Представлен корреляционный анализ показателей физического развития и физической подготовленности (развития физических качеств) девочек 6-10 лет г. Челябинск (регион Южного Урала) с высоким уровнем двигательной активности (занимаются в спортивных секциях). В исследовании приняло участие 212 девочек, не менее 40 человек в каждой из 5 возрастных групп. Нами было выявлено, что в дошкольном возрасте (6 лет) имеет место выраженная взаимосвязь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями. В семилетнем возрасте у девочек установлена сильная статистическая взаимосвязь между массой тела и мышечной и жировой массой, и средняя зависимость между длиной тела и мышечной массой, что обусловлено скачком роста и увеличением уровня двигательной активности. С увеличением возраста и стажа занятий спортом отмечено усиление корреляционной зависимости параметров физического развития и физической подготовленности. Выявлена обратная корреляционная зависимость между параметрами жировой массы и тестом «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту» (9 лет: r = -0,52) (10 лет: r = -0,57), тест «челночный бег» имел средние корреляционные значения с параметрами, отражающими функциональные возможности дыхательной системы, такими как ЖЕЛ и с параметрами жировой массы. Обратная корреляционная зависимость установлена между качеством «гибкость» и абсолютным жировым компонентом и процентом жировой ткани в организме, а также между жировым компонентом и 6-ти минутным бегом, между динамометрией и мышечным компонентом, между динамометрией и массой тела.
Быков Е. В., Краснобаев И. В., Балберова О. В., Сидоркина Е. Г., Закарюкин Ю. Е., Сахаров М. Е., Гневашев Е. А., Кастальский О. О., Кошкина К. С., Чипышев А. В., Пятых М. А., Уделов С. С.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск
Актуальность. В настоящее время перед спортивной педагогикой стоит ряд проблем. По мнению Л. И. Лубышевой (2014) «противоречие в сфере спорта высших достижений состоит в том, что многие виды спорта стали стремительно «молодеть». Рекордных результатов добиваются подростки, почти дети, например, в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание; идет форсированная подготовка юного спортсмена без учета возрастных показателей его развития» [41, с. 13], при этом состояние здоровья современных детей нередко ограничивает возможности использования значительных физических нагрузок.
Как правило, педагогическая составляющая тренировочного процесса значительно превалирует над оценкой функционального состояния различных систем организма юных спортсменов, определением «цены» адаптации к физическим нагрузкам различной направленности. По мнению различных авторов наряду с использованием средств подготовки, предусмотренных Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта (ФССП), должен осуществляться и индивидуальный подход, который будет опираться на особенности развития спортсмена, его способностей и возможностей, которые, в свою очередь, помогут ему достигать высокого уровня подготовки и больших спортивных результатов [1, 26, 33]. Помимо этого, реализация такого подхода должна осуществляться, базируясь на уровне здоровья, морфофункциональных особенностях юных спортсменов, степени их биологической зрелости (физическое развитие, тип конституции, развитие физических качеств и их сенситивных периодов, моторная асимметрия, тип вегетативной регуляции и др.) [4, 6, 7, 14, 15, 18, 20, 22, 34, 37-39, 44, 49, 58, 62, 64].
При определении возможностей детей заниматься спортом актуальной проблемой является оценка состояния их здоровья. В. Н. Лучанинова с соавт. (2017) выявили, что «большая часть дошкольников (81%) отнесена ко II группе здоровья. В процессе школьного обучения уменьшается количество детей II группы здоровья (с 71% в пятых классах до 49% среди десятиклассников) и более чем в 2 раза увеличивается доля хронически больных детей (удельный вес III группы повышается с 17 до 36% соответственно)» [42, с. 563]. В исследовании П. И. Храмцова с соавт. (2014) показано, что «к I группе здоровья было отнесено 20,4 % второклассников и 11,5 % пятиклассников, ко II группе – 55,5 и 46,2 % соответственно, к III группе – 24,1 и 42,3 % соответственно» [57, с. 43]. По данным А. М. Федосеева (2017) «к часто болеющим школьникам 7-8 лет относятся в КГ (19,5 %) и ЭГ (16,7 %); большинство детей младшего школьного возраста (7-8 лет) относятся ко второй группе состояния здоровья» (около 60 %) [55, с. 11]. Е. С. Богомолова с соавт. (2019) «выявили низкий уровень физического здоровья современных школьников: каждый восьмой ребёнок характеризуется уровнями ФЗ ниже среднего и низким, лишь 11,7% детей характеризуются высоким уровнем ФЗ» [8, с. 960].
Показано, что «каждый восьмой (12,8 %) ребёнок характеризуется уровнями ФЗ ниже среднего и низким. Треть детей имеют средний уровень ФЗ, и лишь 11,7% детей характеризуются высоким уровнем ФЗ. Отмечаются гендерные особенности распределения школьников по уровням ФЗ. Высокий уровень ФЗ, низкий и ниже среднего уровни ФЗ чаще выявляются у мальчиков, чем у девочек (р = 0,0117). При этом прослеживается возрастная динамика – доля школьников с высоким и выше среднего уровнями ФЗ, как у мальчиков, так и у девочек, нарастает к старшей возрастной группе и на третьей ступени среди мальчиков составляет более 75%, а среди девочек – 65%» [8, с. 959]. Низкий уровень здоровья был связан с наличием «учащихся с очень высокой массой тела в два раза больше эталона (10 и 5% соответственно). Высокие и очень высокие значения частоты пульса зарегистрированы у 17% учащихся, САД – у 28,2%, ДАД – у 14% школьников» [8, с. 957].
Физическое развитие (ФР) – один из показателей, отражающих состояние здоровья детей, с одной стороны, но и важный компонент оценки влияния занятий физической культурой и спортом на развивающийся организм. Среди наиболее часто изучаемых показателей – антропометрические. Показано, что «36,0 % второклассников и 38,8 % пятиклассников имеют избыточную массу тела» [57, с. 43]. «Количество детей с избыточной массой значительно больше, чем с дефицитом массы тела» [27, с. 182-183]. Аналогичная ситуация с увеличением числа детей с избыточной массой тела отмечается и зарубежными исследователями: ее имеют почти 12 % десятилетних, причем в крупных городах процент еще выше, превышая 20 % [35, с. 220]. По данным Л. Н. Эйдельман с соавт. (2015) до 40% детей шести-семи лет имеют нарушения осанки [с. 199]. У таких детей Н. Х. Кудяшев с соавт. (2019) отмечают существенное снижение (до 30-60 %) уровня физической подготовленности по сравнению со здоровыми сверстниками: у мальчиков и девочек с нарушениями осанки снижение изучаемых показателей составляет от 2,25 до 60,76% и 1,29 до 31,19% соответственно [63, с. 197].
Л. Н. Коданева с соавт. (2018) выявили, что «37,9 % школьников имеют отклонения в физическом развитии, у 64 % уровень функциональных возможностей ниже возрастных показателей, 46,2 % обучающихся имеют низкий уровень физической подготовленности. [28, с. 127]. «62,1% обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья имеют нормальное физическое развитие, 27,3% избыток и 10,6 % недостаток массы тела. Полученные данные говорят о высокой распространенности отклонений в физическом развитии обучающихся с нарушениями в состоянии здоровья» [27, с. 182-183].
Е. П. Писаренкова (2010) отмечает отклонения в физическом развитии более чем у 30% детей и подростков 7-15 лет: дисгармоничное развитие по ее данным имели «от 10,5 до 21,8 % и резко дисгармоничное развитие от 10,2 %до 19,5 %» [48, с. 17]. По данным И. С. Матвеевой (2019) определяется «недостаточный уровень физического развития, со значениями «ниже нормы» коэффициента выносливости; «низкими» и «ниже среднего» показателями индекса Руфье, «ниже нормы» индекса Пинье во всех половозрастных группах; «средними» (учащиеся 10-11 лет, девочки 9 лет), «выше среднего» (мальчики 9 лет), «нормой» (учащиеся 9-11 лет) индекса массы тела; «выше среднего» (мальчики 9 лет), «среднего» (девочки 9 лет, учащиеся 10-11 лет) индекса адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы; «дисгармоничными с избыточным весом» значениями индекса Рорера (учащиеся 9 лет)» [44, с. 19].
Оценке развития физических качеств посвящено также достаточно много работ. Уровень развития физических качеств детей является одной из важнейших характеристик состояния их здоровья, поскольку он может в значительной мере «определять степень освоения и реализации многочисленных видов и форм жизнедеятельности» [3, 14]. Это определяет интерес к разработке «эмпирически обоснованных моделей, технологий и методик физической подготовки младших школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях различного профиля» [56], в которые следует включать самые различные компоненты, в том числе деятельностный, рефлексивно-аналитический и непосредственно физической и технической подготовленности [60, 61].
Ю. И. Разинов (2012) выявил у пяти-шестилетних детей развитие физических качеств в основном на уровне «ниже среднего» [51]. По данным К. С. Дунаева с соавт. (2017) уровень двигательной подготовленности школьников семи-восьми лет следующий: «могут выполнить испытания комплекса ГТО I ступени без целенаправленной подготовки 29,21% детей младшего школьного возраста, которым будут посильны требования на уровень золотого, серебряного и бронзового знаков комплекса ГТО для 13,21%, 10,5% и 5,5% соответственно [19. с. 31].
Л. А. Семенов (2016) также отмечает «низкий уровень развития всех основных кондиционных физических качеств. В наихудшем состоянии у мальчиков показатели силы (около 80% не выполняет нормативные требования в подтягивании на перекладине); выносливости (56-59 % имеют низкий уровень); скоростной силы (52-55 % мальчиков демонстрируют низкий уровень) и гибкости (44-49 % мальчиков с низким уровнем) [52, с. 210]. У девочек показатели аналогично низкие. Результаты оценки В. Б. Любимовым (2018) у детей младшего школьного возраста «ряда физических качеств, среди которых быстрота, скоростно-силовые качества, скоростно-силовая выносливость, общая выносливость, ловкость и гибкость посредством использования центильного метода оценки свидетельствуют, что только половина испытуемых (51,6%) обладают средним уровнем развития вышеперечисленных качеств» [43, с. 118].
В этой связи укреплению здоровья детей способствуют занятия как в спортивных секциях, так и физической культурой оздоровительной направленности [50, 54]. По мнению Б. В. Любимова (2018) весьма эффективно использование элементов спортивной борьбы на основе «встроенности посильных для детей 7-10 лет элементов физической подготовки, направленной на развитие важных для спортивной борьбы физических качеств, основу которых составляют более сложные по своему техническому исполнению компоненты спортивной борьбы, входящих в состав требуемых программой к изучению детей более старшего возраста» [43, с. 117-118].
А. В. Бакин (2022) с соавт. показали, что «занятия футболом в возрастной период 8-9 лет способствуют благоприятному развитию физических и функциональных показателей: увеличиваются длиннотные размеры, функциональные возможности системы внешнего дыхания, а также силовые показатели» [5]. П. И. Храмцов с соавт. (2014) выявили положительное влияние расширенной ДА на «показатели жизненной емкости легких, мышечной силы ведущей руки и координаторной пробы» учащихся вторых-пятых классов [57].
Ряд имеющихся работ, связанных с изучением технологий спортивной подготовки детей и взрослых, занимающихся ушу [32, 36] и использования занятий ушу в целях оздоровления [23, 25], показывают возможность организации тренировочного процесса с учетом всех факторов, определяющих его результативность. Занятия гимнастикой ушу способствуют более эффективному воздействию аэробных упражнений на организм спортсменов и повышению резервных возможностей респираторной и кислородтранспортной системы [59].
А. Б. Морковкин с соавт. (2016) рекомендуют использование китайской гимнастики ушу благодаря ее комплексному воздействию на психическое состояние и физическое развитие детей. В гимнастике ушу физкультурные и гимнастические комплексы, дыхательные гимнастики и системы массажа тесно связаны между собой и комплексно воздействуют на организм. Комплексы упражнений задействуют основные группы мышц, участвующие в выполнении комплексов таолу, и способствуют увеличению амплитуды движений в отдельных суставах (например, тазобедренном, плечевом, лучезапястном) и гибкости позвоночного столба [46].
Р. Т. Мусин и Л. В. Пигалова (2014) полагают, использование гимнастики ушу позволит эффективно и более индивидуализировано проводить оздоровительную работу с детьми старшего дошкольного возраста [47]. О. О. Кастальский с соавт. подчеркивают, что любое физическое упражнение, особенно в системе тренировочно-рекреационного процесса (занятия ушу) должно соответствовать сенситивным периодам и возрастным особенностям развития [24]. Согласно результатов исследования А. Н. Воскобойникова с соавт. (2020) «комплексы упражнений с элементами каратэ-до позволили оптимизировать физическое состояние учащихся» [17. с. 107]. Н.И. Хохлова с соавт. (2016) приводят данные о положительном влиянии занятий ушу на волевую сферу младших школьников [56], В. А. Камзолкин (2016) и А. В. Литвинова с соавт. (2016) – на уровень тревожности детей дошкольного и школьного возраста [21, 40].
Тестирование физической подготовленности детей-дошкольников, использующих на занятиях по физическому воспитанию средства ушу, показало значительное улучшение результатов, как у девочек, так и у мальчиков. Увеличился объем двигательной активности у школьников за счет динамического характера выполнения комплексов гимнастики ушу. Улучшились результаты в тестах «Челночный бег», «Бег на 30м», «Прыжок в длину с места», «метание теннисного мяча» [45].
В. В. Коноплев с соавт. (2019) продемонстрировали, что «занятия кудо являются эффективными и способствуют развитию силовых качеств и гибкости у школьников 11-12 лет. Прирост у занимающихся экспериментальной группы выше, чем в контрольной на 8,1% в силовых показателях и на 9,1% в показателях гибкости. У всех занимающихся экспериментальной группы, в отличие от контрольной, наблюдается прирост показателей физических качеств, в среднем на 22,5% по силовым качествам и 19,5% по показателях гибкости» [66, с. 169].
В целом, актуальным является изучение состояния различных компонентов здоровья детей, в частности, физического развития и физической подготовленности, особенно применительно к конкретному региону и уровню здоровья ребенка, а также их взаимосвязей, что позволит боле эффективно планировать организацию учебно-тренировочного процесса и своевременно при необходимости вносить в него коррективы.
Ранее нами было проведено исследование этих показателей у мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста (6-10 лет) г. Челябинска с учетом уровня их двигательной активности [9-13]. В настоящей статье мы приводим результаты анализа взаимосвязей показателей у девочек-спортсменок 6-10 лет.
Организация и методы исследования.
Исследования по оценке физического развития мальчиков в возрасте 6–10 лет были проведены на базе научно-исследовательского института Олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры (март-апрель 2022 г.) и на базе спортивных школ и организаций дошкольного и дополнительного образования г. Челябинск (ушу, художественная и спортивная гимнастика, черлидинг).
Всего в исследовании приняли участие 212 человек, в каждой возрастной группе – не менее 40 человек. Получено информированное согласие родителей детей на проведение исследований и использование их результатов.
Проведено исследование показателей физического развития с определением компонентного состава тела:
Обследование каждого ребенка начинается с установления его календарного возраста на момент обследования. Возрастная группировка предполагает определение возраста ребенка с точностью до дня. Для этого необходимо из даты осмотра вычесть дату рождения ребенка. Затем определяется возрастная группа, например, к 7-летним детям относятся дети с возрастом от 6 лет 6 мес. 0 дней до 7 лет 5 мес., 30 дней; к 8-летним относятся дети в возрасте от 7 лет 6 мес.) 0 дней до 8 лет 5 мес. 30 дней и т.д.
Проведена оценка развития физических качеств быстроты, выносливости, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей, которая включала в себя следующие тесты:
Подробно все методы исследования описаны ранее [9, 10].
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась парным сравнением групп с использованием параметрического теста Стьюдента. В качестве меры центральной тенденции использовали среднее арифметическое (Х), а в качестве меры рассеяния – стандартное отклонение (σ). Для выяснения взаимосвязи между показателями физического развития и физической подготовленности детей 7–10 лет был использован корреляционный и факторный анализ. Величина коэффициента корреляции отражает силу связи.
При оценке связи коэффициентов корреляции между параметрами функциональной подготовленности спортсменов использовали шкалу Чеддока (таблица 1).
Таблица 1 – Шкала Чеддока (анализ силы связи между переменными)
Значение |
Интерпретация |
р |
0–0,30 |
очень слабая |
- |
0,310–0,50 |
слабая |
- |
0,51–0,70 |
средняя |
р < 0,05 |
0,71–0,90 |
высокая |
р < 0,01 |
0,91–1,0 |
очень высокая |
р < 0,001 |
Результаты исследования.
Корреляционный анализ, проведенный в группе девочек в возрасте 6 лет, как и у мальчиков [12], выявил сильную корреляционную зависимость компонентного состава тела с весом и ростом: масса тела с мышечной массой (r = 0,90), с жировой массой (r = 0,69), статистическую взаимосвязь имел индекс массы тела с массой тела девочек (r = 0,74) (таблица 2).
В семилетнем возрасте у девочек, также как и у мальчиков, увеличивается количество узловых параметров, обусловливающих рост и развитие организма (таблица 3): установлена сильная статистическая взаимосвязь между массой тела и мышечной (r = 0,93) и жировой массой (r = 0,82), и средняя зависимость между длиной тела и мышечной массой (r = 0,64). Эти обстоятельства обусловлены, в первую очередь, скачком роста у девочек в этом возрасте. Кроме этого, силовой показатель (динамометрия) имел средние корреляционные значения с параметрами мышечного компонента (r = 0,64).
Полученные результаты корреляционного анализа в восьмилетнем возрасте у девочек (таблица 4) демонстрируют усиление корреляционной зависимости параметров физического развития и физической подготовленности. Учитывая, что контингент этой группы – это преимущественно, девочки, которые занимаются художественной и эстетической гимнастикой, появляется обратная корреляционная зависимость между качеством «гибкость» (тест наклон вниз на гимнастической скамье) и абсолютным жировым компонентом (r = -0,61) и процентом жировой ткани в организме (r = -0,58), а также между жировым компонентом и 6-ти минутным бегом (r = -0,53). Остается значимой связь между динамометрией и мышечным компонентом (r = 0,58), а также между динамометрией и массой тела (r = 0,58). Значительной остается зависимость массы тела от жирового (r = 0,75) и мышечного (r = 0,85) компонентов.
Изменения корреляционных взаимосвязей на возрастном этапе 9 и 10 лет при увеличении стажа тренировок и увеличении времени тренировочных занятий отразились в виде увеличения корреляционных зависимостей между исследуемыми параметрами (таблицы 5, 6).
Отмечены взаимосвязи, характеризующие процессы развития: корреляционная зависимость между ростом и массой тела в 9 лет (r = 0,72), 10 лет (r = 0,64), между массой тела и мышечной массой (9 лет: r = 0,89), (10 лет: r = 0,90), между массой тела и жировой массой (9 лет: r = 0,86), (10 лет: r = 0,91), между мышечной массой и ИМТ (9 лет: r = 0,76), (10 лет: r = 0,85).
В литературе указывается, что увеличение тесноты межпараметрических связей отражает повышение уровня регулирующих влияний на функциональные системы и отражает развитие функциональной оптимизации [53].
Из представленных результатов можно видеть, что в возрастных группах 6–8 лет количество статистически значимых корреляционных связей между изучаемыми показателями было относительно невелико, при этом наибольшее количество статистически значимых взаимосвязей наблюдалось между весо-ростовыми показателями и составом тела.
Рассмотрение количества межпараметрических связей у детей 9-10 лет позволяет отметить существенное увеличение количества значимых межпараметрических связей до 24 (таблицы 5, 6). Очень важно отметить, что на данном этапе количество узловых параметров, обусловливающих физическую подготовленность, возрастает. Следует отметить корреляционные взаимосвязи между показателем силы кисти и массой тела (9 лет: r = 0,53), (10 лет: r = 0,55), динамометрией и длиной тела (9 лет: r = 0,50), динамометрией и ИМТ (10 лет: r = 0,54), динамометрией и мышечной массой (9 лет: r = 0,73), (10 лет: r = 0,50), бег 30 м и ИМТ (9 лет: r = 0,64), бег 30 м и жировым компонентом (9 лет: r = -0,70), 6-ти минутный бег и жировым компонентом (9 лет: r = -0,59).
Заключение.
Показатели физического развития достаточно точно характеризуют состояние здоровья ребенка на разных этапах онтогенеза. Важное значение имеет гармоничность развития. В том аспекте интерес представляет изучение корреляционных взаимосвязей отдельных параметров между собой в возрастной динамике. Проведенный нами анализ позволил выявить роль занятий в спортивных секциях на рост и развитие девочек 6-10 лет.
Нами выявлено, что в дошкольном возрасте (6 лет) имеет место выраженная взаимосвязь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями. В семилетнем возрасте у девочек установлена сильная статистическая взаимосвязь между массой тела и мышечной (r = 0,93) и жировой массой (r = 0,82), и средняя зависимость между длиной тела и мышечной массой (r = 0,64). Эти обстоятельства обусловлены, в первую очередь, скачком роста, а также увеличением уровня двигательной активности.
С увеличением возраста и стажа занятий спортом отмечено усиление корреляционной зависимости параметров физического развития и физической подготовленности. Выявлена обратная корреляционная зависимость между параметрами жировой массы и тестом «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту» (9 лет: r = -0,52) (10 лет: r = -0,57), тест «челночный бег» имел средние корреляционные значения с параметрами, отражающими функциональные возможности дыхательной системы, такими как ЖЕЛ (r = 0,55) и с параметрами жировой массы (r = - 0,59), обратная корреляционная зависимость между качеством «гибкость» и абсолютным жировым компонентом (r = -0,61) и процентом жировой ткани в организме (r = -0,58), а также между жировым компонентом и 6-ти минутным бегом (r = -0,53), между динамометрией и мышечным компонентом (r = 0,58), между динамометрией и массой тела (r = 0,58).
Представленные корреляционные взаимосвязи изученных показателей могут быть обусловлены ростом интенсивности тренировок у девочек и повышением уровня регулирующих влияний на физиологические системы. Полученные результаты дают основание для вывода о существенном росте уровня регулирующих влияний на физиологические системы организма с возрастом и стажем занятий спортом.
Авторы выражают благодарность руководству и педагогическому составу всех учреждений за помощь в организации и проведении исследований.
Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Телефон: 8(351)2170358.
Эл. почта: bykovev@uralgufk.ru.
Краснобаев Иван Владимирович – аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Балберова Ольга Владиславовна – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Телефон: 83512170958.
Эл. почта: olga-balberova@mail.ru.
Сидоркина Елена Геннадьевна – научный сотрудник НИИ олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
Закарюкин Юрий Евгеньевич – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Сахаров Максим Евгеньевич – лаборант исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Гневашев Егор Александрович – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Кастальский Олег Олегович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Кошкина Ксения Сергеевна – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
Чипышев Антон Викторович – кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
Пятых Михаил Александрович - аспирант кафедры спортивной медицины и физической реабилитации
Уделов Семен Сергеевич - аспирант кафедры спортивной медицины и физической реабилитации