В статье освещаются результаты исследования гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта. Проводится сравнение агрессивности спортсменов-подростков при различных сочетаниях их пола и вида спорта (баскетбол и легкая атлетика). Даются рекомендации по применению полученных результатов в практике спортивной тренировки и дальнейших исследований.
Саврасова К. А.1, Костенок П. И.2
Многофункциональный центр развития детей, филиал Челябинского цинкового завода1,
Россия, г. Челябинск
Уральский государственный университет физической культуры2,
Россия, г. Челябинск
Введение. Современный спорт требует от человека больших физических усилий и психического напряжения. При этом на эффективность деятельности спортсмена большое влияние оказывает, помимо эмоциональных и физических состояний, такое свойство личности, как агрессивность.
«Агрессивность – [лат. aggressio ‒ нападать] ‒ относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, то есть к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей» [4], а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения, называемую агрессией.
В отечественной психологии изучением агрессивности личности занимались Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Н. Д. Левитов, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк и др., в зарубежной – А. Г. Басс, Л. Берковиц, У. Джеймс, Д. Доллард, Д. У. Зиллманн, 3. Фрейд и др. В числе авторов научных работ, раскрывающих проблему взаимодействия спорта и агрессии, как отечественные (В. М. Бызова, Ю. В. Краев, В. К. Сафонов, К. Н. Фирсов и др.), так и зарубежные ученые (А. Байссер, И. Изберг, Б. Дж. Кретти, Р. М. Найдиффер и др.). При этом ряд исследований, проводившихся на основе различных выявляющих агрессию опросников, позволяют включить агрессивность в структуру личности спортсменов. Также важнейшим показателем является то, каким видом спорта занимается человек. Кроме того, по мнению Ю. В. Краева, Е. П. Ильина, В. К. Сафонова и др., в одних видах спорта агрессивность является абсолютно приемлемой и необходимой, а в других – нет.
В аспекте управления агрессивностью в различных видах спорта актуальной представляется ее исследование в контексте возрастных и гендерных особенностей спортсменов.
Сказанное предопределило тему нашего исследования: «Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11–13 лет, занимающихся различными видами спорта».
Методологический аппарат исследования. Цель исследования: изучить и проанализировать гендерные особенности проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта.
Объект исследования: проявление агрессивности у подростков- спортсменов.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта.
В работе принято ограничение: исследование проводилось со спортсменами, занимающимися баскетболом и легкой атлетикой (прыжки с шестом).
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями вида спорта и проявления агрессивности у спортсменов различного пола. При этом предполагается, что:
Задачи исследования:
Методы исследования. В ходе исследовательской работы были нами использованы следующие методы научного исследования:
Психодиагностический инструментарий исследования:
Базу исследования составили МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 2 по легкой атлетике имени Л. Н. Мосеева» г. Челябинска и МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 8 по баскетболу» г. Челябинска.
Организация исследования. На первом этапе, имевшем поисковый характер, проводился анализ литературы по проблеме проявления агрессии и агрессивности у подростков в различных видах спорта. Так нам удалось получить теоретические сведения о психологических особенностях подростков, о гендерных проявлениях агрессии и агрессивности, а также узнать классификацию видов спорта по степени агрессивности. В результате теоретического обзора литературы по проблеме проявления агрессии и агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта, были поставлены цели и задачи эмпирического исследования.
На втором этапе, подбирались группы испытуемых, их вид спорта, которым они занимаются, база исследования, а также проводилось эмпирическое исследование.
На третьем этапе, имевшем обобщающий характер, осуществлена математическая обработка результатов эмпирического исследования, их систематизация и интерпретация с формированием выводов и практических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о гендерных особенностях проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта. Проведенный теоретический анализ способствовал построению модели эмпирического исследования. Его результаты могут быть использованы при разработке лекций по дисциплине «Педагогическое общение в физкультурно-спортивной деятельности» для магистрантов, обучающихся по направлению 49.04.01 – Физическая культура (магистерская программа «Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта»).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами рекомендации могут быть использованы тренерами в учебно-тренировочном процессе для подготовки спортсменов с целью коррекции агрессивного поведения у подростков-спортсменов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать нижеследующие выводы.
1. Основной причиной агрессии является возникновение фрустрации – психического состояния, выражающегося в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями [1].
2. Возникновению фрустрационного состояния, а соответственно и проявлению агрессии, в подростковом возрасте способствуют:
3. Факторами, обусловливающими становление агрессивного поведения подростков, являются семья, окружающий социум, средства массовой информации (микро-, мезо- и макрофакторы соответственно), а также психофизиологические особенности ребенка (половое созревание, специфика нервной системы, темперамент, самооценка, развитость эмоциональной сферы и др.).
4. Внешне агрессивное поведение подростков отличается частыми проявлениями импульсивности, использованием грубой лексики, повышением голоса, сменой настроения, применением физической силы, внезапной раздражительностью и т.п.
5. Современный рост агрессивности девочек объясняется, с одной стороны, изменением социальных стереотипов женственности и ростом социального феминизма, а с другой, ‒ физиологическими изменениями, характерными для организма девочек-подростков (гормональный дисбаланс, появление первых менструаций, неустойчивость нервных процессов). По мнению, Л. В. Богинской, «в настоящее время у них наблюдается отчетливо выраженный гендерный «перекос», выражающийся в том, что девочки, проявляя своеобразный «бунт» против традиционных представлений о женственности, культивируют формы и способы агрессивного поведения, относящиеся больше к маскулинному (например, физическую и вербальную агрессию)» [2].
6. Во многих видах спорта, особенно с непосредственным физическим контактом, различные формы контролируемой физической агрессии необходимы. Причем в ситуациях спортивного соревнования в зависимости от вида спорта и правил соревнований агрессивные тенденции, допускающие проявления контролируемой враждебности, могут либо усиливаться, либо снижаться [5].
7. Наиболее высокие показатели по снижению уровня агрессивности дают циклические виды спорта, на втором месте стоят единоборства, худший аналогичный показатель характерен для игровых видов спорта.
8. Снижение агрессивности у подростков в ходе занятий спортом возможно посредством развития их морально-волевой сферы, повышения уровня самоконтроля, обуздания эмоциональных проявлений. При этом тренерскому составу необходимо учесть, что целесообразно развивать не абстрактную силу воли, а конкретные волевые качества [3].
Результаты эмпирического исследования представлены ниже.
В соответствии с принятым в работе ограничением оно проводилось с подростками 11-13 лет, занимающимися баскетболом и легкой атлетикой (прыжки с шестом). Выборку исследования составили 40 спортсменов (20 мальчиков и 20 девочек).
Для начала мы провели проверку указанной выборки на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Учитывая, что не все шкалы подчиняются нормальному распределению и выборки исследования относительно немногочисленны, для статистической проверки полученных данных был выбран критерий Манна-Уитни. При этом, показатели исследуемых выборок статистически различаются, если его значение менее 0,05.
С целью проверки обозначенной ранее по тексту гипотезы исследования полученные эмпирические данные сравнивались:
а) по гендерным различиям: мальчики и девочки (без разделения по видам спорта); мальчики и девочки (по каждому виду спорта отдельно);
б) по гендерной принадлежности: девочки (по каждому виду спорта отдельно); мальчики (по каждому виду спорта отдельно);
в) по гендерным различиям: девочки (баскетбол) и мальчики (легкая атлетика); девочки (легкая атлетика) и мальчики (баскетбол);
г) по видам спорта (без разделения по гендерам).
В таблице 1 показатель уровня значимости свидетельствует о различиях между девочками и мальчиками по шкалам спонтанности (p=0,013), лабильности (p=0,016), лжи (p=0,023), физической агрессии (p=0,002), раздражения (p=0,02), негативизма (p=0,005). Девочки в обоих видах спорта более спонтанны, чаще пытаются приукрасить действительность (см. различия по шкале лжи), более раздражительны и склонны проявлять негативизм. Мальчики чаще применяют физическую агрессию. Кроме того, они более лабильны.
Таблица 1 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики и девочки (без разделения по видам спорта))
В таблице 2 показатель уровня значимости свидетельствует о различиях по шкалам интроверсии (p=0,042), лабильности (p=0,044) и искренности (p=0,007), физической (p=0,001) и вербальной агрессии (p=0,033). Девочки больше склонны проявлять вербальную агрессию, мальчики – физическую. Девочки чаще бывают неискренни в своих ответах, мальчики более интровертированы и лабильны.
Таблица 2 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики и девочки (баскетбол))
Показатель уровня значимости в таблице 3 свидетельствует о различиях по шкалам спонтанности (p=0,005) и негативизма (p=0,006). Легкоатлетки бывают более спонтанными и чаще склонны к негативизму по сравнению с мальчиками.
Таблица 3 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики и девочки (легкая атлетика))
Показатель уровня значимости в таблице 4 свидетельствует о различиях по шкалам спонтанности (р=0,015), а также физической агрессии (р=0,005) и обидчивости (р=0,002). Баскетболистки реже применяют физическую агрессию, легкоатлетки более спонтанны и менее обидчивы.
Таблица 4 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (девочки (по каждому виду спорта отдельно))
Показатель уровня значимости в таблице 5 свидетельствует о различиях по шкалам интроверсии (р=0,0041), а также негативизма (р=0,03) и чувства вины (р=0,007). Баскетболисты чаще испытывают чувство вины и проявляют негативизм, у них более выражена интроверсия по сравнению с легкоатлетами.
Таблица 5 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики (по каждому виду спорта отдельно))
Показатель уровня значимости в таблице 6 свидетельствует о различиях по шкалам физической агрессии (р=0,00), негативизма (р=0,003), обидчивости (р=0,008) и чувства вины (р=0,021). При этом значимые различия получились только в тесте Басса-Дарки. Легкоатлеты чаще используют физическую агрессию, баскетболистки более обидчивы, подозрительны и склонны проявлять негативизм.
Таблица 6 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (девочки (баскетбол) и мальчики (легкая атлетика))
Показатель уровня значимости в таблице 7 свидетельствует о различиях по шкалам спонтанности (р=0,015), физической агрессии (р=0,006), сензетивности (р=0,05), тревожности (р=0,55), лабильности (р=0,014), а также обидчивости (0,021). Легкоатлетки и баскетболисты значимо отличаются по личностным характеристикам. Мальчики оказываются более лабильными, сензитивными и тревожными, но при этом менее спонтанными. Агрессивные интенции по сравнению с легкоатлетками они чаще выражают через обидчивость.
Таблица 7 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (девочки (легкая атлетика) и мальчики (баскетбол))
Показатель уровня значимости в таблице 8 свидетельствует о различиях по шкалам физической агрессии (р=0,008), обидчивости (р=0,001) и чувства вины (р=0,00). Спортсмены-баскетболисты более обидчивы и чаще испытывают чувство вины.
Таблица 8 – Сравнительный анализ проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (без разделения по гендерам)
Результаты проведенного исследования мы дополнили результатами анкетирования тренеров. Выборку составили 5 тренеров по легкой атлетике и 4 тренера по баскетболу. И те и другие констатируют проявление агрессии у своих подопечных, но если тренеры по легкой атлетике говорят о ее низком уровне (в среднем – ниже 4-х баллов по шкалам вербальной, физической и косвенной агрессии), то тренеры по баскетболу отмечают проявление именно физической агрессии. И те и другие утверждают, что агрессия в спорте может быть полезна, но не во всех случаях, а также положительно относятся к работе спортивного психолога. Для профилактики и преодоления агрессии в качестве основного метода тренеры по легкой атлетике предлагают метод беседы. В числе других методов два респондента называют медитацию, релаксацию, дыхательные практики, остальные говорят о том, что научных способов профилактики и преодоления агрессии не знают. Тренеры по баскетболу в качестве соответствующих методов называют беседу со спортсменом (2 чел.), личный пример (1 чел.) и работу с коучем для «выброса агрессии в безопасном месте (1 чел.).
Выводы и рекомендации. Анализ вышеизложенного материала позволяет констатировать нижеследующее.
1. Не подтвердились гипотезы о том, что:
Наоборот, оказалось, что физическую агрессию чаще проявляют легкоатлеты, причем именно девочки. В то же время, баскетболистам больше свойственна обидчивость. Легкоатлеты-девочки более склонны к негативизму, чем мальчики, а баскетболистки чаще мальчиков проявляют вербальную агрессию, хотя последние, в свою очередь, могут проявлять больше агрессии физической.
2. Гипотеза о том, что девочки в баскетболе более агрессивны, чем мальчики в легкой атлетике, подтвердилась отчасти. Девочки-баскетболистки проявляют больше негативизма, подозрительности и обидчивости, однако мальчики-легкоатлеты проявляют заметно больше физической агрессии.
3. Также выявилось, что физическую агрессию чаще проявляют мальчики (и это не зависит от вида спорта), а девочки в целом более обидчивы.
4. Не выявилось явных связей между личностными особенностями и проявлениями агрессии.
Представленные выводы мы не склонны считать окончательными. Возможные погрешности результатов исследования могут быть объяснены, по нашему мнению, относительно небольшой выборкой, что подтверждает целесообразность ее увеличения в дальнейших исследованиях.
Кроме того:
При этом для баскетболистов актуальна, прежде всего, профилактика обидчивости, для легкоатлетов важен поиск «легальных» способов выхода физической агрессии (возможности «спустить пар»). Приемлемыми формами решения указанных задач будут, на наш взгляд, в первом случае групповые коммуникативные тренинги, во втором – индивидуальные (хотя возможны и групповые) практики как традиционно релаксационного характера, так и направленные на организацию безопасного пространства для проживания агрессии, например, через крик, битье по боксерским грушам и т.д.
Саврасова Ксения Александровна ‒ методист многофункционального центра развития детей, филиала Челябинского цинкового завода, e-mail: savrasova969696@mail.ru
Костенок Павел Иванович – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного университета физической культуры, e-mail: kp1967@mail.ru