Оценка уровня профессионального развития инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций (ДОО) региона Челябинской области

Рассматривается актуальная проблема профессионального развития инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций (ДОО) региона Челябинской области г. Златоуста. Представлен диагностический инструментарий, разработанный для выявления профессиональных дефицитов (затруднений) инструкторов по физической культуре ДОО, включающий в себя: тестовые карты по самооценке, экспертную оценку по выявлению профессиональных дефицитов, а также тестовые задания разного уровня сложности для оценки профессиональных компетенций: предметных, метапредметных, методических, психолого-педагогических, ИКТ-компетенций. На основе данных проведенного социологического исследования (анкетирования), выявлены профессиональные дефициты, выполнен анализ имеющегося уровня сформированности профессиональных компетенций, определены предпочитаемые инструкторами по физической культуре ДОО формы устранения профессиональных дефицитов.

Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [7] и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 (далее – ФОП ДО) [9], большое внимание уделяется образовательной области «Физическое развитие», организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Ведущая роль в реализации происходящих перемен, несомненно, принадлежит педагогу, который в соответствии со статьей 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в РФ» «обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных дисциплин, предметов, курсов в соответствии с утвержденной программой...» [10].

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н) определяет компетентность современных педагогов дошкольных организаций как «способность успешно действовать, решать профессиональные задачи развития воспитанников в разных формах образовательного процесса» [8].

В Профессиональном стандарте педагога, раскрывающем основные трудовые функции педагога, подробно изложена развивающая деятельность педагога и необходимые умения, которыми педагог должен обладать. В числе основных рассматривается «умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся» [8]. По мнению С. М. Зыряновой (2020), «педагогический работник дошкольной образовательной организации на ряду с педагогами других образовательных учреждений в равной степени обеспечивает (или должен обеспечивать) прогрессивное движение современного образования» [2].

Важно заметить, что ни одна из педагогических профессий не требует владения таким спектром знаний, умений и навыков, как профессионально-педагогических, так и методических, как профессия педагога дошкольного образования. «Современному детскому саду необходим педагог – профессионал, поскольку именно он закладывает основы физического воспитания, развития и обучения ребёнка» [3; 4; 5; 6].

Между тем, как показали результаты опроса руководителей ДОО в значительной части детских садов, осуществлявших обновление оборудования и современных образовательных и оздоровительных технологий, большинству педагогов пока не удалось адаптироваться к современным запросам общества. Так, например, в рамках профессиональной деятельности затруднения у педагогов ДОО проявляются: в низком уровне (или отсутствии) мотивации и психологической готовности к изучению и внедрению ФГОС ДО [7], ФОП ДО [9], реализации образовательной области «Физическое развитие» с учетом требований ФГОС ДО [7] и ФОП ДО [9]; в неумении осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса; в неумении некоторых педагогов самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами обучения. Педагоги испытывают затруднения в разработке и реализации индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей дошкольников или владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренными детьми, попавшие в трудные жизненные ситуации, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ [11; 12]. Наблюдается пассивность педагогов в самообразовании и трансляции своего педагогического опыта; отсутствие профессионально-педагогической рефлексии в целях определения проблемного поля и дальнейшего преобразования своей профессиональной деятельности [2].

В целом, «система физического воспитания в ДОО функционирует все еще недостаточно эффективно и не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, ни тем более психофизиологического развития ребенка» [3; 5; 6; 12]. Кроме того, во многих дошкольных учреждениях проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели, что, приводит к снижению качества проводимых занятий по физической культуре и других форм физического воспитания [4].

Таким образом, на сегодняшний день проблема профессионального развития, повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных. Становится очевидным, что если удастся диагностировать уровень профессионального развития педагога, выявить имеющиеся пробелы (дефициты) в знаниях и умениях, обеспечивающих выполнение трудовых действий, то появится возможность оказать адресную помощь педагогу ДОО, повысить уровень его профессиональной подготовки и создать условия для повышения результативности его профессиональной деятельности. Реализация данного посыла возможна через проведение диагностики и последующей оценки уровня профессионального развития педагогических работников – инструкторов по физической культуре.

Цель исследования заключалась:

  • в выявлении профессиональных дефицитов;
  • оценки имеющегося уровня сформированности профессиональных компетенций;
  • определении предпочитаемых форм устранения профессиональных дефицитов.

Организация и методы исследования. Диагностика профессиональных дефицитов инструкторов физической культуры проводилась в сентябре-октябре 2022 г. с участием 20 человек, осуществляющих профессиональную деятельность в дошкольных образовательных организациях г. Златоуста (регион Челябинской области). Стаж работы инструкторов по физической культуре составлял от одного года до двадцати пяти лет. Были определены направления диагностики профессиональных дефицитов инструкторов по физической культуре: предметные, метапредметные, методические, психолого-педагогические, ИКТ-компетенции, которые, в свою очередь, связаны с трудовыми функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Педагог» [8]. По каждому направлению профессиональных дефицитов были разработаны тестовые задания, которые имели определенное количество и различный уровень сложности (таблица 1).

Таблица 1 – Структура диагностических (контрольно-измерительных) материалов (тестов), для определения уровня сформированности       профессиональных компетенций инструкторов по физической культуре ДОО и выявления профессиональных дефицитов

Название профессиональной компетенции

Количество

заданий 

Уровень

сложности

Количество баллов

Предметные

компетенции

20

10 заданий – Б;

5 заданий – П;

5 заданий – В

0-10

0-10

0-15

Всего: 0-35 баллов

Метапредметные

компетенции

10

4 задания – Б;

3 задания – П;

3 задания – В

0-4

0-6

0-9

Всего: 19 баллов

Методические

компетенции

20

10 заданий – Б;

5 заданий – П;

5 заданий – В

0-10

0-10

0-15

Всего: 35 баллов

Психолого-педагогические компетенции10

4 задания – Б;

3 задания – П;

3 задания – В

0-4

0-6

0-9

Всего: 19 баллов

ИКТ-компетенции20

10 заданий – Б;

5 заданий – П;

5 заданий – В

0-10

0-10

0-15

Всего: 35 баллов

Примечание: Б – базовый уровень; П – повышенный уровень; В – высокий уровень;

1 балл – за задание базового уровня; 2 балла – за задания повышенного уровня; 3 балла – за задания высокого уровня

Нами была разработана карта для самодиагностики с целью определения уровня соответствия профессионального развития инструкторов по физической культуре требованиям, установленным в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н) [8] трудовыми функциями, предусматривающая использование балльной шкалы оценки от 1 (низкий уровень) до 4 (высокий уровень).

Для диагностики выявления уровня способностей педагогов к профессиональному развитию в соответствии с трудовой функцией «Проведение занятий по физической культуре с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей» была разработана экспертная карта. Уровень соответствия профессионального развития педагогов обозначенной трудовой функции определяли члены экспертной комиссии, в которую вошли педагоги со стажем работы более 10 лет. Оценивание каждого показателя проводилось по трехбалльной шкале, где 1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень.

На основе выявленного уровня профессионального дефицита и соответствия уровня профессионального развития трудовым функциям и действиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [8], разрабатывался индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) профессионального развития для каждого педагога.

Результаты исследования. При выявлении профессиональных дефицитов при оценке предметных компетенций, было установлено, что большинство инструкторов по физической культуре, или 12 человек (60 %) имеют «высокий» уровень профессиональных дефицитов, что свидетельствует о слабой подготовке педагогов, которая позволяет выполнять только задания преимущественно базового уровня сложности. У 6 человек, или 30 %, был определен «средний» уровень профессиональных дефицитов, что также свидетельствует о недостаточной подготовке педагогов, которая позволяет выполнять задания базового и частично продвинутого уровня сложности. И лишь у 2 человек, или 10 % был выявлен «низкий» уровень профессиональных дефицитов при оценке предметных компетенций, что говорит о достаточной подготовке инструкторов по физической культуре, которая обеспечивает выполнение заданий всех уровней сложности (таблица 2; рисунок 1).

Таблица 2 – Уровень профессионального дефицита инструкторов по физической культуре ДОО (сентябрь-октябрь 2022 г.); в %

Профессиональные компетенции

Высокий

уровень

Средний уровеньНизкий уровень

Отсутствие

профессионального дефицита

Кол-во педагогов, имеющих профессиональные дефициты
Кол-во чел%Кол-во чел%Кол-во чел%Кол-во чел%

Предметные

компетенции

1260 %630 %210 %00 %

Метапредметные

компетенции

1365 %420 %315 %00 %

Методические

компетенции

1680 %210 %210 %00 %
Психолого-педагогические компетенции1155 %525 %420 %00 %
ИКТ-компетенции1575 %420 %15 %00 %

Выявлении профессиональных дефицитов при оценке метапредметных компетенций, было установлено, что большинство педагогов, или 13 человек (65 %) имеют «высокий» уровень профессиональных дефицитов, что свидетельствует о слабой подготовке инструкторов по физической культуре, которая позволяет выполнять только задания преимущественно базового уровня сложности. У 4 человек, или 20 %, был определен «средний» уровень профессиональных дефицитов, что также свидетельствует о недостаточной подготовке педагогов, которая позволяет выполнять задания базового и частично продвинутого уровня сложности. И лишь у 3 человек, или 15 % был выявлен «низкий» уровень профессиональных дефицитов при оценке предметных компетенций, что говорит о достаточной подготовке инструкторов по физической культуре, которая обеспечивает выполнение заданий всех уровней сложности (таблица 2; рисунок 1).

Фото
Рисунок 1 – Распределение педагогов по уровню профессиональных дефицитов (%)

Выявленный «высокий» уровень дефицита методических (16 человек, или 80 %), психолого-педагогических (11 человек, или 55 %), ИКТ-компетенций (15 человек, или 75 %) педагогов ДОО определил неумение инструкторов по физической культуре решать стандартные профессиональные задачи. Определенный «средний» уровень дефицита методических (2 человека, или 10 %), психолого-педагогических (5 человек, или 25 %), ИКТ-компетенций (4 человека, или 20 %) выявил неумение решать профессиональные задачи в новых условиях. Обнаруженный «низкий» уровень дефицита методических (2 человека, или 10 %), психолого-педагогических (4 человека, или 20 %), ИКТ-компетенций (1 человек, или 5 %) педагога обозначил неумение решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях (таблица 2; рисунок 1).

Педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и реализующих образовательную область «Физическое развитие» у которых имеется отсутствие профессионального дефицита выявлена не было ни в одном направлении из рассматриваемых (таблица 2).

В начале исследования по разработанной нами карте, была организована самодиагностика специалистов – инструкторов по физической культуре с целью определения уровня своего профессионального развития на соответствие требованиям, установленным в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н) по 4-х балльной шкале оценок показал, что в основном большинство педагогов оценили свой уровень соответствия как «удовлетворительный» при оценке всех трех трудовых функций (таблица 3; рисунок 2).

Таблица 3 – Распределение респондентов опытной группы по 4-х балльной шкале оценки по уровню профессионального развития на основе карты для самодиагностики (в единицах; в %) в начале исследования

Трудовые функции

(действия)

Опытные группы

Уровень профессионального развития

педагога ДОО

1 – «Низкий»2 – «Ниже среднего»3 – «Средний»4- «Высокий»

1 Трудовая функция

«Организация двигательной деятельности воспитанников»

ЭГ (n=20)0 (0 %)4 (20 %)13 (65 %)3 (15 %)
2 Трудовая функция «Проведение физкультурно-оздоровительной работы»ЭГ (n=20)0 (0 %)5 (25 %)11 (55 %)4 (20 %)

3 Трудовая функция

«Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам физического воспитания дошкольников»

ЭГ (n=20)0 (0 %)7 (35 %)11 (55 %)2 (10 %)
Фото
Рисунок 2 – Соотнесение уровня профессионального развития педагогов экспериментальной группы в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог» на основе карты самодиагностики (в %) в начале исследования

Примечание: 1 ТФ – первая трудовая функция (таблица 12);

2 ТФ – вторая трудовая функция (таблица 12); 3 ТФ – третья трудовая функция (таблица 12)

Одной из важных трудовых функций инструктора по физической культуре является функция «Проведение занятий по физической культуре с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей». С помощью экспертной оценки по разработанной нами экспертной карте, была проведена в начале исследования оценка специалистов с целью выявления уровня развития их профессиональных умений в соответствии с обозначенной функцией. Анализ результатов экспертной оценки показал следующее. В основном, 9 педагогов, или 45 % имели в начале исследования «средний» уровень сформированности умений проводить занятия по физической культуре с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей, у 7 педагогов, или 35 % человек были выявлен «низкий уровень» сформированных умений и лишь у 4 педагогов, или 20 % был обнаружен «высокий» уровень сформированных исследований (таблица 4; рисунок 3).

Таблица 4 – Определение уровня сформированности профессиональных умений педагогов в соответствии с экспертной картой «Выявление способностей инструктора (воспитателя) по физической культуре к профессиональному развитию в соответствии с трудовой функцией «Проведение занятий по физической культуре с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей» (экспертная оценка: балл; кол-во педагогов в %) в начале исследования

Трудовая функцияУровень сформированности профессиональных умений ЭГ (n=20)
Низкий (%)Средний (%)Высокий (%)
«Проведение занятий по физической культуре с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей»7 (35 %)9 (45 %)4 (20 %)
Фото
Рисунок 3 – Уровень сформированных профессиональных умений инструкторов по физической культуре в соответствии с трудовой функцией «Проведение занятий по физической культуре с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей» в начале исследования (в %)

Далее, по разработанным нами тестовым заданиям, структура которых представлена в таблице 1, мы определяли у педагогов уровень сформированности профессиональных компетенций в начале исследования: предметных, метапредметных, методических, психолого-педагогических, ИКТ-компетенций (таблица 5). Анализ результатов определил, что большинство специалистов в начале исследования в основном имели «средний» уровень сформированности во всех кластерах выделенных нами профессиональных компетенций. Так, доля педагогов, имеющих «средний» уровень сформированности предметных компетенций, составила 8 человек, или 40%, метапредметных компетенций – 9 человек, или 45 %, методических компетенций 6 человек, или 30 %, психолого-педагогических компетенций – 8 человек, или 40 %, ИКТ-компетенций – 6 человек, или 30 % (таблица 5; рисунок 4). Также, были выявлены педагоги, которые имели «низкий» уровень сформированности профессиональных компетенций во всех выделенных нами кластерах, входящих в состав профессиональных компетенций, что составило: 8 человек, или 40 % – «низкий» уровень сформированности предметных компетенций, 9 человек, или 45 % – метапредметных компетенций; 9 педагогов, или 45 % – методических компетенций, 7 педагогов, или 35 % – психолого-педагогических компетенций и 12 педагогов, или 60 % – ИКТ-компетенций (таблица 5; рисунок 4).

Таблица 5 – Уровень сформированности профессиональных компетенций инструкторов по физической культуре в начале исследования (в %)

Профессиональные компетенцииУровень сформированности профессиональных компетенций ЭГ (n=20)
Низкий (%)Средний (%)Высокий (%)
Предметные компетенции8 (40 %)8 (40 %)4 (20 %)
Метапредметные компетенции9 (45 %)9 (45 %)2 (10 %)
Методические компетенции9 (45 %)6 (30 %)5 (25%)
Психолого-педагогические компетенции7 (35 %)8 (40 %)5 (25 %)
ИКТ-компетенции12 (60 %)6 (30 %)2 (20%)

Педагогов, имеющих «высокий» уровень сформированности профессиональных компетенций во всех кластерах, было выявлено наименьшее количество и составило – 4 человека, или 20 % – имели на начало исследования «высокий» уровень сформированности предметных компетенций, 2 педагога, или 10 % – метапредметных компетенций, 5 педагогов, или 25 % - методических компетенций, 5 педагогов, или 25 % - психолого-педагогических компетенций, 2 педагога, или 20 % – ИКТ-компетенций (таблица 5; рисунок 4).

Фото
Рисунок 4 – Доля педагогов (инструкторов по физической культуре), в соответствии с уровнем сформированности профессиональных компетенций в начале исследования (в %)

По количеству набранных баллов видно, что педагоги в начале исследования продемонстрировали знания и умения в основном на базовом и, частично, повышенном уровне по всем выделенным направлениям компетенций. Наибольшие затруднения вызвали у педагогов задания повышенного и высокого уровня (таблица 6).

Таблица 6 – Распределение баллов, набранных педагогами за тестовые задания по уровню сложности в начале исследования (баллы)

Профессиональные компетенцииКоличество заданийУровень сложностиУровень сложности (средний балл по группе)
Базовый (кол-во чел; %)Повышенный (кол-во чел; %)Высокий (кол-во чел; %)Сумма баллов

Предметные

компетенции

20

10 заданий – Б;

5 заданий – П;

5 заданий – В

8,27,46,822,4

Метапредметные

компетенции

10

4 задания – Б;

3 задания – П;

3 задания – В

2,83,55,411,7

Методические

компетенции

20

10 заданий – Б;

5 заданий – П;

5 заданий – В

7,66,66,420,6
Психолого-педагогические компетенции10

4 задания – Б;

3 задания – П;

3 задания – В

3,13,96,213,2
ИКТ-компетенции20

10 заданий – Б;

5 заданий – П;

5 заданий – В

6,45,15,216,7

На констатирующем этапе одной из задач было выяснение соотношение потребности педагогов (инструкторов по физической культуре в профессиональном развитии, способах его получения (формальное, неформальное, информальное)) и наиболее для них привлекательных форм взаимодействия. Диагностика осуществлялась с помощью анкетного опроса.

Анализ полученных результатов показал, что педагоги (инструктора по физической культуре ДОО в основном предпочитают развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции, осуществлять свой профессиональный рост, преодолевать профессиональные дефициты через неформальное образование – 9 человек, или 45 % опрошенных. Кроме того, 6 человек, или 30 % педагогов выбрали наиболее предпочитаемый ими способ получения образования и развития профессиональных компетенций, а также преодоления профессиональных дефицитов – формальное (традиционное образование) и 5 человек, или 25 % предпочли информальное образование (таблица 7; рисунок 5).

Таблица 7 – Предпочитаемые формы и методы преодоления профессиональных дефицитов, выбранные педагогами (инструкторами по физической культуре) (кол-во человек в %; по результатам анкетного опроса)

Средства и методы преодоления профессионального дефицитаОпытная группа (n=20)
Количество человекВ % соотношении

Предпочитаемые виды образования и преодоления профессиональных дефицитов,

профессионального роста

Формальное (традиционное) образование630 %
Неформальное образование945 %
Информальное образование525 %
Предпочитаемые формы преодоления профессиональных дефицитов
Курсы повышения квалификации (переподготовки)735 %
Стажировка630 %
Семинар1680 %
Консультация1050 %
Самообразование1260 %
Взаимопосещение занятия20100 %
Мастер-класс20100 %
Вебинар20100 %
Тренинг20100 %
Форум20 100 %
Научно-практическая конференция840 %
Круглый стол420 %
Научная публикация420 %
Творческая группа1155 %
Профессиональный конкурс525 %
Работа с наставником1155 %
Работа в качестве наставника315 %
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)1575 %
Фото
Рисунок 5 – Соотношение потребности педагогов (инструкторов по физической культуре ДОО в получении образования различного вида, для преодоления профессиональных дефицитов и профессионального роста (в %) (по результатам анкетного опроса)

Наиболее предпочитаемыми средствами, методами и формами преодоления профессиональных дефицитов педагоги – инструктора по физической культуре назвали такие как: участие в мастер-классах, вебинарах, тренингах, форумах, взаимопосещение занятий – 20 человек (100%). Кроме того, большой интерес вызвали такие формы взаимодействия как семинар, ее выбрали 16 человек, или 80 % и разработка индивидуального образовательного маршрута профессионального роста, которая заинтересовала 15 педагогов, или 75 %. Остаются востребованными среди педагогов и такие формы, как работа с наставником, ее предпочли 11 человек, или 55 %, а также участие в творческой группе – была выделена 11 педагогами, или 55 % участников эксперимента. Необходимо отметить, что значительная часть педагогов – 12 человек, или 60 %, предпочитают преодолевать профессиональные дефициты через самообразование. Остаются востребованными среди педагогов такие формы, как курсы повышения квалификации, которую предпочли 7 человек, или 35 % опрошенных и стажировка, ее отметили 6 педагогов, или 30 % человек. Менее востребованными, но интересными для педагогов, оказались такие формы, как научно-практическая конференция (предпочли лишь 8 человек, или 40 %), круглый стол (4 человека, или 20 %), научная публикация (4 человека, или 20 %), что говорит, о необходимости и мотивации педагогов на развитие научно-исследовательских компетенций (таблица 7; рисунок 6). Полученные предпочтения педагогов учитывались нами при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Фото
Рисунок 6 – Предпочитаемые формы преодоления профессиональных дефицитов инструкторов (воспитателей) по физической культуре ДОО (в %)

Выводы. 

1 Разработана структура и содержание диагностических контрольно-измерительных материалов, включающих тестовые задания различного уровня сложности, экспертные карты, а также карты самодиагностики, направленные для выявления профессиональных дефицитов и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций инструкторов по физической культуре ДОО. Подготовлены карты индивидуального образовательного маршрута, способствующие уровню профессионального роста педагогов.

2 Результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, направленной на выявление профессиональных дефицитов инструкторов по физической культуре показали, что большинство педагогов имеет различные дефициты, связанные с реализацией ФГОС ДО и ФОП ДО при осуществлении образовательной области «Физическое развитие» в ДОО г. Златоуста. В этой связи необходимы организация адресной помощи педагогам, испытывающим профессиональные затруднения, а также пересмотр и трансформация системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов, которая должна быть направлена как на повышение качества дошкольного образования в целом, так и качество подготовки педагогических работников новой формации, способных реализовать принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.

3 Анализ результатов, полученных в ходе анкетного опроса, с участием инструкторов по физической культуре ДОО г. Златоуста (регион Челябинской области) показал, что в последнее время усилился интерес со стороны педагогических работников в участии различного рода обучающих краткосрочных мероприятий, которые могут быть отнесены к неформальному образованию (мастер-класс, вебинар, взимопосещение занятий, форум и т.д.), способствующих устранению профессиональных дефицитов, развитию и совершенствованию профессиональных компетенций ряд из которых заканчивается выдачей сертификатов в связи с активизирующейся проблемой педагогического портфолио. Использование карты индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагогов создает дополнительный резерв и возможности для активизации педагогов к профессиональному развитию.

4 Полученные на констатирующем этапе педагогического исследования результаты послужили основой для построения индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов, преодоления профессиональных дефицитов и построения модели методического сопровождения, предназначенной для оказания адресной помощи инструкторам по физической культуре в актуальных для них вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста.


Список литературы:
  1. Вороткова, И. Ю. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности / И. Ю. Вороткова, А. В. Усачева // Педагогическое образование в России. – 2022. –№ 2. – С. 105-112.
  2. Зырянова, С. М. Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации: аспекты управления и методического сопровождения / С. М. Зырянова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (67). – С. 36-45.
  3. Кот, Н. А. Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей / Н. А. Кот // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2011. – № 2. – С. 16-20.
  4. Майдокина, Л. Г. Особенности подготовки будущего педагога по физической культуре к работе с детьми дошкольного возраста / Л. Г. Майдокина, С. В. Тарасова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. – № 5-2. – С. 51-53.
  5. Мищенко, Н. Ю. Применение современных образовательных web-технологий в процессе дополнительной профессиональной подготовки будущих специалистов сферы физической культуры и спорта / Н. Ю. Мищенко // Пути повышения эффективности профессионального образования в сфере физической культуры и спорта : коллективная монография. – Челябинск : УралГУФК, 2023. – Глава 2. – С. 31–55.
  6. Мищенко, Н. Ю. Реализация интегрированного подхода в дошкольном образовании в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (на примере интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Познание») / Н. Ю. Мищенко // Актуальные проблемы физкультурного образования : коллективная монография / под ред.  Л. В. Пигаловой; Г. К. Калугина, М. А. Карпов, Н. Ю. Мищенко, Ан. А. Найн, Н. Г. Новичкова, Л. В. Пигалова, С. Б. Шарманова. – Челябинск : УралГУФК, 2018. – С. 50-66.
  7. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – Режим доступа : https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 06.02.2024).
  8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н). – URL: // http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 10.03.2023)
  9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем [Электронный ресурс]. – URL : chrome – extension: // efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj / https: // niso54.ru / sites / default / files / docs / MMO / 19.01.2022 % 20 % D0 % A4 % D0 % 9E % D0 % 9F % 20 % D0 % 94O.pd (дата обращения: 06.02.2024).
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 272-ФЗ. – М. : Проспект, 2015. – 160 с.
  11. Царегородцева, Е. А. Подходы к устранению профессиональных дефицитов у педагогов детских садов / Е. А. Царегородцева // Личность в профессионально-образовательном пространстве : мат-лы XV Всерос. науч.-практич. конф., 25 ноября 2016 г., [г. Екатеринбург] / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург : РГППУ, 2016. – С. 124-129.
  12. Mischenko, N. Application of fitball-aerobics means in physical education of elder preschool children / N. Mischenko // Physical culture and sport in harmoniously developed personality formation : Monograph / editors. : V. Prystynskyi, T. Pokusa. Opole : Publishing House WSZiA, 2021. – Pp. 142-151.

Информация об авторах:

Мищенко Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры. 
NUMishenko@yandex.ru


Опубликовано на сайте журнала 11 марта 2024. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/index.php/articles/75

Журнал, в котором опубликована статья: