Физическая подготовленность школьников разных возрастных групп в зависимости от территориальных условий проживания

В статье на основе многолетних мониторинговых исследований проведен анализ физической подготовленности школьников Хабаровского края различных возрастно-половых групп по показателям низкого уровня развития физических качеств в зависимости от территориальных условий проживания. Независимо от возраста, пола и условий проживания низкие уровни развития двигательных способностей у мальчиков выявлены в проявлении гибкости и общей выносливости, у девочек − статической силовой выносливости и общей аэробной выносливости. Наибольшее число школьников, не выполняющих нормативные требования по тестовым упражнениям, отмечено в младшем школьном возрасте в сравнении с другими возрастными группами. Уровень физической подготовленности сельских школьников, проживающих в южных районах края, выше в сравнении с городскими и сельскими школьниками Севера.


Авторы:

Лигута В.Ф., Лигута А.В. 
Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск, Россия
liguta01@mail.ru


Ключевые слова: Возрастные группы, Условия проживания, Физические качества, Школьники

Актуальность. Исследования, проведенные в последнее десятилетие, свидетельствуют о недостаточном уровне физического здоровья наших детей, что не отвечает требованиям современного образования в области физической культуры [2]. Главной причиной данного состояния является низкий уровень двигательной активности учащихся [3]. 

В связи с этим Правительство Российской Федерации постоянно уделяет особое внимание данной проблеме, разрабатывая определенные программы, распоряжения и Постановления, направленные на улучшение состояния здоровья молодежи, привлечение ее к самостоятельным осознано-мотивированным занятиям физической культурой и спортом. 

В «Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г., намечено обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего профессионального и высшего образования. 

Совершенствование физической подготовленности школьников в современных условиях образования должно осуществляться на основе постоянных мониторинговых исследований уровня развития их физических качеств [5]. Это позволяет выявить определенные закономерности и недостатки в проявлении двигательных способностей учащихся, наметить пути совершенствования процесса физического воспитания.

Проведение регулярных исследований уровня физической подготовленности населения, в том числе школьников, у нас в стране осуществляется в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), на основе которых вносятся соответствующие коррективы в установленные нормативные показатели развития физических качеств [6].

Кроме этого, начиная с 1996 года, для оценки физической подготовленности школьников применяются тестовые упражнения Всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания», которые проводятся ежегодно среди лучших команд городских и сельских общеобразовательных организаций, сформированных из обучающихся одного класса. 

Учитывая огромный интерес к проблеме здоровья подрастающего поколения проведено значительное количество научных исследований ведущих ученых России, посвященных разработке новых профилактических, коррекционных и оздоровительных технологий, обеспечивающих гармоничное физическое и психическое развитие детей. Систематизирующим фактором в данном научном направлении выступают результаты анализа состояния физического здоровья детей России, а также изучение факторов, влияющих на его состояние в современных условиях, которыми являются: здоровый образ жизни, социальные и природные условия окружающей среды, генетические и наследственные факторы.

Если рассматривать конкретно школьные причины неблагополучия здоровья учащихся, как отмечают многие авторы, то к ним относятся: недостаток физической активности детей; чрезмерная интенсивность образовательного процесса, влияющая на психологическое состояние школьников; неграмотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья; провалы в существующей системе физического воспитания; неправильная организация учебных программ и питания. 

Из всех перечисленных факторов, влияющим на физическое здоровье детей, немаловажным является специфика условий региона, характеризующаяся климатическими, природными, экологическими и социально-экономическими параметрами. 

Проблема исследования заключается в поиске путей совершенствования физического воспитания школьников на основе выявления особенностей проявления их физической подготовленности в зависимости от возрастных групп и условий проживания.

Цель исследования: определение физической подготовленности школьников Хабаровского края разных возрастно-половых групп, проживающих в различных социально-экономических и климатических условиях. 

Задачи исследования: 

  • выявить особенности проявления физических качеств у школьников независимо от возрастных групп и условий проживания;
  • определить количество школьников в разных возрастно-половых группах, не выполняющих тестовые нормативы двигательных способностей; 
  • сравнить количество учащихся разного возраста и пола с низким уровнем развития физических качеств в зависимости от условий проживания.

Организация и методы исследования. В основе оценки физической подготовленности учащихся школ использовалось определение уровня развития физических качеств: скоростной силы (прыжок в длину с места); силовая выносливость мышц рук (сгибание и разгибание рук в упоре лежа); силовая статическая выносливость рук (вис на перекладине на согнутых руках); силовая выносливость мышц живота (поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с); гибкость (наклон вперед из положения сидя); общая выносливость (бег на 1000 м).

Для этого учителями физической культуры было проведено массовое обследование школьников края (1624 школьника 7−17 лет 636 классов из 68 школ). Протоколы исследования направлялись в министерство спорта края. Обработка полученных результатов осуществлялась нами на основе Программного продукта, разработанного на базе вычислительного центра Челябинского государственного технического университета и предназначенного для ввода протоколов «Президентских состязаний» в школах России с целью определения рейтинга школы и классов в районе, класса в школе [1]. С помощью данной программы определялись уровни индивидуальной подготовки по каждому тесту: супер, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, опасная зона. 

Главным показателем оценки физической подготовленности школьников считалось невыполнение учащимися нормативных требований. В данном случае анализировались суммарные показатели неудовлетворительного уровня подготовки и уровня опасной зоны, которые относились к низкому уровню развития физических качеств. Такой принцип отклонений широко используется в исследованиях производственных и непроизводственных сфер, а в последнее время, также и в технологизации проведения мониторинга состояния физического здоровья в различных образовательных учреждениях.

Учитывая большую протяженность Хабаровского края с севера на юг почти на 1800 км, представленную различными природно-климатическими зонами, нами выделены две группы сельских школьников. Одна, проживающая в суровых северных климатических условиях, и вторая − группа школьников южных районов, с более благоприятными климатическими условиями проживания. Также определены две группы школьников больших индустриальных городов края: Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, который расположен севернее на 400 км от Хабаровска.

Результаты исследования. Анализ показателей с низким уровнем развития физических качеств у всех учащихся школ без дифференциации по возрасту и территориальным условиям проживания свидетельствует о том, что наилучшее проявление двигательных способностей по рейтингу у мальчиков наблюдается в силовой выносливости мышц живота (20,9%), а у девочек в скоростно-силовых качествах (19,9%) (табл.1).

Таблица 1 − Учащиеся школ с низким уровнем развития физических качеств, независимо от возрастных групп и территориальных условий проживания, %

Физическое качествомрейтингдрейтинг
Скоростно-силовые21,6219,91
Силовая выносливость мышц рук 31,1340,03
Силовая статическая выносливость рук 39,1475,26
Силовая выносливость мышц живота20,9123,12
Гибкость 65,4645,84
Общая выносливость 63,0556,45

Наибольшее количество школьников, не справляющихся с нормативными требованиями тестовых упражнений, отмечается у мальчиков при выполнении наклона вперед (65,4%), а у девочек в висе на перекладине (75,2%). 

В таблице 2 представлены показатели низкого уровня развития физических качеств у учащихся разных школьных возрастных периодов, независимо от территориальных условий проживания.

Таблица 2 − Учащиеся разного школьного возраста с низким уровнем развития физических качеств, независимо от территориальных условий проживания, %

Физическое качествоШкольный возраст

Младший

(7-10 лет)

Средний

(11-14 лет)

Старший

(15-17 лет)

мрдрмрдрмрдр
Скоростно-силовые13,938,214,716,413,015,31
Силовая выносливость мышц рук 10,9214,538,5314,8411,7410,73
Силовая статическая выносливость 20,9425,4610,7428,267,5321,66
Силовая выносливость мышц живота9,119,926,326,725,526,52
Гибкость 22,7518,7421,8613,7320,9613,44
Общая выносливость 23,9620,4520,1517,5519,0518,55
р – рейтинг показателей физических качеств

Как видно из представленных данных (табл. 2), наибольшее количество младших школьников не выполняют нормативные требования по используемым тестовым упражнениям в сравнении с другими возрастными группами.

Лучше всего, не зависимо от возраста, с нормативными показателями справляются школьники по проявлению скоростной силы (рейтинг 1), силовой выносливости мышц живота (рейтинг 2) и силовой выносливости мышц рук (рейтинг 3). Наиболее низкие результаты в выполнении нормативных требований у мальчиков, не зависимо от возраста, отмечаются в проявлении гибкости (рейтинг 6) и общей выносливости (рейтинг 5), а у девочек − в статической силовой выносливости (рейтинг 6) и общей выносливости (рейтинг 5). Следует отметить наилучшие показатели развития гибкости у девочек разных возрастных групп в сравнение с мальчиками. 

Для более объективной оценки уровня физической подготовленности и дальнейшего принятия обоснованных решений, направленных на совершенствование состояния физического здоровья и эффективности процесса физического воспитания учащихся школ, необходимо иметь не только четкое представление о развитии их двигательных способностей в разных возрастно-половых группах, но и знать особенности их проявления в различных средовых условиях проживания.

Представленные результаты исследования в таблице 3 дают возможность проанализировать физическую подготовленность школьников сельской и городской местности, проживающих в разных климатогеографических условиях Хабаровского края.

Из приведенных данных в табл. 3 обращает на себя внимание большое количество низких уровней развития общей выносливости, которая, в первую очередь, обуславливает состояние здоровья человека, особенно в период младшего школьного возраста. Если рассматривать данные показатели по месту проживания учащихся, то хуже всего с нормативными требованиями справляются мальчики и девочки северных районов края всех возрастных групп (соответственно суммарные показатели в исследуемых группах составляют: 58,9%; 43,3% и 45,8%). Лучшие результаты в сдаче данного норматива показывают школьники сельской местности юга края (соответственно: 28,6%; 28,3% и 30,6%). Выявленная закономерность, в основном, наблюдается и при анализе показателей развития других двигательных способностей, что объясняется влиянием суровых климатических и социально-экономических факторов на организм детей школьного возраста [4].

Таблица 3 − Школьники с низким уровнем развития физических качеств, %

Регион, городШкольный возраст

Младший 

(7-10 лет)

Средний 

(11-14 лет)

Старший 

(15-17 лет)

мдвсегомдвсегомдвсего
Скоростно-силовые качества 
Северный р-н17,812,930,76,67,814,43,24,77,9
Комсомольск13,27,720,94,95,910,82,33,86,1
Хабаровск12,07,219,24,46,210,63,38,611,9
Южный р-н12,75,017,73,15,88,93,33,97,2
Среднее значение13,98,222,14,76,411,13,05,38,3
 Силовая выносливость мышц рук 
Северный р-н13,917,431,310,215,725,914,213,427,6
Комсомольск10,115,725,88,014,522,510,910,221,1
Хабаровск11,516,828,39,118,527,612,811,224,0
Южный р-н8,08,116,16,710,517,28,98,016,9
Среднее значение10,914,525,48,514,823,311,710,722,4
 Статическая силовая выносливость рук 
Северный р-н24,127,151,210,829,340,18,522,931,4
Комсомольск21,728,950,611,928,540,48,421,830,2
Хабаровск25,226,952,112,130,642,78,527,435,9
Южный р-н12,718,831,57,824,432,24,414,318,7
Среднее значение20,925,446,410,728,238,97,521,629,1
 Силовая выносливость мышц живота 
Северный р-н10,911,822,77,18,515,66,07,713,7
Комсомольск9,812,822,66,38,214,55,97,213,1
Хабаровск7,28,916,15,45,510,95,36,011,3
Южный р-н8,56,114,66,54,611,14,95,09,9
Среднее значение9,19,919,06,36,713,05,56,512,0
 Гибкость 
Северный р-н23,719,643,320,315,135,424,515,840,3
Комсомольск20,317,838,120,213,733,920,017,237,2
Хабаровск30,422,352,730,216,146,322,312,835,1
Южный р-н16,315,331,616,59,726,216,77,924,6
Среднее значение22,718,741,421,813,735,520,913,434,3
 Общая выносливость 
Северный р-н32,926,058,925,318,043,323,122,745,8
Комсомольск21,725,046,720,216,036,219,818,438,2
Хабаровск23,219,943,121,620,842,416,718,735,4
Южный р-н17,810,828,613,315,028,316,214,430,6
Среднее значение23,920,444,320,117,537,619,018,537,5

С возрастом, не зависимо от местожительства, уменьшается количество учащихся, не выполняющих нормативы, исключение составляют стабилизирующие числовые значения показателей гибкости и общей выносливости в среднем и старшем школьном возрасте. Отмечен низкий уровень развития гибкости у школьников всех возрастных групп Хабаровска в сравнении с учащимися других административных территорий. 

Имеются определенные отличительные особенности в проявлении физических качеств у городских школьников г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В целом, у школьников Комсомольска-на-Амуре, в сравнении со сверстниками Хабаровска, выше уровень развития таких двигательных способностей как силовая выносливость мышц рук, статическая силовая выносливость и гибкость. Хабаровчане в отличие от комсомольчан имеют более высокий уровень развития силовой выносливости мышц живота. Уровень развития скоростно-силовых качеств фактически одинаков у городских учащихся 7-14 лет. Исключение составляют старшеклассницы Комсомольска-на-Амуре, у которых уровень развития данного качества значительно выше, чем у их сверстниц из Хабаровска.

Сравнительный анализ развития общей выносливости городских школьников, показал различные соотношения низких уровней у детей и подростков. В целом школьники Комсомольска-на-Амуре имеют большие числовые значения низкого уровня в младшем (46,7%) и старшем (38,2%) школьном возрасте в отличие от хабаровчан (соответственно: 43,1% и 35,4%), исключение составляет средний школьный возраст. Кроме этого существуют определенные гендерные особенности развития данного качества. 

Для более наглядного иллюстрирования полученных результатов исследования представлен рейтинг каждого показателя физического качества учащихся разных возрастно-половых групп в зависимости от места проживания (табл. 4).

Таблица 4 − Рейтинг показателей физических качеств школьников Хабаровского края

Регион,

город

Школьный возраст

Младший

(7-10 лет)

Средний

(11-14 лет)

Старший

(15-17 лет)

Общее рейтинговое место
мдмдмдмд
Скоростно-силовые качества
Северный р-н44442344
Комсомольск3332112-32
Хабаровск12233-442-33
Южный р-н21113-4211
 Силовая выносливость мышц рук
Северный р-н44434444
Комсомольск22222222
Хабаровск33343333
Южный р-н11111111
 Статическая силовая выносливость рук
Северный р-н33232-3323
Комсомольск24324232
Хабаровск42442444
Южный р-н11111111
 Силовая выносливость мышц живота
Северный р-н43444444
Комсомольск34233333
Хабаровск12122212
Южный р-н21311121
 Гибкость
Северный р-н33334333
Комсомольск22222422
Хабаровск44443244
Южный р-н11111111
 Общая выносливость
Северный р-н44434444
Комсомольск23223222
Хабаровск32342333
Южный р-н11111111

На основании приведенных в табл. 4 данных выявлено, что сельские школьники, проживающие в противоположных по климатическим и природным условиям, по уровню физической подготовленности отличаются не только между собой, но и от городских учащихся. Сравнительный анализ уровня развития физических качеств детей двух больших городов края свидетельствует о том, что определяющим фактором, влияющим на состояние их физической подготовленности, является постановка процесса физического воспитания в школах. 

Заключение. Установлено, что независимо от возрастно-половых групп и места проживания школьников Хабаровского края, наибольшие числа учащихся с низким уровнем развития гибкости и общей выносливости определены у мальчиков, а статической силовой выносливости и общей выносливости − у девочек. Лучше всего учащиеся справляются с нормативными требованиями, характеризующими скоростно-силовые способности и силовую выносливость мышц живота. 

В младшем школьном возрасте отмечается наибольшее количество детей, не справляющихся с нормативными требованиями тестовых упражнений. С возрастом у школьников происходит снижение числовых показателей низкого уровня развития физических качеств.

Естественные климатогеографические и социально-экономические факторы проживания в значительной мере отражаются на уровне физической подготовленности школьников края. К ним относятся суровые экстремальные природные условия Севера, недостаточная инфраструктура для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах и по месту жительства, недостаток физкультурных кадров. В отличие от сельских школьников севера, учащиеся юга края находятся в более благоприятных условиях, которые позволяют осуществлять в процессе физического воспитания большую двигательную активность с использованием в зимнее время лыжной подготовки, в летнее время − природных факторов, в том числе, плавание в водоемах, физическую нагрузку во время семейной сельскохозяйственной деятельности.

Выявлены определенные отличительные особенности в проявлении развития физических качеств городских школьников, которые зависят от эффективной организации и проведения физического воспитания в школе, в семье, по месту жительства, взаимосвязи органов управления физической культурой и спортом в округах и муниципальных районов края, медицинских работников, управления образования. 

Полученные результаты подтверждают необходимость разработки региональных стандартов по оценке уровня развития двигательных способностей, а также могут быть использованы для принятия управленческих решений по укреплению здоровья и повышению уровня физической подготовленности школьников общеобразовательных организаций края, определения пути дальнейшего научного поиска совершенствования процесса физического воспитания. 


Список литературы:
  1. Вавилов Ю.П. Проверь себя (к индивидуальной системе совершенствования человека) / Ю.П. Вавилов, Е.А. Ярош, Е.П. Кокорина // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 9. – С. 58-63. 
  2. Климов В.М. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы / В.М. Климов Р.И. Айзман // Бюллетень сибирской медицины. – 2016. – т. 15, № 3. – С. 41-47. 
  3. Левушкин С.П. Двигательная активность современных школьников. Результаты популяционного исследования / С.П. Левушкин, Л.В. Макарова, К.В. Орлов, Т.М. Параничева, В.Д. Сонькин / Спортивно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 4. – С. 21-42.
  4. Лигута В.Ф. Влияние климатогеографических факторов на физическое состояние школьников Дальнего Востока России / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // «Наука-2020». – 2020. – № 8 (44). – С. 58-68.  
  5. Семенов Л.А. Динамика состояния кондиционной физической подготовленности учащихся начальной, основной и средней (полной школы) / Л.А. Семенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 11 (141). – С. 177–181.
  6. Синявский Н.И. Физическая подготовленность учащихся на основе выполнения нормативов комплекса ГТО / Н. И. Синявский, А. В. Фурсов, Т. А. Елисеева [и др.] // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 1 (85). – С. 149-154.
     

Информация об авторах:

Лигута Владимир Филиппович – кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки Дальневосточного юридического института МВД России
liguta01@mail.ru.

Лигута Анна Владимировна – кандидат педагогических наук, Заместитель начальника учебного отдела Дальневосточного юридического института МВД России
lav_29@mail.ru


Опубликовано на сайте журнала 11 марта 2024. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/70

Журнал, в котором опубликована статья: