Проблемы реализации федерального закона № 127-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

English? PDF для печати 176 просмотров

В статье представлен анализ нового Федерального закона №127-ФЗ  от 30 апреля 2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон о гармонизации), рассмотрены новеллы и некоторая актуальная проблематика, которая выявляется в связи с началом применения Закона о гармонизации в деятельности учреждений дополнительного образования физической культуры с учётом ФССП и образовательных стандартов.


Авторы:

Захарова С.А., Пимонов А. Д.
Уральский государственный университет физической культуры 
Россия, Челябинск


Ключевые слова: Законодательство, Новеллы, Образование, Спорт, Тренер, Тренер-преподаватель, Физическая культура

Актуальность. На сегодняшний день сфера физической культуры активно развивается и претерпевает качественные изменения. В частности, в сферу правового регулирования включены вопросы воспитания и дополнительного образования, что является важнейшей составляющей процесса спортивной подготовки спортсмена. Так, Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон о гармонизации) [1] принят с целью синхронизировать систему дополнительного образования и систему спортивной подготовки. Так как, образование является совокупностью обучения и воспитания, то Закон о гармонизации официально установил воспитательный процесс как составную часть спортивной подготовки в спортивных школах, в связи с этим, спортивные школы перешли в группу учреждений дополнительного образования, а правовое положение тренера переквалифицировалось в статус тренера-преподавателя, с последующим предоставлением тренерам льгот и гарантий педагогических работников, работающих в системе дополнительного образования, Закон о гармонизации дополняет и уточняет статьи Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о спорте) [2] и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) [3] в части регламентации тренировочного процесса, дополняя к нему образовательную функцию. В настоящее время Закон о спорте регулирует учебно-тренировочный процесс, в основе которого лежат дополнительные образовательные программы спортивной подготовки и дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта. 

Однако, несмотря на положительный замысел законодателя, на первых же этапах применения закона практика показала, что мнения разных работников сферы физической культуры и спорта, разделились на две группы. Одни считают, что новеллы, внесённые Законом о гармонизации, являются важной и необходимой составляющей в реализации задач, стоящих перед спортивными школами, а вторые напротив, считают, что данные изменения повлекут за собой отрицательный эффект. 

Цель исследования – выявление противоречий правоприменительной практики в связи со вступлением в силу Федерального Закона от 30.04.2021 №127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования. Анализ документов, социологическое наблюдение.

Термины, установленные Законами о спорте и об образовании, используемые в исследовании. 

Тренер – физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов (определение до внесения изменений);

Тренер-преподаватель – физическое лицо, которое имеет соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование, организует учебно-тренировочный процесс, включая проведение со спортсменами, обучающимися учебно-тренировочных мероприятий, а также руководит их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;

Образовательный процесс – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Спортивная подготовка – учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях;

Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки – программы направленные на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных соревнованиях, в том числе, в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд. Говоря о значении программ спортивной подготовки, сразу отметим, что, их системность и последовательность незаслуженно нарушается не включением в состав этапов спортивной подготовки спортивно-оздоровительного этапа. Без него, спортивная подготовка не является полноценным элементом системы подготовки спортивного резерва. На это не однократно указывает в своих работах И.И. Самсонов: «Если для спортивной подготовки спортивно-оздоровительный этап является «золотым» в подготовке спортивного резерва, то для дополнительного образования – это обычная, рутинная досуговая деятельность» [4].

Анализ Закона о гармонизации позволяет выделить его структуру, состоящую из трёх статей (разделов):

  • введение новых определений в Закон о спорте, который является следствием слияния спортивной и образовательной составляющей спортивной подготовки; 
  • введение новых прав и обязанностей для учреждений дополнительного образования, обучающихся и тренеров;
  • перевод части специалистов с должности «тренера» на должность «тренера-преподавателя» и предоставление им льгот и гарантий, свойственных преподавателям образовательных учреждений;
  • внесение изменений и дополнений в актуальные статьи Закона о спорте, Закона об образовании.

Практическое применение изученных нами нововведений показало их недостаточную проработанность и спорность. Рассмотрим некоторые из них.

Результаты. В новой редакции, часть 1 статьи 33 Закона о спорте гласит: «В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются Федеральные стандарты спортивной подготовки (далее ФССП), обязательные при разработке примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки». В данной формулировке, на наш взгляд, законодателем недостаточно раскрывается содержание примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, что не позволяет толковать приведенную норму с точки зрения единообразного подхода к пониманию воспитательного процесса в условиях реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки. 

С другой стороны, чрезмерное единообразие программ дополнительного образования спортивной подготовки будет ограничивать подходы руководителей спортивных школ в выборе методов воспитания с учетом требований ФССП, а также с учетом традиций, сложившихся в спортивной школе, в процессе спортивной подготовки, в период проведения учебно-тренировочных мероприятий (сборов), в период проведения спортивных соревнований и т. д. 

Особое внимание привлекают также изменения статьи 34.3 Закона о спорте: «Права и обязанности организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки». В связи с переводом спортивных школ в учреждения дополнительного образования, пункт 5 части 2 статьи 34.3 Закона о спорте обязывает организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, знакомить обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки под роспись с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки и антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам спорта. 

Вместе с тем, очевидна не проработанность данного вопроса, так как обучающийся младше 14 лет признаётся малолетним ребёнком, от имени которого, в возрасте до 14 лет, сделки совершают его законные представители (п. 1 ст. 28 ГК РФ). Лица, достигшие 14-летнего возраста, признаются несовершеннолетними до достижения ими 18 лет (ст. 26 ГК РФ) [5]. 

Подпись человека – это юридический реквизит, подтверждающий, то, что подписант осознает и принимает на себя юридическую ответственность за последствия такого удостоверения, что отнесено к дееспособности человека, как к способности приобретать права и своими действиями создавать юридические обязанности. 

В данном случае, обучающиеся ни до 14 лет, ни с 14 до 18 лет, не могут брать на себя ответственность за юридические последствия и ставить подпись об ознакомлении с локальными актами, вопреки пониманию содержания локальных  актов, так как они не являются дееспособными. Безусловно, локальные акты имеет разную юридическую: нормативную или правовую основу. Например, расписание учебно-тренировочных занятий обучающийся с 14 до 18 лет, ознакомление с правилами спортивных соревнований по своему виду спорта и т.д.,  обучающийся вполне может подписать самостоятельно, так как указанные акты регламентируют поведение и действия обучающегося в спортивной школе. Иные локальные акты, устанавливающие более жесткий характер юридических последствий, например материальная ответственность за инвентарь (оборудование), повреждённые в процессе обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.  

В этом случае более подходящим вариантом было регламентировать подписание ознакомления с локальными актами родителей, опекунов, попечителей обучающихся, которые осуществляют общее воспитание своих детей и несут за это родительскую ответственность.

Следующим существенным, на наш взгляд, противоречием Закона о гармонизации является часть 8 статьи 3, регламентирующая порядок  перевода по личному заявлению специалиста с должности «тренера» на должность «тренера-преподавателя». В этом случае меняется не только правовое положение, но и в целом принадлежность статуса переходит в регулирование иного профессионального стандарта. Так как, трудовые функции тренера определяются Приказом Минтруда России от 27 апреля 2023 года № 362н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» [6]. А трудовые функции тренера-преподавателя определяются Приказом Минтруда России от 24 декабря 2020 года № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель» [7]. Трудовые функции тренера-преподавателя являются более широкими, так как к ним добавляется меры по воспитанию обучающихся в процессе освоения дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

Определенные преференции тренерам устанавливает часть 9 статьи 3 Закона о гармонизации. Статья с одной стороны, позволяет периоды работы в должности тренера лиц, переведенных на должность тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, засчитать в стаж педагогической работы. С другой стороны, более глубокое изучение данного вопроса, приводит к пониманию, что возможность получения страховой пенсии, в настоящее время, у тренеров-преподавателей отсутствует. Законодатель не делает ссылку на ранее утвержденное Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» [8]. В последнем  уточняются  требования к организациям, в которых сотрудники в должности «тренера» осуществляли преподавательскую деятельность. Анализ судебной практики показывает, что и судебные решения принимаются не в пользу тренеров-преподавателей. Таким образом, юридически, институт выплаты страховых пенсий за выслугу лет работникам дополнительного образования давно не работает.  Если на дату  01.01.2001 г. у работника не было 16 лет 8 месяцев стажа, и он не отработал хотя бы один день с 01.01.1999 по 31.12.2000 г., то он не подпадал под статус субъекта, получателя страховой пенсии, выплачиваемой педагогическим работникам. 

О влиянии образовательного компонента на спортивную подготовку. Что касается современной деятельности спортивных школ, то, как и любое образовательное учреждение, спортивные школы обязаны обеспечивать информационную открытость через информационные ресурсы. В связи с этим, практические работники, высказывают опасения, которое будет проявляться в  излишнем влиянии образовательного компонента на процесс спортивной подготовки. В процессе интеграции дополнительных образовательных программ и программ спортивной подготовки спортивные школы неизбежно придут  к двойному подчинению: Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ, причем вероятнее всего, превалирование в регулировании будет отдаваться  Минпросвящению. Для адаптации вопросов законодательной гармонизации Минспортом России разработаны методические рекомендации по применению Закона о гармонизации [9]. Но, порядок регулирования остается неизменным, установление правил надзора будет устанавливаться исполнительными органами власти в сфере образования.

О дополнительных функциях тренера-преподавателя. В связи с переходом в систему дополнительного образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, необходимо будет использовать множество электронных ресурсов вместо единого удобного ресурса для спортивной сферы, связанного с госуслугами. 

На данный момент спортивным организациям приходится работать на нескольких электронных платформах, таких как: L-sport, ГИС ФК и С, Сетевой город и др. Взаимодействие с большим количеством электронных ресурсов зачастую приводит к сложностям их применения и к снижению эффективности профессиональной работы, а также требует от специалистов значительных временных затрат. Это возникает из-за работы с большим объемом информации, которая не синхронизируется между разными электронными ресурсами и вносится отдельно по каждому спортсмену. Помимо этого, требования по заполнению разных электронных ресурсов приводят к снижению качества выполнения трудовых функций тренера-преподавателя по осуществлению учебно-тренировочного процесса, в связи с наделением тренера-преподавателя дополнительной функцией, работой с электронными ресурсами. Все перечисленные особенности работы с электронными ресурсами отрицательно скажутся на результатах подготовки спортивного резерва. 

Заключение. Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что интеграция системы образования и воспитания в процесс спортивной подготовки является своевременным и необходимым решением законодателя. Однако нельзя забывать, что физическая культура и спорт являются сугубо практическими институтами. Основными задачами тренера-преподавателя являются, обучение физическим навыкам спортсмена, подбор эффективных упражнений в процессе тренировки, подготовка спортсменов для участия в спортивных мероприятиях. Все остальные функции, нагружающие тренера-преподавателя несвойственными ему обязанностями и отнимающие у тренера физические и моральные силы, должны сводиться к тем необходимым действиям, без которых тренер не может и не вправе работать со спортсменами на определённом этапе спортивной подготовки.    


Список литературы:
  1. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022)// Собр. законодательства Рос. Федерации. ‒ 2021. ‒ 03 мая. ‒ № 18. ‒ Ст. 3071.
  2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 04 дек. 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. ‒ 2007. ‒ № 50. ‒ Ст. 6242.
  3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022)// Рос.газ. – 2012. – 31 дек. – № 303.
  4. Самсонов, И.И. Спортивная подготовка в условиях гармонизации законодательства: отрасль физической культуры и спорта или образования / И. И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. – 2023. – № 3. – С. 33-37.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрания законодательства РФ. – 1994. – 5 декабря. – № 32. – ст. 3301.
  6. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» : приказ Минтруда России от 27 апреля 2023 года № 362н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  официальный интернет-портал правовой информации (дата опубликования 25 мая 2023).
  7. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель : приказ Минтруда России от 24 декабря 2020 года № 952н [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  официальный интернет-портал правовой информации (дата опубликования 25.01.2021).
  8. О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 // Рос.газ. – 2002. – 06 нояб. – № 212.
  9. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в части применения положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : письмо Минспорта России от 24.01.2022 № ИСХ-02-5-09/1134 // Официальные документы в образовании, № 11, апрель, 2022.

Информация об авторах:

Захарова Светлана Александровна – юрист, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой права и правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности Федерального  государственного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск), член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, заместитель председателя Челябинского отделения, действительный член Петровской академии наук и искусств.

Пимонов Алексей Дмитриевич – магистрант второго курса программы подготовки «Правовое обеспечение государственных и муниципальных организаций физической культуры и спорта» Федерального  государственного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); старший инструктор-методист Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа по пулевой стрельбе» города Челябинска.


Опубликовано на сайте журнала 22 декабря 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/59

Журнал, в котором опубликована статья: