Рубрика «Физиология»

Физиологические ответы организма студентов 18–22 лет при применении интерактивного оборудования в процессе физического воспитания: обзор научных исследований

В статье представлен аналитический обзор современных научных исследований, посвящённых влиянию интерактивных технологий на физиологические реакции организма студентов 18–22 лет в процессе физического воспитания. Рассматриваются основные направления цифровой трансформации образования, анализируются как положительные, так и отрицательные аспекты применения интерактивных средств (онлайн-платформ, мобильных приложений, фитнес-трекеров и др.) для индивидуализации и повышения эффективности физической активности студентов. В статье обобщены результаты исследований по оценке сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и нервной систем, а также когнитивных и психоэмоциональных реакций при применении интерактивных технологий в физическом воспитании студентов. Обобщены данные о рисках развития зрительного утомления, нарушений осанки, гиподинамии, а также о возможностях повышения мотивации и самоконтроля. Сделан вывод о необходимости сбалансированного и дифференцированного подхода к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Научные физиологически исследования будут являться основой для разработки физиолого-гигиенических рекомендаций по использованию интерактивных технологий в целях укрепления здоровья и повышения работоспособности студенческой молодёжи.


Авторы:

Лутохина Е. О., Макунина О. А., Эрлих В. В. 


Ключевые слова: Здоровье, Студенты ВУЗа, Физическое воспитание

Список литературы:
  1. Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой / Д. В. Выприков, А. В. Титовский, А. Б. Егоров, Р. И. Заппаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1(179). – С. 63-67. 
  2. Байгужина, О. В. Психофизиологический статус киберспортсменов (обзор) / О. В. Байгужина, О. Б. Никольская, О. А. Комиссарова, Е. В. Перепелюкова, Л. Б. Фомина // Психология. Психофизиология. ‒ 2023. ‒ №4. ‒ С.90-100. 
  3. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы / Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин, А. Д. Герасев, Р. И. Айзман // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 3. – 
    С. 125-141. 
  4. Влияние цифровых технологий на когнитивные способности человека (обзор) / Ю. П. Игнатова, 
    И. И. Макарова, В. П. Степаненко, А. А. Багдасаров // Психология. Психофизиология. – 2022. – Т. 15, № 4. – С. 72-83. 
  5. Гигиеническая оценка групп здоровья студентов г. Челябинска и г. Актобе для занятий физической культурой / О. А. Макунина, Т. А. Ботагариев, А. Н. Коваленко [и др.] // Российский вестник гигиены. – 2022. – № 1. – С. 33-37.
  6. Динамика заболеваемости студентов Г. Челябинска по результатам ежегодных медицинских осмотров за период 2020-2024 гг / А. Н. Коваленко, О. А. Макунина, Е. В. Быков [и др.] // Научно-спортивный журнал. – 2025. – Т. 3, № 1. – С. 20-32. 
  7. Компонентный состав тела и состояние опорно-двигательного аппарата у киберспортсменов высокого уровня / А. С. Беленков, Е. Н. Сумак, А. А. Епишева [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № S1. – С. 13-18.
  8. Особенности сенсомоторной интеграции и лабильности нервной системы киберспорстменов / Е. Ф. Сурина-Марышева, А. С. Беленков, В. В. Эрлих и др. // Человек. Спорт. Медицина. ‒ 2022. ‒Т. 22, No 1. ‒ С. 63–69. 
  9. Пивоварова, А. М. Влияние цифровых технологий на здоровье детей // А. М. Пивоварова, Е. И. Шабельникова, З. К. Горчханова. – Практика педиатра. – 2021. – № 4. – С. 12-20.
  10. Рыжкин Н. В., Раскита Е. П., Плескачева О. Н., Гвоздикова А. А. Применение интерактивных технологий в физическом воспитании студентов технического вуза // Теория и практика физической культуры. – 2023. – №9. – С. 49-50.
  11. Скаржинский, Н. С. Физиология киберспортсменов: обзор зарубежных исследований / Н. С. Скаржинский // Цифровая трансформация спорта (традиционный спорт, компьютерный спорт, фиджитал спорт, гонки дронов, спортивное программирование) : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 05 декабря 2024 года. – Москва: Российский университет спорта "ГЦОЛИФК", 2024. – С. 107-111.
  12. Сорокоумова, Е. А. Специфика применения цифровых технологий с учетом возрастных особенностей развития когнитивно-личностной сферы учащихся / Е. А. Сорокоумова, А. А. Агеева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2021. – № 2. – С. 172-178. 
  13. Тончева, К. С. Влияние современных гаджетов на здоровье детей школьного возраста: аспекты проблемы // К.С. Тончев, Н.Л. Быкова, Е.В. Сарчук. – Научное обозрение. Медицинские науки. – 2020. – № 3. – С. 29-33.
  14. Шубочкина Е. И. Гигиеническая оценка влияния факторов цифровой среды на организм подростков в процессе образовательной и досуговой деятельности / Е. И. Шубочкина, В. Ю. Иванов, В. В. Чепрасов, М. В. Айзятова // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. – 2021. – № 6(339). – С. 71-77. 
  15. Le Noury, P. A Narrative Review of the Current State of Extended Reality Technology and How it can be Utilised in Sport /P. Le Noury, R. Polman, M. Maloney, A. Gorman // Sports Medicine. – 2022. – №52 (7). – pp.1473-1489.
  16. Nicholson, M., Poulus, D., Robergs, R. et al. How Much Energy Do E’Athletes Use during Gameplay? Quantifying Energy Expenditure and Heart Rate Variability Within E’Athletes. Sports Med - Open. – 2024.– 10 (1), 44. https://doi.org/10.1186/s40798-024-00708-6

Информация об авторах:

Лутохина Евгения Олеговна – аспирант второго курса, специалист по работе с молодежью Института спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета. Челябинск, Россия. 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76.

Макунина Ольга Александровна – кандидат биологических наук, доцент, директор научно-исследовательского центра спортивной науки Института спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета. Челябинск, Россия. 454080, г.Челябинск, пр. Ленина, 76.

Эрлих Вадим Викторович – доктор биологических наук, доцент, директор Института спорта, туризма и сервиса, главный научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности Южно-Уральского государственного университета. Челябинск, Россия. 454080, г.Челябинск, пр. Ленина, 76.


Опубликовано на сайте журнала 3 июня 2025. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/150