприятных условиях, которые позволяют осуществлять в процессе физического воспитания большую двигательную активность с использованием в зимнее время лыжной подготовки, в летнее время − природных факторов, в том числе, плавание в водоемах, физическую нагрузку во время семейной сельскохозяйственной деятельности.
Выявлены определенные отличительные особенности в проявлении развития физических качеств городских школьников, которые зависят от эффективной организации и проведения физического воспитания в школе, в семье, по месту жительства, взаимосвязи органов управления физической культурой и спортом в округах и муниципальных районов края, медицинских работников, управления образования.
Полученные результаты подтверждают необходимость разработки региональных стандартов по оценке уровня развития двигательных способностей, а также могут быть использованы для принятия управленческих решений по укреплению здоровья и повышению уровня физической подготовленности школьников общеобразовательных организаций края, определения пути дальнейшего научного поиска совершенствования процесса физического воспитания.
Лигута Владимир Филиппович – кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки Дальневосточного юридического института МВД России
liguta01@mail.ru.
Лигута Анна Владимировна – кандидат педагогических наук, Заместитель начальника учебного отдела Дальневосточного юридического института МВД России
lav_29@mail.ru