Представлены результаты исследования показателей физического развития 212 девочек 6-10 лет г. Челябинск, занимающихся спортом (ушу, художественная гимнастика): антропометрические (соматометрические) – длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, состав тела; физиометрические – жизненная емкость легких, мышечная сила, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, экскурсия легких (на входе, на выдохе, в паузе). В каждой возрастной группе – не менее 40 человек, проведен анализ возрастной динамики изученных показателей.
Максимальный прирост длины тела приходился на отрезок с 6 до 9 лет, массы тела – с 8 до 9лет. Увеличивалась мышечная масса в динамике от 6 до 10 лет, а жировой компонент – снижался, однако статистически значимых различий по жировому компоненту не выявлено. Индекс массы тела ниже, чем в стандартной популяции, этот факт требует внимания и изучения. Показатели ЖЕЛ у девочек статистически значимо увеличивалась на всех возрастных этапах. Возрастная динамика ЧСС и артериального давления характеризуется их снижением. В целом, практически все изученные нами показатели физического развития девочек-спортсменок укладываются в рамки поло-возрастных норм; для выявления различий в уровне физического развития детей в зависимости от уровня двигательной активности необходимы дополнительные исследования.
Быков Е. В., Балберова О. В., Сидоркина Е. Г., Закарюкин Ю. Е., Сахаров М. Е., Гневашев Е. А., Соболева Е. А., Чипышев А. В., Кошкина К. С., Сапожникова Н. В., Краснобаев И. В., Кастальский О. О.
Введение. Становление организма детей и подростков – сложный процесс онтогенеза под влиянием различных внешних факторов [7, 21]. Физическое развитие – интегральный показатель здоровья ребенка, который отражает процессы роста и развития в изменяющихся условиях среды обитания [9, 15]. В каждой возрастной группе есть свои особенности роста и развития, их важно учитывать для более раннего выявления отклонений в физическом развитии и проведения целенаправленных профилактических мероприятий. Выявление отклонений проводится на профилактических осмотрах детей, где для оценки физического развития используются региональные стандарты. Так как эти критерии не являются статичными во времени и имеют территориальные особенности, связанные с различием эколого-гигиенических, социально-экономических условий, а также различия на уровне генофонда популяции, следует проводить постоянную коррекцию территориальных стандартов физического развития детского населения [1, 8, 22].
Р. Н. Зигитбаевым с соавт. (2019) при сравнении показателей физического развития детей г. Уфа за 2017 год в сравнении с 2005 г. установлено, что длина тела мальчиков 7–10 лет в 2005 и 2017 гг. статистически не различается [6]. По ряду показателей выявлено повышение уровня физического развития детей в 2017 году. Так, масса тела мальчиков 8–11 лет и окружность грудной клетки у мальчиков 8, 9 и 11 лет достоверно выше в 2017 году. Длина тела девочек 7 и 11 лет и масса тела девочек 7-8, 10–11 лет в 2017 году достоверно выше по сравнению с 2005 годом. Доля гармонично развитых детей в 2017 году значительно выше, чем средняя доля гармонично развитых детей в 2005 году (р<0,001). Доля дисгармонично и резко дисгармонично развитых детей в г. Уфа в 2005 году достоверно выше по сравнению с 2017 г. (p<0,001 и p<0,05 соответственно). Доля гармонично развитых девочек в 2017 году достоверно выше по сравнению с показателями 2005 года [6].
Результаты исследования детей Челябинской области, проведенные А. И. Сабировой с соавт. (2019) показали, что распределение массы тела во всех возрастных периодах сдвинуто вправо (выявлены отклонения от нормы в сторону повышения) [14]. В предыдущих публикациях нами также были рассмотрены особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков-спортсменов Челябинск [2, 3, 4, 5], влияние на развитие детей оздоровительных технологий и занятий отдельными видами спорта [11, 12, 18, 19].
Изучение физического развития детей с учетом различных факторов – пола, возраста, занятий спортом, их региональных особенностей – важный инструмент не только для понимания протекания онтогенеза для оценки динамики состояния здоровья, но и для оценки эффективности тренировочного процесса, управления физическими нагрузками.
Цель исследования – изучить динамику показателей физического развития девочек 6-10 лет г. Челябинск, занимающихся в спортивных секциях.
Организация и методы исследования.
Исследования по оценке физического развития девочек 6–10 лет были проведены на базе научно-исследовательского института Олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры (март-апрель 2022 г.) и на базе спортивных школ и организаций дошкольного и дополнительного образования г. Челябинск (ушу, художественная гимнастика). Всего в исследовании приняли участие 212 человек, в каждой возрастной группе – не менее 40 человек.
Получено информированное согласие родителей детей на проведение исследований и использование их результатов.
Проведено исследование показателей физического развития с определением компонентного состава тела:
Также изучены физиометрические показатели – жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений, величина артериального давления.
Обследование каждого ребенка начинается с установления его календарного возраста на момент обследования. Возрастная группировка предполагает определение возраста ребенка с точностью до дня. Для этого необходимо из даты осмотра вычесть дату рождения ребенка. Затем определяется возрастная группа, например, к 7-летним детям относятся дети с возрастом от 6 лет 6 мес. 0 дней до 7 лет 5 мес., 30 дней; к 8-летним относятся дети в возрасте от 7 лет 6 мес.) 0 дней до 8 лет 5 мес. 30 дней и т.д.
Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась парным сравнением групп с использованием параметрического теста Стьюдента. В качестве меры центральной тенденции использовали среднее арифметическое (Х), а в качестве меры рассеяния – стандартное отклонение (σ).
Результаты исследования и их обсуждение.
Изученные показатели физического развития девочек закономерно увеличивались с возрастом (таблица 1).
Таблица 1 – Возрастная динамика показателей физического развития девочек 6–10 лет
№ п/п | Показатели | 6 лет, Х ± σ | 7 лет, Х ± σ | 8 лет, Х ± σ | 9 лет, Х ± σ | 10 лет, Х ± σ |
1 | Длина тела, см | 118,76±3,66 | 124,57±3,73 | 129,69±3,58 | 134,87±4,59 | 138,62±3,82 |
Min | 110,00 | 116,00 | 114,00 | 122,50 | 129,50 | |
Max | 128,00 | 134,30 | 140,00 | 148,00 | 151,00 | |
2 | Масса тела, кг | 19,90±1,76 | 22,64±2,64 | 24,50±2,76 | 28,27±4,16 | 30,25±3,98 |
Min | 15,70 | 17,20 | 19,10 | 19,30 | 22,90 | |
Max | 23,90 | 38,70 | 35,80 | 47,80 | 53,30 | |
3 | ИМТ | 14,12±1,06 | 14,53±1,15 | 14,53±1,23 | 15,44±1,6 | 15,66±1,52 |
Min | 11,67 | 12,35 | 12,33 | 12,60 | 12,86 | |
Max | 19,05 | 23,26 | 19,17 | 23,38 | 25,35 | |
4 | Мышечная масса, кг | 7,66±0,80 | 9,42±2,45 | 10,44±1,47 | 11,7±1,67 | 13,23±1,80 |
Min | 5,76 | 5,95 | 7,27 | 7,42 | 9,68 | |
Max | 9,86 | 16,51 | 18,93 | 17,36 | 21,09 | |
5 | Мышечная масса, % | 38,47±1,63 | 41,57±2,01 | 42,48±2,95 | 41,61±2,71 | 43,88±2,40 |
Min | 35,29 | 32,07 | 30,85 | 31,85 | 35,81 | |
Max | 43,62 | 46,09 | 54,56 | 48,44 | 53,73 | |
6 | Жировая масса, кг | 3,42±0,04 | 3,57±0,06 | 3,80±0,06 | 4,96±0,18 | 5,53±0,13 |
Min | 1,84 | 1,54 | 2,09 | 2,12 | 2,18 | |
Max | 5,16 | 8,37 | 12,35 | 18,34 | 18,81 | |
7 | Жировая масса, % | 17,20±2,46 | 15,79±2,39 | 15,53±2,28 | 17,55±4,23 | 18,29±3,28 |
Min | 10,02 | 8,93 | 8,74 | 9,54 | 8,96 | |
Max | 23,66 | 29,41 | 35,60 | 38,37 | 41,43 | |
8 | ЖЕЛ, мл | 1,55±0,23 | 1,70±0,27 | 1,84±0,24 | 2,06±0,35 | 2,10±0,28 |
Min | 1,00 | 0,90 | 1,20 | 1,10 | 1,40 | |
Max | 2,00 | 2,40 | 2,40 | 2,70 | 2,80 | |
9 | САД, мм рт ст | 91,85±8,47 | 92,86±9,33 | 92,54±8,31 | 98,1±8,21 | 99,33±9,21 |
Min | 70,00 | 70,00 | 63,00 | 73,00 | 76,00 | |
Max | 114,00 | 114,00 | 111,00 | 124,00 | 117,00 | |
10 | ДАД. | 64,98±7,72 | 63,50±7,12 | 60,63±5,42 | 65,86±6,22 | 66,18±6,63 |
Min | 49,00 | 47,00 | 40,00 | 43,00 | 50,00 | |
Max | 95,00 | 83,00 | 80,00 | 85,00 | 83,00 | |
11 | ЧСС, уд/мин | 93,20±8,53 | 89,29±8,89 | 89,83±7,65 | 87,34±8,12 | 87,03±8,53 |
Min | 60,00 | 57,00 | 59,00 | 65,00 | 67,00 | |
Max | 108,00 | 107,00 | 112,00 | 105,00 | 106,00 |
У девочек в возрастных периодах от 6 до 10 лет было отмечено стабильное увеличение длины тела: в 6–7 лет оно составило 5,81 см (p < 0,001), в 7–8 лет прирост 5,12 см (p < 0,001), в 8–9 лет прирост 5,18 см (p < 0,001). В возрастном диапазоне от 9 до 10 лет прирост составил 3,75 см (p < 0,01). Наиболее интенсивное увеличение массы тела у девочек происходило в 8–9 лет (прирост массы тела составил 3,77 кг, p < 0,001), менее значимым прирост массы тела был в 6–7 лет (2,74 кг, р < 0,01), в 7–8 лет (1,86 кг, р < 0,001) и не имел статистически значимых различий в 9–10 лет (1,98 кг) (таблица 2).
Статистически значимые различия были получены во всех возрастных группах за исключением возрастной группы с 9 до 10 лет у девочек по показателю массы тела.
Полученные результаты согласуются с мнением других авторов, которые указывают на то, что в возрасте от 4 лет и до пубертатного периода средняя прибавка в росте детей составляет 5–5,5 см в год [13]. Более значительный скачок роста в возрастном диапазоне 6–7 лет, полученный в нашем обследовании, может быть обусловлен повышением секреции «малых» надпочечниковых андрогенов. Согласно современным требованиям, масса тела оценивается только в сравнении с ростовыми показателями [20].
Информативным показателем гармоничности физического развития следует считать индекс массы тела (индекс Кетле). Проведенные современные исследования свидетельствуют о корреляционной взаимосвязи ИМТ и количества жировой ткани в организме [13].
Таблица 2 – Достоверность различий в показателях физического развития девочек 6 - 10 лет
№ п/п | Испытания (t-ритерий Стьюдента) | 6-7 лет | 6-8 лет | 6-9 лет | 6-10 лет | 7-8 лет | 7-9 лет | 7-10 лет | 8-9 лет | 8-10 лет | 9-10 лет |
1 | Длина тела, см | -6,00 | -11,29 | -14,27 | -19,22 | -5,29 | -9,12 | -13,59 | -4,59 | -8,65 | -3,17 |
p | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
2 | Масса тела, кг | -4,10 | -7,45 | -8,88 | -10,26 | -2,37 | -5,31 | -6,80 | -3,66 | -5,27 | -1,52 |
p | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | > 0,05 | |
3 | ИМТ | -1,13 | -1,25 | -3,14 | -3,44 | -0,01 | -2,03 | -2,38 | -2,13 | -2,50 | -0,43 |
p | > 0,05 | > 0,05 | < 0,01 | < 0,001 | > 0,05 | < 0,05 | < 0,05 | < 0,05 | < 0,05 | > 0,05 | |
4 | Мышечная масса, кг | -5,68 | -8,08 | -11,04 | -12,84 | -2,49 | -5,32 | -7,82 | -2,77 | -5,48 | -2,93 |
p | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,05 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | < 0,001 | < 0,01 | |
5 | Мышечная масса, % | -5,64 | -5,73 | -4,77 | -8,53 | -1,20 | -0,06 | -3,30 | 1,04 | -1,70 | -2,88 |
p | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | > 0,05 | > 0,05 | < 0,01 | > 0,05 | > 0,05 | < 0,01 | |
6 | Жировая масса, кг | -0,80 | -1,53 | -3,17 | -4,20 | -0,67 | -2,61 | -3,61 | -2,15 | -3,14 | -0,85 |
p | > 0,05 | > 0,05 | < 0,01 | < 0,001 | > 0,05 | < 0,05 | < 0,001 | < 0,05 | < 0,01 | > 0,05 | |
7 | Жировая масса, % | 1,81 | 2,03 | 0,09 | -0,76 | 0,29 | -1,06 | -1,96 | -1,24 | -2,13 | -0,64 |
p | > 0,05 | < 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | < 0,05 | > 0,05 | |
8 | ЖЕЛ, мл | -2,27 | -4,96 | -6,28 | -7,87 | -2,16 | -4,13 | -5,21 | -2,59 | -3,56 | -4,45 |
p | < 0,05 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,05 | < 0,001 | < 0,001 | < 0,05 | < 0,001 | < 0,001 | |
9 | САД, мм рт ст | -0,44 | -0,32 | -2,78 | -3,20 | 0,14 | -2,25 | -2,68 | -2,50 | -2,93 | -0,52 |
p | > 0,05 | > 0,05 | < 0,01 | < 0,01 | > 0,05 | < 0,05 | < 0,01 | < 0,05 | < 0,01 | > 0,05 | |
10 | ДАД. | 0,73 | 2,33 | -0,44 | -0,60 | 1,68 | -1,28 | -1,46 | -3,13 | -3,34 | -0,18 |
p | > 0,05 | < 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | < 0,01 | < 0,01 | > 0,05 | |
11 | ЧСС, уд/мин | 1,66 | 1,54 | 2,65 | 2,64 | -0,25 | 0,87 | 0,96 | 1,21 | 1,28 | 0,14 |
p | > 0,05 | > 0,05 | < 0,01 | < 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 |
*Примечание: жирным шрифтом выделены значения со статистически значимыми различиями
У девочек значения ИМТ составили в 6 лет – 14,12; в 7 лет – 14,53; в 8 лет – 14,53; в 9 лет – 15,44 и в 10 лет – 15,66 (таблица 1). Статистически значимые различия по ИМТ у девочек зарегистрированы между группами 6–9 лет (р < 0,01), 6–10 лет (р < 0,001), 7–9 лет (р < 0,05) и 7–10 лет (р < 0,05), 8–9 лет (р < 0,05) и 8–10 лет (р < 0,05) (таблица 2).
Вместе с тем в возрасте 6, 7, 8 лет у девочек, проживающих в Челябинске, ИМТ для их возраста ниже, чем в стандартной популяции : ИМТ Median у девочек составляет 15,3 – 6 лет; 15,4 – 7 лет, что может являться фактором риска белково-энергетической недостаточности [10]. Этот факт требует внимания и изучения, так как дети с дефицитом массы тела имеют повышенный риск заболеваемости во взрослом возрасте по сравнению со сверстниками, имеющими нормальные значения ИМТ [10].
Известно, что масса тела суммарно отражает развитие костной, мышечной и жировой ткани, а также внутренних органов. В связи с этим, наряду с определением ИМТ, целесообразно оценивать компонентный состав тела. Анализ возрастной динамики показателей мышечной и жировой ткани у девочек показал, что мышечная масса в динамике от 6 до 10 лет статистически значимо увеличивался (от 6 до 7 лет (р < 0,001), от 7 до 8 лет (р < 0,05), от 8 до 9 лет (р < 0,01) и от 9 до 10 лет (р < 0,01), а жировой компонент – снижался, однако статистически значимых различий по жировому компоненту не выявлено. По данным авторов [16] у юных спортсменов увеличение мышечной и снижение жировой массы происходит более быстрыми темпами.
Показатели ЖЕЛ у девочек статистически значимо увеличивалась на всех возрастных этапах: с 6 до 7 лет (0,13 мл, р < 0,05), с 7 до 8 лет (0,14 мл, р < 0,05), с 8 до 9 лет (0,22 мл, р < 0,01), с 9 до 10 лет (0,58 мл, р < 0,01).
Возрастная динамика ЧСС и артериального давления характеризуется их снижением. Одним из факторов может являться увеличение стажа занятий спортом. Данные изменения могут служить компенсаторной реакцией, когда при систематических физических нагрузках сердечно-сосудистая система работает в более экономном режиме даже у детей этого возраста. Еще одним значимым механизмом является вегетативный [17], а именно, вазомоторная регуляция. При отсутствии вегетативного дисбаланса взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов ВНС определяют адекватность вегетативного влияния на различные функциональные системы организма, и прежде всего на деятельность сердца и сосудистый тонус. В педиатрической практике диагноз артериальной гипотонии не ставится, так как снижение АД у детей и подростков имеет обратимый характер и с возрастом возможна его нормализация.
Заключение.
Физическое развитие является клиническим маркером здоровья детей и включает размеры тела, а также ряд морфофункциональных признаков. Известно, что процессы роста являются наиболее информативными показателями соматического благополучия ребенка, которые характеризуют особенности пластических процессов, протекающих в организме, и отражают созревание органов и систем в определенные периоды времени. Мониторинг физического развития имеет важное значение для понимания региональных особенностей развития детей, связанных с различием эколого-гигиенических, социально-экономических и других условий.
Нами выявлено, что у девочек Челябинска максимальный прирост длины тела приходился на отрезок с 6 до 9 лет, массы тела – с 8 до 9лет. Мышечная масса в динамике от 6 до 10 лет увеличивалась, а жировой компонент – снижался. Вместе с тем ИМТ в возрасте 6, 7, 8 лет у девочек, проживающих в Челябинске, ниже, чем в стандартной популяции, что может являться фактором риска белково-энергетической недостаточности. Возможно, это связано с занятиями художественной гимнастикой или ушу, но этот факт требует внимания и изучения, так как дети с дефицитом массы тела имеют повышенный риск заболеваемости во взрослом возрасте по сравнению со сверстниками, имеющими нормальные значения ИМТ.
Показатели ЖЕЛ у девочек статистически значимо увеличивалась на всех возрастных этапах. Возрастная динамика ЧСС и артериального давления характеризуется их снижением.
В целом, практически все изученные нами показатели физического развития укладываются в рамки поло-возрастных норм. Мы полагаем, что представленные нами особенности физического развития детей г. Челябинска определяются выборкой, которая состояла из девочек с высоким уровнем двигательной активности (все занимались в спортивной секции). Для выявления различий в уровне физического развития детей с разным уровнем двигательной активности необходимы дополнительные исследования.
Балберова Ольга Владиславовна – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Телефон: 83512170958.
Эл. почта: olga-balberova@mail.ru.
Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Телефон: 8(351)2170358.
Эл. почта: bykovev@uralgufk.ru.
Гневашев Егор Александрович – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Закарюкин Юрий Евгеньевич – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Кастальский Олег Олегович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Кошкина Ксения Сергеевна – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Краснобаев Иван Владимирович – аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Сапожникова Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
Сахаров Максим Евгеньевич – лаборант исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Сидоркина Елена Геннадьевна – научный сотрудник НИИ олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
Соболева Елена Александровна – старший преподаватель кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
Чипышев Антон Викторович – кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.