Совершенствование координационных способностей младших школьников на уроке физической культуры

English? PDF-версия 22 просмотра

В настоящей статье предпринята попытка представить результаты педагогического эксперимента с использованием игровых заданий, как основной двигательной деятельности, расширяющих базовые физические качества младших школьников в процессе обучения на уроках физической культуры. Определены явные и латентные показатели ловкости, статическое и динамическое равновесие обучающихся первых-вторых классов. Изучены темпы прироста данных показателей за период эксперимента. Доказана эффективность применения подвижных игр и заданий с изменением темпа движения, в сочетании с дополнительными двигательными действиями, чередованием высоких и низких положений тела, ориентировкой в пространстве. Показана важность диагностики абсолютных и относительных показателей различных координационных способностей, что дает возможность определить актуальные (явные) и скрытые координационные потенциалы учеников в онтогенезе для дальнейшего их совершенствования.


Авторы:

Лимаренко О. В.
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Романова С. В.
Иркутский государственный университет, г. Иркутск


Ключевые слова: Динамическое и статическое равновесие, Игровые задания, Координационные способности, Ловкость, Младшие школьники, Подвижные игры, Физическая культура

Список литературы:
  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов./ Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 148-152.
  2. Баландин, В.А. Классификация и состав тестов, характеризующих координационные способности детей и подростков 7-12 лет / В. А. Баландин, С. М. Ахметов, Ю. К. Чернышенко, А. О. Кузнецов, А. И. Величко // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 4. – С. 3-11.
  3. Глухарева, М. Р. Особенности развития ловкости у детей 7-10 лет / М. Р. Глухарева, В. А. Чикачева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2023. – № 2 (216). С. 86-90.
  4. Кабанов, Ю. М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов / Ю. М. Кабанов // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С.17-18.
  5. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – Москва : ТВТ Дивизион, 2006. – С. 151-155.
  6. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – Москва : ООО Фирма «Издательство АСТ». – 1998. – С. 114-119.
  7. Овчинников, Ю. Д. Теоретическое обоснование координационных способностей детей младшего школьного возраста с учетом биомеханических характеристик / Ю. Д. Овчинников, В. А. Якунина // Наука-2020. – № 6 (42). – С.54-60. http://www.nauka-2020.ru/MN 6 (42) 2020.pdf
  8. Рахматов, А. И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов / А. И. Рахматов // Образование и воспитание. – 2018. – №5 (20). – С. 33-34. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/ 3630
  9. Сорокина, Е. Л. Специфика методов и средств для развития ловкости у школьников младших классов / Е. Л. Сорокина, Т. И. Шишкина // Наука и
    социум: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 25 ноября 2021 г.) / отв. Ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск : Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. – С. 53-59. doi:10.38163/978-5-6046739-8-0 2021 53
  10. Храмцов, П. И. Оценка развития мелкой моторики, функции равновесия и статокинетической устойчивости у младших школьников / П. И. Храмцов, Н. О. Березина, А. М. Курганский // Здоровье населения и среда обитания. – 2021. – Т. 29. – № 12. – С. 41-47. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/ 2021-29-12-41-47
  11. Швалева, Т. А. Развитие координационных способностей школьников 8-9 лет на основе игровых и творческих заданий / Т. А. Швалева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №6 (73). – С. 320-321.
  12. Эйдельман, Л. Н. Подвижные игры как эффективное средство развития способности к динамическому и статическому равновесию у детей младшего школьного возраста на физкультурных занятиях / Л. Н. Эйдельман // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры. Под ред. М.В. Куликовой. – Тула : Изд-во: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – 2022. – С. 270-274.
  13. Якунина, В. А. Средства и методы для развития координационных способностей детей в общепедагогической практике учителя физической культуры / В. А. Якунина, Ю. Д. Овчинников, К. С. Пигида // The Scientific Heritage. 2020. № 51-3. – С. 38-43. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sredstva-i-metody-dlya-razvitiya-koordinatsionnyh-sposnostey-detey-v-obschepedagogicheskoy-praktike-uchitelya-fizicheskoy-kultury.

Информация об авторах:

Лимаренко Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия). E-mail: olga_limarenko@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-0539-817X

Романова Светлана Владимировна – кандидат биологических наук, доцент, Иркутский государственный университет (Иркутск, Россия). E-mail: svetlana200168@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-0962-7136


Опубликовано на сайте журнала 13 сентября 2024. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/107

Журнал, в котором опубликована статья: