Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11–13 лет, занимающихся различными видами спорта

English? PDF для печати 155 просмотров

В статье освещаются результаты исследования гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта. Проводится сравнение агрессивности спортсменов-подростков при различных сочетаниях их пола и вида спорта (баскетбол и легкая атлетика). Даются рекомендации по применению полученных результатов в практике спортивной тренировки и дальнейших исследований. 


Авторы:

Саврасова К. А.1, Костенок П. И.2
Многофункциональный центр развития детей, филиал Челябинского цинкового завода1,
Россия, г. Челябинск
Уральский государственный университет физической культуры2
Россия, г. Челябинск


Ключевые слова: Агрессивность, Агрессия, Гендерные особенности, Подростки, Спорт

Введение. Современный спорт требует от человека больших физических усилий и психического напряжения. При этом на эффективность деятельности спортсмена большое влияние оказывает, помимо эмоциональных и физических состояний, такое свойство личности, как агрессивность. 

«Агрессивность – [лат. aggressio ‒ нападать] ‒ относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, то есть к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей» [4], а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения, называемую агрессией. 

В отечественной психологии изучением агрессивности личности занимались Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Н. Д. Левитов, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк и др., в зарубежной – А. Г. Басс, Л. Берковиц, У. Джеймс, Д. Доллард, Д. У. Зиллманн, 3. Фрейд и др. В числе авторов научных работ, раскрывающих проблему взаимодействия спорта и агрессии, как отечественные (В. М. Бызова, Ю. В. Краев, В. К. Сафонов, К. Н. Фирсов и др.), так и зарубежные ученые (А. Байссер, И. Изберг, Б. Дж. Кретти, Р. М. Найдиффер и др.). При этом ряд исследований, проводившихся на основе различных выявляющих агрессию опросников, позволяют включить агрессивность в структуру личности спортсменов. Также важнейшим показателем является то, каким видом спорта занимается человек. Кроме того, по мнению Ю. В. Краева, Е. П. Ильина, В. К. Сафонова и др., в одних видах спорта агрессивность является абсолютно приемлемой и необходимой, а в других – нет.

В аспекте управления агрессивностью в различных видах спорта актуальной представляется ее исследование в контексте возрастных и гендерных особенностей спортсменов.

Сказанное предопределило тему нашего исследования: «Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11–13 лет, занимающихся различными видами спорта».

Методологический аппарат исследования. Цель исследования: изучить и проанализировать гендерные особенности проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта.

Объект исследования: проявление агрессивности у подростков- спортсменов. 

Предмет исследования: гендерные особенности проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта. 

В работе принято ограничение: исследование проводилось со спортсменами, занимающимися баскетболом и легкой атлетикой (прыжки с шестом).

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями вида спорта и проявления агрессивности у спортсменов различного пола. При этом предполагается, что:

  1. представители командных видов спорта могут быть более агрессивными, чем представители индивидуальных видов спорта, как среди девочек, так и среди мальчиков – это выражается, прежде всего, в таких параметрах, как физическая агрессия и раздражительность; 
  2. в рамках одного вида спорта мальчики могут быть более агрессивны, чем девочки;
  3. девочки в баскетболе могут быть более агрессивны, чем мальчики в лёгкой атлетике.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ научной, учебной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
  2. провести теоретический анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта;
  3. провести эмпирическую проверку результатов теоретического анализа гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта;
  4. разработать рекомендации для тренеров, работающих со спортсменами-подростками по профилактике и коррекции у них агрессивного поведения.

Методы исследования. В ходе исследовательской работы были нами использованы следующие методы научного исследования:

  • теоретические – анализ и обобщение научной, учебной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
  • практические – психологическое тестирование, анкетирование и наблюдение;
  • методы математической статистики.

Психодиагностический инструментарий исследования: 

  • индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО), разработанный Л. Н. Собчик; 
  • тест Басса-Дарки, BDHI (подростковый), определяющий уровень агрессивности детей;
  • опросник для тренеров, составленный самостоятельно. 

Базу исследования составили МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 2 по легкой атлетике имени Л. Н. Мосеева» г. Челябинска и МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 8 по баскетболу» г. Челябинска. 

Организация исследования. На первом этапе, имевшем поисковый характер, проводился анализ литературы по проблеме проявления агрессии и агрессивности у подростков в различных видах спорта. Так нам удалось получить теоретические сведения о психологических особенностях подростков, о гендерных проявлениях агрессии и агрессивности, а также узнать классификацию видов спорта по степени агрессивности. В результате теоретического обзора литературы по проблеме проявления агрессии и агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта, были поставлены цели и задачи эмпирического исследования. 

На втором этапе, подбирались группы испытуемых, их вид спорта, которым они занимаются, база исследования, а также проводилось эмпирическое исследование.

На третьем этапе, имевшем обобщающий характер, осуществлена математическая обработка результатов эмпирического исследования, их систематизация и интерпретация с формированием выводов и практических рекомендаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о гендерных особенностях проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта. Проведенный теоретический анализ способствовал построению модели эмпирического исследования. Его результаты могут быть использованы при разработке лекций по дисциплине «Педагогическое общение в физкультурно-спортивной деятельности» для магистрантов, обучающихся по направлению 49.04.01 – Физическая культура (магистерская программа «Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта»).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами рекомендации могут быть использованы тренерами в учебно-тренировочном процессе для подготовки спортсменов с целью коррекции агрессивного поведения у подростков-спортсменов.
Результаты исследования и их обсуждение.

Проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать нижеследующие выводы.

1. Основной причиной агрессии является возникновение фрустрации – психического состояния, выражающегося в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями [1].

2. Возникновению фрустрационного состояния, а соответственно и проявлению агрессии, в подростковом возрасте способствуют:

  • смена ситуации развития, характеризуемая противоречиями между стремлением подростка к самостоятельности и отношением к нему со стороны взрослых как к ребенку, между его желаниями и возможностями;
  • смещение акцентов в интересах и поведении подростков с учебной деятельности на эмоционально-личностное общение со сверстниками;
  • появление у них физиологических и психологических новообразований, обеспечивающих процесс взросления. 

3. Факторами, обусловливающими становление агрессивного поведения подростков, являются семья, окружающий социум, средства массовой информации (микро-, мезо- и макрофакторы соответственно), а также психофизиологические особенности ребенка (половое созревание, специфика нервной системы, темперамент, самооценка, развитость эмоциональной сферы и др.).

4. Внешне агрессивное поведение подростков отличается частыми проявлениями импульсивности, использованием грубой лексики, повышением голоса, сменой настроения, применением физической силы, внезапной раздражительностью и т.п. 

5. Современный рост агрессивности девочек объясняется, с одной стороны, изменением социальных стереотипов женственности и ростом социального феминизма, а с другой, ‒ физиологическими изменениями, характерными для организма девочек-подростков (гормональный дисбаланс, появление первых менструаций, неустойчивость нервных процессов). По мнению, Л. В. Богинской, «в настоящее время у них наблюдается отчетливо выраженный гендерный «перекос», выражающийся в том, что девочки, проявляя своеобразный «бунт» против традиционных представлений о женственности, культивируют формы и способы агрессивного поведения, относящиеся больше к маскулинному (например, физическую и вербальную агрессию)» [2]. 

6. Во многих видах спорта, особенно с непосредственным физическим контактом, различные формы контролируемой физической агрессии необходимы. Причем в ситуациях спортивного соревнования в зависимости от вида спорта и правил соревнований агрессивные тенденции, допускающие проявления контролируемой враждебности, могут либо усиливаться, либо снижаться [5].

7. Наиболее высокие показатели по снижению уровня агрессивности дают циклические виды спорта, на втором месте стоят единоборства, худший аналогичный показатель характерен для игровых видов спорта. 

8. Снижение агрессивности у подростков в ходе занятий спортом возможно посредством развития их морально-волевой сферы, повышения уровня самоконтроля, обуздания эмоциональных проявлений. При этом тренерскому составу необходимо учесть, что целесообразно развивать не абстрактную силу воли, а конкретные волевые качества [3].

Результаты эмпирического исследования представлены ниже.

В соответствии с принятым в работе ограничением оно проводилось с подростками 11-13 лет, занимающимися баскетболом и легкой атлетикой (прыжки с шестом). Выборку исследования составили 40 спортсменов (20 мальчиков и 20 девочек).

Для начала мы провели проверку указанной выборки на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Учитывая, что не все шкалы подчиняются нормальному распределению и выборки исследования относительно немногочисленны, для статистической проверки полученных данных был выбран критерий Манна-Уитни. При этом, показатели исследуемых выборок статистически различаются, если его значение менее 0,05.

С целью проверки обозначенной ранее по тексту гипотезы исследования полученные эмпирические данные сравнивались:
а) по гендерным различиям: мальчики и девочки (без разделения по видам спорта); мальчики и девочки (по каждому виду спорта отдельно);
б) по гендерной принадлежности: девочки (по каждому виду спорта отдельно); мальчики (по каждому виду спорта отдельно);
в) по гендерным различиям: девочки (баскетбол) и мальчики (легкая атлетика); девочки (легкая атлетика) и мальчики (баскетбол);
г) по видам спорта (без разделения по гендерам).  

В таблице 1 показатель уровня значимости свидетельствует о различиях между девочками и мальчиками по шкалам спонтанности (p=0,013), лабильности (p=0,016), лжи (p=0,023), физической агрессии (p=0,002), раздражения (p=0,02), негативизма (p=0,005). Девочки в обоих видах спорта более спонтанны, чаще пытаются приукрасить действительность (см.  различия по шкале лжи), более раздражительны и склонны проявлять негативизм. Мальчики чаще применяют физическую агрессию. Кроме того, они более лабильны.

Таблица 1 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики и девочки (без разделения по видам спорта))

Прикрепленные файлы

В таблице 2 показатель уровня значимости свидетельствует о различиях по шкалам интроверсии (p=0,042), лабильности (p=0,044) и искренности (p=0,007), физической (p=0,001) и вербальной агрессии (p=0,033). Девочки больше склонны проявлять вербальную агрессию, мальчики – физическую. Девочки чаще бывают неискренни в своих ответах, мальчики более интровертированы и лабильны.

Таблица 2 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики и девочки (баскетбол))

Прикрепленные файлы

Показатель уровня значимости в таблице 3 свидетельствует о различиях по шкалам спонтанности (p=0,005) и негативизма (p=0,006). Легкоатлетки бывают более спонтанными и чаще склонны к негативизму по сравнению с мальчиками.

Таблица 3 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики и девочки (легкая атлетика))

Прикрепленные файлы

Показатель уровня значимости в таблице 4 свидетельствует о различиях по шкалам спонтанности (р=0,015), а также физической агрессии (р=0,005) и обидчивости (р=0,002). Баскетболистки реже применяют физическую агрессию, легкоатлетки более спонтанны и менее обидчивы.

Таблица 4 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (девочки (по каждому виду спорта отдельно))

Прикрепленные файлы

Показатель уровня значимости в таблице 5 свидетельствует о различиях по шкалам интроверсии (р=0,0041), а также негативизма (р=0,03) и чувства вины (р=0,007). Баскетболисты чаще испытывают чувство вины и проявляют негативизм, у них более выражена интроверсия по сравнению с легкоатлетами.

Таблица 5 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (мальчики (по каждому виду спорта отдельно))

Прикрепленные файлы

Показатель уровня значимости в таблице 6 свидетельствует о различиях по шкалам физической агрессии (р=0,00), негативизма (р=0,003), обидчивости (р=0,008) и чувства вины (р=0,021). При этом значимые различия получились только в тесте Басса-Дарки. Легкоатлеты чаще используют физическую агрессию, баскетболистки более обидчивы, подозрительны   и склонны проявлять негативизм.

Таблица 6 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (девочки (баскетбол) и мальчики (легкая атлетика))

Прикрепленные файлы

Показатель уровня значимости в таблице 7 свидетельствует о различиях по шкалам спонтанности (р=0,015), физической агрессии (р=0,006), сензетивности (р=0,05), тревожности (р=0,55), лабильности (р=0,014), а также обидчивости (0,021). Легкоатлетки и баскетболисты значимо отличаются по личностным характеристикам. Мальчики оказываются более лабильными, сензитивными и тревожными, но при этом менее спонтанными. Агрессивные интенции по сравнению с легкоатлетками они чаще выражают через обидчивость.

Таблица 7 – Сравнительный анализ гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (девочки (легкая атлетика) и мальчики (баскетбол)) 

Прикрепленные файлы

Показатель уровня значимости в таблице 8 свидетельствует о различиях по шкалам физической агрессии (р=0,008), обидчивости (р=0,001) и чувства вины (р=0,00). Спортсмены-баскетболисты более обидчивы и чаще испытывают чувство вины.

Таблица 8 – Сравнительный анализ проявления агрессивности у подростков 11-13 лет, занимающихся различными видами спорта (без разделения по гендерам) 

Прикрепленные файлы

Результаты проведенного исследования мы дополнили результатами анкетирования тренеров. Выборку составили 5 тренеров по легкой атлетике и 4 тренера по баскетболу. И те и другие констатируют проявление агрессии у своих подопечных, но если тренеры по легкой атлетике говорят о ее низком уровне (в среднем – ниже 4-х баллов по шкалам вербальной, физической и косвенной агрессии), то тренеры по баскетболу отмечают проявление именно физической агрессии. И те и другие утверждают, что агрессия в спорте может быть полезна, но не во всех случаях, а также положительно относятся к работе спортивного психолога. Для профилактики и преодоления агрессии в качестве основного метода тренеры по легкой атлетике предлагают метод беседы. В числе других методов два респондента называют медитацию, релаксацию, дыхательные практики, остальные говорят о том, что научных способов профилактики и преодоления агрессии не знают.  Тренеры по баскетболу в качестве соответствующих методов называют беседу со спортсменом (2 чел.), личный пример (1 чел.) и работу с коучем для «выброса агрессии в безопасном месте (1 чел.).

Выводы и рекомендации. Анализ вышеизложенного материала позволяет констатировать нижеследующее.

1. Не подтвердились гипотезы о том, что:

  • представители командных видов спорта проявляют больше физической агрессии и раздражения;
  • в рамках одного вида спорта мальчики более агрессивны, чем девочки.

Наоборот, оказалось, что физическую агрессию чаще проявляют легкоатлеты, причем именно девочки. В то же время, баскетболистам больше свойственна обидчивость. Легкоатлеты-девочки более склонны к негативизму, чем мальчики, а баскетболистки чаще мальчиков проявляют вербальную агрессию, хотя последние, в свою очередь, могут проявлять больше агрессии физической.

2. Гипотеза о том, что девочки в баскетболе более агрессивны, чем мальчики в легкой атлетике, подтвердилась отчасти. Девочки-баскетболистки проявляют больше негативизма, подозрительности и обидчивости, однако мальчики-легкоатлеты проявляют заметно больше физической агрессии. 

3. Также выявилось, что физическую агрессию чаще проявляют мальчики (и это не зависит от вида спорта), а девочки в целом более обидчивы. 

4. Не выявилось явных связей между личностными особенностями и проявлениями агрессии.

Представленные выводы мы не склонны считать окончательными. Возможные погрешности результатов исследования могут быть объяснены, по нашему мнению, относительно небольшой выборкой, что подтверждает целесообразность ее увеличения в дальнейших исследованиях. 

Кроме того:

  • во-первых, разница в оценке физической агрессии по данным проведенного психологического тестирования спортсменов и по данным анкетирования тренеров требует дополнительного объяснения, например, по итогам наблюдения за реальной тренерской практикой;
  • во-вторых, слабые представления тренеров о способах профилактики и преодоления агрессии подтверждают необходимость повышения уровня психологической образованности и тренеров, и спортсменов.

При этом для баскетболистов актуальна, прежде всего, профилактика обидчивости, для легкоатлетов важен поиск «легальных» способов выхода физической агрессии (возможности «спустить пар»). Приемлемыми формами решения указанных задач будут, на наш взгляд, в первом случае групповые коммуникативные тренинги, во втором – индивидуальные (хотя возможны и групповые) практики как традиционно релаксационного характера, так и направленные на организацию безопасного пространства для проживания агрессии, например, через крик, битье по боксерским грушам и т.д.


Список литературы:
  1. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с. 
  2. Богинская, Л. В. Агрессивное и аутоагрессивное поведение подростков с девиантным поведением / Л. В. Богинская // Вестник Таганрогского имени А. П. Чехова. – Таганрог, 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-i-autoagressivnoe-povedenie-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem/viewer (дата обращения: 23.09.2023).
  3. Колосова, С. Л.  Детская агрессия / С. Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  4. Психологический лексикон: энцикл. словарь в шести томах; ред.-сост. Л. А. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского. – М., 2006. – URL: https://psychology_lexicon.academic.ru/3/Агрессивность (дата обращения: 23.09.2023).
  5. Сафонов, В. К. Агрессия в спорте  В. К. Сафонов.  – СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2003. – 159 с.

Информация об авторах:

Саврасова Ксения Александровна ‒ методист многофункционального центра развития детей, филиала Челябинского цинкового завода, e-mail: savrasova969696@mail.ru

Костенок Павел Иванович – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного университета физической культуры, e-mail: kp1967@mail.ru


Опубликовано на сайте журнала 22 декабря 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/66

Журнал, в котором опубликована статья: