Представлен корреляционный анализ показателей физического развития и физической подготовленности (развития физических качеств) мальчиков 6-10 лет г. Челябинск (регион Южного Урала) с высоким уровнем двигательной активности (занимаются в спортивных секциях).
В исследовании приняло участие 258 мальчиков, не менее 40 человек в каждой из 5 возрастных групп.
Было выявлено, что в дошкольном возрасте (6 лет) имеет место выраженная взаимосвязь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями. В 7-летнем возрасте установлена сильная статистическая взаимосвязь между длиной тела и мышечной и жировой массой. В 8-летнем возрасте увеличивается значимость состава тела: масса тела имела сильную корреляционную засвязь с жировой массой и среднюю – с развитием силы (динамометрия); рост тела в дину был сопряжен с развитием качества выносливости (результат в 6-ти минутном беге).
С увеличением стажа занятий спортом и времени тренировочных занятий на возрастном отрезке 9-10 лет усиливаются взаимосвязи, характеризующие процессы развития: между длиной и массой тела, массой тела и мышечной и жировой массой. Появляется обратная корреляционная зависимость между параметрами состава тела (жировой массы) и развитием скоростно-силовых качеств (тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту»), быстроты («челночный бег»). Увеличение размеров тела сопровождалось развитием дыхательной системы, показатель жизненной емкости легких коррелировал с результатами челночного бега.
Быков Е. В., Балберова О. В., Сидоркина Е. Г., Закарюкин Ю. Е.,
Сахаров М. Е., Гневашев Е. А., Соболева Е. А., Чипышев А. В.,
Сапожникова Н. В., Кошкина К. С., Краснобаев И. В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск
Введение.
Состояние здоровья населения страны является основным приоритетом государства. Принят ряд Национальных и федеральных проектов, в частности, нацпроект «Демография», направленных на увеличение продолжительности и качества жизни, снижение смертности лиц трудоспособного возраста, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни [10]. В основе достижения этих целевых показателей согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» лежит увеличение числа систематически занимающихся физической культурой и спортом [14].
Дети являются контингентом, наиболее чувствительным к любым не только позитивным, но и отрицательным влияниям на их здоровье, включая уровень двигательной активности, психоэмоционального напряжения, особенности питания, наличия «вредных привычек», экологических и других факторов [2, 3, 7, 9, 12, 13, 15, 16]. В этой связи актуальным является изучение состояния различных компонентов здоровья детей, в частности, физического развития и физической подготовленности, особенно применительно к конкретному региону и уровню здоровья ребенка [1, 6, 8, 11, 17, 18].
Ранее нами было проведено исследование этих показателей у мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста (6-10 лет) г. Челябинска с учетом уровня их двигательной активности. Результаты оценки физического развития и физической подготовленности мальчиков с высоким уровнем двигательной активности (занимающихся в спортивных школах) представлены нами в публикациях [4, 5]. В настоящей статье мы приводим результаты анализа взаимосвязей показателей, изученных в рамках проведенного исследования.
Организация и методы исследования.
Исследования по оценке физического развития мальчиков в возрасте 6–10 лет были проведены на базе научно-исследовательского института Олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры (март-апрель 2022 г.) и на базе спортивных школ и организаций дошкольного и дополнительного образования г. Челябинск (таблица 1).
Таблица 1 – Наименование спортивной школы, организации
№ | Название спортивной школы (организации) |
1 | МБУ СШ по футболу «МЕТАР» |
2 | МБУ СШОР по футболу «Сигнал» |
3 | МБУ СШ по футболу «Академия футбола» |
4 | МБУ СШОР по хоккею |
5 | МБУ «СШ по теннису им. Б. Маниона» |
6 | МБУ «СШ по художественной гимнастике «Гармония» |
7 | МБУ «СШОР № 4 по спортивной гимнастике» |
8 | МБУ «СШОР № 2 по лёгкой атлетике имени Л.Н. Мосеева» |
9 | СК боевых искусств «Пересвет» |
10 | МБДОУ «Детский сад № 382» |
11 | МАДОУ «Детский сад № 68» |
12 | МБУ «СШОР ЧТЗ по гимнастике»: |
Всего в исследовании приняли участие 258 человек, в каждой возрастной группе – не менее 40 человек. Получено информированное согласие родителей детей на проведение исследований и использование их результатов.
Проведено исследование показателей физического развития с определением компонентного состава тела:
Обследование каждого ребенка начинается с установления его календарного возраста на момент обследования. Возрастная группировка предполагает определение возраста ребенка с точностью до дня. Для этого необходимо из даты осмотра вычесть дату рождения ребенка. Затем определяется возрастная группа, например, к 7-летним детям относятся дети с возрастом от 6 лет 6 мес. 0 дней до 7 лет 5 мес., 30 дней; к 8-летним относятся дети в возрасте от 7 лет 6 мес.) 0 дней до 8 лет 5 мес. 30 дней и т.д.
Проведена оценка развития физических качеств быстроты, выносливости, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей, которая включала в себя следующие тесты:
Подробно все методы исследования описаны ранее [4, 5].
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась парным сравнением групп с использованием параметрического теста Стьюдента. В качестве меры центральной тенденции использовали среднее арифметическое (Х), а в качестве меры рассеяния – стандартное отклонение (σ).
Для выяснения взаимосвязи между показателями физического развития и физической подготовленности детей 7–10 лет был использован корреляционный и факторный анализ. Величина коэффициента корреляции отражает силу связи.
При оценке связи коэффициентов корреляции между параметрами функциональной подготовленности спортсменов использовали шкалу Чеддока (таблица 2).
Таблица 2 – Шкала Чеддока (анализ силы связи между переменными)
Значение | Интерпретация | р |
0–0,30 | очень слабая | - |
0,310–0,50 | слабая | - |
0,51–0,70 | средняя | р < 0,05 |
0,71–0,90 | высокая | р < 0,01 |
0,91–1,0 | очень высокая | р < 0,001 |
Результаты исследования.
В возрасте 6 лет у мальчиков отмечена сильная корреляционная связь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями: масса тела с мышечной массой (r = 0,82), с жировой массой (r = 0,84), среднюю статистическую взаимосвязь имел индекс массы тела с мышечной (r = 0,61) и жировой массой (r = 0,68) (таблица 3).
В 7-летнем возрасте у мальчиков увеличивается количество параметров, характеризующих особенности роста и развития организма (таблица 4): установлена сильная статистическая взаимосвязь между длиной тела и мышечной (r = 0,93) и жировой массой (r = 0,86), и средняя зависимость между массой тела и мышечной (r = 0,67) и жировой массой (r = 0,66). Это обусловлено, в первую очередь, скачком роста у мальчиков в этом возрасте [4], а также увеличением уровня двигательной активности (все дети занимались в спортивной секции).
Результаты анализа в 8-летнем возрасте у мальчиков дают основание для вывода о сохранении высокой степени роста и развития их организма [4], но при этом увеличивается влияние жирового компонента: масса тела имела сильную корреляционную зависимость с жировой массой (r = 0,76) и среднюю зависимость с мышечным компонентом (r = 0,62). Кроме этого, силовой показатель (динамометрия) имел средние корреляционные значения с параметрами мышечного компонента (r = 0,54) и роста (r = 0,55), длина тела также имела среднюю статистическую зависимость с 6-минутным бегом (r = 0,53) (таблица 5).
Изменения корреляционных взаимосвязей на возрастном отрезке в 9 и 10 лет при увеличении стажа тренировок и увеличении времени тренировочных занятий отразились в виде увеличения корреляционных зависимостей между исследуемыми параметрами (таблицы 6, 7). Гораздо значительнее по сравнению с 8-летним возрастом усилились взаимосвязи, характеризующие процессы развития: корреляционная зависимость между длиной и массой тела в 10 лет (r = 0,74), между массой тела и мышечной массой (9 лет: r = 0,78) (10 лет: r = 0,91), между массой тела и жировой массой (9 лет: r = 0,78) (10 лет: r = 0,75), между массой тела и ИМТ (9 лет: r = 0,89) (10 лет: r = 0,91). Появляется обратная корреляционная зависимость между параметрами жировой массы и тестом «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту» (9 лет: r = -0,52) (10 лет: r = -0,57). Кроме этого, тест «челночный бег» имел средние корреляционные значения с параметрами, отражающими функциональные возможности дыхательной системы (ЖЕЛ, r = 0,55) и с параметрами жировой массы (r = - 0,59).
Заключение.
Показатели физического развития достаточно точно характеризуют состояние здоровья ребенка на разных этапах онтогенеза. Важное значение имеет гармоничность развития. В том аспекте существенный интерес представляет изучение корреляционных взаимосвязей отдельных параметров между собой в возрастной динамике.
Проведенный нами анализ позволил выявить роль двигательной активности, в частности, занятий в спортивных секциях, на рост и развитие мальчиков 6-10 лет.
Нами выявлено, что в дошкольном возрасте (6 лет) имеет место выраженная взаимосвязь компонентного состава тела с массо-ростовыми показателями. В 7-летнем возрасте установлена сильная статистическая взаимосвязь между длиной тела и мышечной и жировой массой. В 8-летнем возрасте увеличивается значимость состава тела: масса тела имела сильную корреляционную связь с жировой массой и среднюю – с развитием силы (динамометрия); рост тела в дину (показатель длина тела) сопряжен с развитием качества выносливости (результат в шестиминутном беге).
С увеличением стажа занятий спортом и времени тренировочных занятий на возрастном отрезке 9-10 лет усиливаются взаимосвязи, характеризующие процессы развития: между длиной и массой тела, массой тела и мышечной и жировой массой. Появляется обратная корреляционная зависимость между параметрами состава тела (жировой массы) и развитием скоростно-силовых качеств (тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту»), быстроты («челночный бег»). Увеличение размеров тела сопровождалось развитием дыхательной системы, показатель ЖЕЛ также коррелировал с результатами челночного бега.
Представленные особенности физического развития и взаимосвязей различных его параметров между собой у городских мальчиков 6-10 лет Челябинска (регион Южного Урала), занимающихся спортом, могут быть использованы для оценки роста и развития детей младшего школьного возраста, в процессе спортивного отбора, в сравнительном аспекте – с детьми, не занимающимися спортом, и имеющих низкую двигательную активность. Интерес представляет проведение в последующем сопоставительного анализа этих показателей с результатами исследований в других регионах.
Авторы выражают благодарность руководству и педагогическому составу всех учреждений за помощь в организации и проведении исследований.
Балберова Ольга Владиславовна – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Телефон: 83512170958.
Эл. почта: olga-balberova@mail.ru.
Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Телефон: 8(351)2170358.
Эл. почта: bykovev@uralgufk.ru.
Гневашев Егор Александрович – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Закарюкин Юрий Евгеньевич – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Кошкина Ксения Сергеевна – лаборант-исследователь НИИ олимпийского спорта, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Краснобаев Иван Владимирович – аспирант, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Телефон: 89129271657.
Сапожникова Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Сахаров Максим Евгеньевич – лаборант исследователь НИИ олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Сидоркина Елена Геннадьевна – научный сотрудник НИИ олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Соболева Елена Александровна – старший преподаватель кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.
Чипышев Антон Викторович – кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе 1.