Определена потребность в организации самообразовательной деятельности как условие качественной профессиональной подготовки. Обозначен потенциал учебной дисциплины «Мировое педагогическое наследие» в целях актуализации самообразовательной деятельности бакалавров физической культуры. Показана логика проведения исследования. Определены зависимая и независимая переменные. Зависимой переменной выступила «актуализация самообразовательной деятельности», независимой переменной – педагогические условия и дидактические средства обучения, в том числе цифровые. Разработаны организационные основания, включающие педагогические условия и дидактические средства. Выявлены педагогические условия проектирования инновационной среды как фактора актуализации самообразовательной деятельности студентов: 1) активизация субъектности и ответственности за личное и профессиональное образование; 2) формулировка четких требований к выполнению и оценке заданий; 3) творческий подход к решению поставленных образовательных задач. Определены дидактические средства обучения, включая цифровые: выполнение и защита творческого задания; разработка цифрового контента; чтение и анализ первоисточников и др. Представлен алгоритм выполнения творческого задания: 1) определение актуальности темы, с включением персонализированного аспекта (в контексте подготовки студента как будущего бакалавра физической культуры); 2) чтение и анализ первоисточника (первоисточников); 3) формулировка выводов о значении педагогического наследия ученого для современной науки и практики; 4) составление списка используемой литературы по ГОСТу. Разработана карта формирующего оценивания, где критериями оценки выступали следующие: название творческой работы, ее актуальность, чтение и цитирование первоисточников, выводы, список используемой литературы, цифровой контент, доклад и презентация. Показан опыт использования цифровых средств обучения в виде создания образовательной группы в Telegram «Замечено в педагогическом наследии».
Карпова О.Л.
Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск, Россия
Актуальность проблемы исследования. Организация самообразовательной деятельности является неотъемлемой частью реализации современного образовательного процесса, а также ключевым фактором качественной подготовки выпускников вуза в условиях неопределенности профессиональных задач и высокой конкурентоспособности на рынке труда. Гуманитарные дисциплины, в частности дисциплина «Мировое педагогическое наследие», обладают для этого существенным потенциалом, позволяющим перевести самообразовательную деятельность студента в активную фазу, т.е. актуализировать ее. Однако для этого требуются организационные основания, которые пока еще остаются недостаточно изученными применительно к изменившейся, инновационной образовательной среде. Необходим поиск путей интенсификации образовательного процесса путем создания педагогических условий и соответствующих им дидактических средств, отвечающих как закономерностям развития личности студента, так и современным трендам профессиональной подготовки бакалавров.
Цель исследования: раскрыть организационные основания актуализации самообразовательной деятельности студентов в процессе изучения мирового педагогического наследия.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2022-2023 учебном году на базе кафедры педагогики и Научно-исследовательского института олимпийского спорта ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» в рамках преподавания дисциплины «Мировое педагогическое наследие». Проведению исследования предшествовал многолетний опыт работы автора статьи по данной проблеме. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 курса по направлению «Физкультурное образование». Использовано сочетание теоретических (анализ, синтез, обобщение) и эмпирических (беседа, наблюдение, опрос, эксперимент, метод формирующего оценивания) методов исследования. Проведение исследования основывалось на выделении зависимой и независимой переменных.
Основное содержание работы. При организации опытно-экспериментальной работы мы базировались на логике ее проведения, описанной Г. И. Ибрагимовым и Е. М. Ибрагимовой [3, с. 95-96]. Ученые в своем исследовании за основу берут зависимую и независимую переменные.
Отметим этимологическое значение данных дефиниций. Зависимая переменная – переменная, изменяющаяся под воздействием независимой переменной и принимающая при этом различные значения. При этом, независимая переменная управляется экспериментально или с целью наблюдения за ее воздействием на другие, зависимые переменные [7]. Тем самым зависимая переменная может обозначать измерение результата процесса или явления, изучаемого педагогом-исследователем, а независимая переменная – факторы, влияющие на этот процесс, их варьирование.
В проводимом нами исследовании зависимой переменной выступила «актуализация самообразовательной деятельности». Отметим, что с позиции психологии, актуализация – это действие, состоящее в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратковременной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении [1, с. 17]. Исходя из этого, актуализировать самообразовательную деятельность – значит перевести ее из потенциального состояния в реальное, актуальное действие. Такой процесс, как показывает практика, целесообразно организовывать в контексте изучаемых студентами дисциплин через применение педагогических условий и соответствующих им дидактических средств, обеспечивающих мотивацию и вовлеченность обучающихся в соответствующую деятельность.
В качестве независимой переменной выступили педагогические условия и дидактические средства обучения, в том числе цифровые.
Педагогические условия в работе А. Я. Найна характеризуются как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [5, с. 24]. Опираясь на данную смысловую основу и собственный опыт преподавательской деятельности, были выделены следующие педагогические условия проектирования инновационной среды как фактора актуализации самообразовательной деятельности студентов:
Первое педагогическое условие базируется на представлении студента как субъекта образовательного процесса, обладающего собственными мотивами, интересами и потребностями в личностном и профессиональном становлении. Именно исходя из этого и формулируется образовательная цель, а не задается заранее, извне. Такой подход в конечном итоге позволяет даже не столько учитывать потребности студента, сколько «обучать его выстраивать собственную профессиональную биографию, тем самым стимулируя его субъектность и ответственность за личностный рост и карьерные перспективы» [2, с. 32].
Раскрывая педагогические условия, отметим, что несмотря на имеющееся видимое противоречие второго и третьего педагогических условий, именно в таком единстве они способствуют, как показывает опыт и проведенное исследование, достижению высоких результатов в инновационной деятельности преподавателя.
В соответствии с выделенными педагогическими условиями были определены и дидактические средства обучения, включая цифровые. Среди них: выполнение и защита творческого задания; разработка цифрового контента; чтение и анализ первоисточников и др.
В рамках первого занятия студентам было дано задание – выполнить творческую работу (задание) по предложенным темам: «И. Г. Песталоцци о нравственном и физическом воспитании»; «Принцип природосообразности воспитания в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.», «П. Ф. Лесгафт о трудовом и физическом воспитании», «Самопознание как фактор нравственной зрелости личности (на примере педагогического наследия Н. И. Пирогова)», «Телесные наказания детей как социально-педагогическая и религиозно-философская проблема (по материалам И. С. Кона)» и др.
Отметим, что тему можно также было изменить по согласованию с преподавателем. Такого рода задания, как показывает исследование, обеспечивают междисциплинарность благодаря выбору тематики, интегрирующей историко-педагогический аспект с профилем подготовки бакалавров; позволяют выявлять и прогнозировать идеи современности через призму истории; определять пути профессионального саморазвития студентов.
Несмотря на то, что работа является творческой, для оценки, доступности понимания ее исполнения, необходимо дать студентам четкий алгоритм работы. Его содержание заключается в следующем:
На основе проделанной работы студенты разрабатывали цифровой контент, а также готовили доклад и презентацию. Результаты оценивались с помощью разработанной нами карты формирующего оценивания, где критериями оценки выступали следующие: название творческой работы, ее актуальность, чтение и цитирование первоисточников, выводы, список используемой литературы, цифровой контент, доклад и презентация (таблица 1).
Таблица 1 – Карта формирующего оценивания
Критерии | Показатели |
Название творческой работы | Заголовок работы отражает ее содержание |
Актуальность | Определена значимость педагогического наследия ученого для науки и самообразования студента в профессиональной подготовке |
Первоисточники | Приведены цитаты из первоисточников |
Выводы | Сформулированы собственные выводы, в которых отражена позиция автора творческой работы о значении педагогического наследия ученого для современной науки и практики |
Список используемой литературы | Соответствие списка литературы требованиям ГОСТ |
Цифровой контент | Объективность, оригинальность исполнения |
Доклад | Последовательность, доступность изложения, четкая речь |
Презентация | Минимальное количество слайдов – 6, иллюстративность, использование дополнительных эффектов |
Демонстрация и оценка творческих работ осуществлялась на заключительных семинарах. При этом, в формирующем оценивании принимали участие преподаватель, докладчик, а также другие студенты данной группы. Разработанная и представленная в таблице 1 карта формирующего оценивания позволила зафиксировать признаки актуализации самообразовательной деятельности студентов.
Презентация состояла из шести слайдов, из которых заключительным являлся цифровой контент по изучаемой проблеме. Каждый слайд соответствовал выделенному критерию и оценивался по соответствующим им показателям. Несмотря на то, что темы предлагались преподавателем, студенты все же вправе были изменить заголовок в процессе выполнения задания. Это приветствовалось. Однако мы обращали внимание на то, чтобы заголовок работы отражал ее содержание. Это и явилось ключевым показателем.
При определении актуальности творческих работ основанием явилась позиция О. В. Панишевой и М. В. Овчинниковой о том, что педагогические идеи находят отражение спустя столетия в теории и практике образования, что подтверждает их несомненную ценностную значимость, глубину, жизнеспособность, а также и то, что они выдерживают проверку временем и могут рассматриваться как ориентир для будущего образования [6, с. 107]. Бакалавр физической культуры – это будущий педагог, поэтому для профессионального саморазвития необходимо уметь соотносить историко-педагогическое наследие с современными теориями и методами. На этот аспект мы обращали внимание студентов в процессе изучения дисциплины «Мировое педагогическое наследие».
Работа с первоисточниками может представлять для обучающихся определенные трудности на первоначальном этапе, поэтому здесь необходима поддержка педагога. Для работы студентов с первоисточниками, как показывает опыт, требуется предварительная подготовка, так как такие тексты достаточно сложны для восприятия. Но будучи воспринятыми, они надолго остаются в памяти и мыслях студента, глубоко отложившись в ценностно-смысловом пространстве личности [4, с. 72]. Для этого мы использовали такие методы, как работа с афоризмами и цитатами, проблемные лекции, проблемные ситуации, рефлексия и др. В целом, работа с первоисточниками позволила студентам конкретизировать позицию педагога-мыслителя относительно изучаемой проблемы, осмыслить ее, выразить свое отношение к ней.
На основе проделанной работы особенно важно умение формулировать собственные выводы, в которых должна быть отражена позиция обучающегося о значении педагогического наследия ученого для современной науки и практики. Исследование показало, что умение оформлять список литературы в соответствии с требованиями ГОСТ явилось значимым для студентов, т.к. впереди у них предстояла серьезная деятельность по написанию выпускной квалификационной работы, а такие навыки были сформированы не в полной мере.
Для разработки цифрового контента нами была создана группа «Замечено в педагогическом наследии» в Telegram (рисунок 1).
Цифровой контент, как уже отмечалось, являлся частью творческого задания студента. Такого рода задания позволяют закрепить пройденный материал в необычной, игровой форме. Студенты разрабатывали по изучаемой теме ребусы, кроссворды, шарады и т.д., переводя их в цифровой формат и наполняя ими содержание образовательной группы «Замечено в педагогическом наследии». Среди таких работ: «Лабиринт»; «Уравнение жизни»; «По страницам истории педагогики» и др. (рис. 2).
Выводы. В целом отметим, что студенты подошли к работе ответственно. Творческие задания, включая цифровые, выполнены на хорошем уровне. А на основе одной из таких работ была подготовлена публикация для участия в Международной конференции (Мирасова К. «Отражение современных методов обучения в дидактической системе Н. И. Пирогова»).
Разработанные в исследовании педагогические условия и соответствующие им дидактические, в том числе цифровые средства обучения способствовали мотивации и активному вовлечению студентов в самообразовательную деятельность. Это явилось ключевым фактором актуализации самообразовательной деятельности.
Карпова Ольга Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Уральский государственный университет физической культуры