Методологические подходы к обеспечению прав спортсменов на участие в «безопасном спорте» и развитию навыков ненасильственного общения

English? PDF-версия 10 просмотров

В статье дается обзор теоретических и эмпирических исследований межличностных отношений в организованном спорте, раскрывающих различные проблемы, связанные с деструктивными взаимоотношениями между спортсменами, между тренерами и спортсменами, рассматривается проявляющиеся деструктивные взаимоотношения как различные притеснения, представляющие угрозу обеспечения «безопасного спорта». Одновременно с этим обсуждается связь проявления «буллинга» с другими проявлениями деструктивного поведения – агрессией и антисоциальным поведением.

В целях предотвращения распространения и развития данных разрушающих и деструктивных явлений в спорте, необходимо проводить постоянные исследования, результаты которых позволят принимать своевременные профилактические решения. И перед каждым исследованием важно отработать концептуальный инструмент, который бы охватывал эти разрушающие и деструктивные проявления поведения, позволяя выявить или предсказать формирование спортивных притеснений.


Авторы:

Спесивцева О. И.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск


Ключевые слова: Асоциальное поведение, Безопасная среда, Буллинг, Деструктивные межличностные отношения, Преследования в спорте, Травля

Список литературы:
  1. Адомсом, Э. В. Буллинг и его жертвы / Э. В. Адомсом // Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 400 с.
  2. Англо-русский словарь общей лексики «Lingvo Universal». // URL: https://dic.1963.ru/121 (дата обращения: 18.07.2024).
  3. Андронникова, О. О. Психолого-педагогические условия формирования опасных и безопасных форм поведения ребенка. / О. О. Андронникова // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека». – Новосибирск, 19–24 апреля 2011. – Новосибирск: НГПУ. 2011. – С. 248 - 254.
  4. Андронникова, О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков : автореферат на соискание кандидат психологических наук по специальности 19.00.01: Социальная психология. Социально-психологические вопросы судебной психологии. / О. О. Андронникова. – Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т. 2005. – 20 с.
  5. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди. / Ю. М. Антонян // Москва, 2015. – 311 с.
  6. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 2-е изд. Москва [и др.]: Питер, 2006. 527 [1] с.; 24 см.; ISBN 5-469-01216-6. 3.
  7. Арестова, О. Н. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста) / О. Н. Арестова, С. Х. Махмудова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. – №1 – С. 55 - 69.
  8. Афиногенова, С. В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. / С. В. Афиногенова. – Санкт-Петербург, 2007. – 143 с.
  9. Ачкасов, Е. Е. Гигиена физической культуры и спорта. / Е. Е. Ачкасов, И. В. Быков, А. Н. Гансбургский и др. // Под. ред. В. А. Маргазина, О. Н. Семеновой, Е. Е. Ачкасова. – Санкт-Петербург: СпецЛит. 2013. – 255 с.
  10. Ачкасов, Е. Е. Клинические аспекты спортивной медицины. / Е. Е. Ачкасов, Н. Н. Благова, А. Н. Гансбургский и др. // Под ред. В. А. Маргазина. – Санкт-Петербург : СпецЛит. 2014. – 462 с.
  11. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы. / И. А. Баева // Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. Под ред. И. А. Баевой. / И. А. Баева. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – С. 105-118.
  12. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура // Санкт-Петербург : Евразия, 2000. – 320с.
  13. Беляева, Л. А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков / Л. А. Беляева // Вестник ТГПУ. 2011. – № 10 (112). С. 162-165.
  14. Берковиц, Л. Агрессия, причины, последствия и контроль / Л. Берковиц // Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с.
  15. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследования и культурный феномен / А. А.Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. – Т. 10. № 3. – С. 149-159.
  16. Бутовская, М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников / М. Л. Бутовская, Е. Л. Луценко, К. Е. Ткачук // Этнографическое обозрение. 2012. ‒ № 5. – С. 139-150.
  17. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – М.; Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 352 с.
  18. Васина, В. В. Особенности проявления фрустрации в процессе коммуникации у учащихся учреждений профессионального образования разных уровней, склонных к аддикциям. / В. В. Васина, Е. А. Чеверикина, А. Н. Грязнов // Казань : ИПППО РАО. 2014. – 200 с.
  19. Вилкова, А. В. Неблагополучная семья как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие духовно-нравственных ценностей подростков, совершающих правонарушения / А. В. Вилкова // Семейное и жилищное право. 2013. – № 6. – С. 10-11.
  20. Суганов, Г. Влияние физической культуры на психологический климат студенческого коллектива / Г. Суганов [и др.] // Успехи современного естествознания. 2013. – № 10. – С. 214-215.
  21. Волкова, Е. Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, источники, последствия, решения / Е. Н. Волкова // Санкт-Петербург : Книжный дом, 2011. – 248 с.
  22. Газизьянов, Т. А. Развитие критического мышления как способ противодействия негативному информационно-психологическому воздействию / Т. А. Газизьянов, // Материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года. Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 261-264.
  23. Гиро, П. Быт и нравы Древних римлян / П. Гиро // Смоленск : Русич. – 2001. – 576 с.
  24. Гребенюк , А. А. Культурно-исторический анализ переживаний человека эпохи метамодернизма / А. А. Гребенюк // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. – Т. 8. №1 (26). – С. 326-330.
  25. Гузаиров, Д. Р. Основные причины травм в спорте. / Д. Р. Гузаиров, Ш. А Шамсутдинов // Теория и практика современной науки. – №6 (84). 2022. – С. 103- 106.
  26. Гуренкова, Т. Н. Методические рекомендации по диагностике суицидального поведения / Т. Н. Гуренкова, О. Ю. Голубева, А. А.Тарасова // Москва : ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», 2009. – 108 с.
  27. Десяткина, Л. Ю., Десяткина И. В. Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование межличностных взаимоотношений в студенческой группе / Л. Ю. Десяткина, И. В. Десяткина // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 64-66.
  28. Джамгаров, Т. Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений / Т. Т. Джамгаров // Психология и современный спорт. М., 1982. – С. 112-128.
  29. Дериш, Ф. В. Симптомокомплекс «Тѐмная триада» во взаимосвязи с базовыми свойствами личности / Ф. В. Дериш // Вестник Пермского государственного социально-гуманитарного университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. – № 1. – С. 18-28.
  30. Доци, Т. Спорт для всех / Т. Доци // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. – Москва : ЮНЕСКО, МАГИСТ-ПРЕСС, 2011. – С. 422-441.
  31. Драндров, Г. Л. Место и роль агрессивности и агрессии в спортивной деятельности / Г. Л. Драндров // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. – № 8. – С.100-105.
  32. Егорова, М. С. Тѐмная триада / М. С. Егорова, М. А.Ситникова // Психологические исследования: [сайт]. 2014. – № 7 (38). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.08.2024). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки 2022. – № 3.
  33. Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С. Н. Ениколопов, Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова // Москва, 2014. – 492 с.
  34. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – Москва : Джангар, 2012. – 864 с.
  35. Зимбардо Ф., Коломбе Н. Мужчина в отрыве. Игры, порно и потеря идентичности / Ф. Зимбардо, Н. Коломбе. – Москва, 2017.
  36. Зинцова, А. С. Социальная профилактика кибербуллинга / А. С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2014. – № 3 (35). – С. 122-128.
  37. Иванов, Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. / Н. Я. Иванов, А. Е. Личко // Серия: Выпуск 10. Москва : Фолиум. 1995. – 64 с.
  38. Карабанова, О. А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. / О. А. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. – №3 – С. 54-62.
  39. Карпов, В. Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов / В. Ю. Карпов // Теория и практика физической культуры. 2004. – № 12. – С. 49-53.
  40. Киреев, Г. Н. Сущность насилия. / Г. Н. Киреев // Москва: Прометей, 1990. – 110 с.
  41. Кирюхина, А. Б. Психологическая сущность насилия / А. Б. Кирюхина // Закон и право. 2009. – № 2. – С.50-52.
  42. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. / Ю. А. Клейберг // Москва :Юрайт. 2016. – 290 с.
  43. Ксенофонтова, И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг / И.В. Ксенофонтова // Фольклор и Интернет: сборник статей. – Москва : [б.и.], 2009. – С. 285-294.
  44. Клинические аспекты спортивной медицины. - 2017 (https://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/100489-klinicheskie-aspektysportivnoy-mediciny-kollektiv-avtorov/read/page-1.html).
  45. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006.– № 11. – С.15-18.
  46. Кривцова, С. В. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России / С. В. Кривцова, А. Н. Шапкина, А. А.Белевич // Образовательная политика. 2016. – Т. 3. № 73. – С. 2-25.
  47. Крюкова, Е. Моббинг: слово иностранное, а условия – наши / Е. Крюкова // Служба кадров и персонал. 2005. – № 3. – С. 50-52.
  48. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин // М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
  49. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и план по ее реализации [Электронный ресурс] // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/docs/26901/ – (дата обращения 16 июля 2024).
  50. Корнилова, Т. В. Интуиция и рациональность в уровневой регуляции вербальных прогнозов при принятии решений / Т. В. Корнилова, О. В. Степаносова, E. Л. Григоренко // Вопросы психологии. 2006. – № 2. – С. 126-137.
  51. Котельников, Д. П. Травматология - национальное руководство. / Д. П Котельников – (https://www.cpkmed.ru/materials/El_Biblio/AktualDoc/travmatologija/9.pd)
  52. Кортнева, Ю. В. Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда Шмишека / Ю. В. Кортнева // Москва: ИОИ, 2004. – 240 с.
  53. Краев, Ю. В. Проявление агрессии в спорте / Ю. В. Краев, А. А. Мерзликин // Московский экономический журнал. – 2018. – № 4. – С. 493-499.
  54. Краткий психологический словарь // Москва: Просвещение, 1999. – 134 с.
  55. Кретти, Б. Д. Психология в современном спорте / Б. Д. Кретти, // Москва : Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
  56. Кудрявцев, И. А. Криминальная агрессия. / И. А. Кудрявцев, Н. А. Ратинова // Москва, 2000. – 192 с.
  57. Курбатова, Т. Н. Структурный анализ агрессии / Т. Н. Курбатова // Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. Санкт-Петербург., 1995. – С. 27-28.
  58. Лейн, Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лейн // Детская и подростковая психотерапия // Под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. 2001. – Санкт-Петербург : Питер. – С. 240-274.
  59. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е Личко. // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Санкт-Петербург : Речь, 2009. – 256 с.
  60. Лoзoвaя, Г. В. Тecт нa зaвиcимocть. Мeтoдикa диaгнocтики cклoннocти к 13 видaм зaвиcимocтeй / Г. В. Лoзoвaя // элeктрoн. рecурc. – http://psycabi.net/testy/485- test-na-zavisimost-addiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidamzavisimostej-lozovaya-g-v.
  61. Лоренц, К. Агрессия. / К. Лоренц // Москва, 1994. – 272 с. 62. 
  62. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. Академия, 2010. – 272 с.
  63. Лучинкина, И. С. Психологические особенности личности, включенной в ситуацию буллинга в реальном и виртуальном пространстве / И. С. Лучинкина, А. Э. Фазилова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2019. – № 4 (18). – С. 46-49.
  64. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс // Санкт-Петербург, 2015. – 793 с.
  65. Маркелов, И. П. Проблема агрессивного поведения в спорте / И. П. Маркелов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная реакция. 2017. – Т. 2 – № 2. – С. 121-125.
  66. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина-Пых // М.: Эксмо. 2018. – С. 6-42. 67. 
  67. Медицинский кодекс. Международный олимпийский комитет, Федерация спортивной медицины РФ. – Москва : С. Принт., 1997. – 68 с.
  68. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д.Менделевич – Москва : Медпресс. 2005. – 445 с.
  69. Мур, Б. Психоаналитические термины и понятия. / Б. Мур, Б. Д. Файн // Москва, 2000. – 304 с.
  70. Найденова, Л. А. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» / Л. А. Найденова // Материалы на портале медиаграмотность. URL: http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying (дата обращения: 01.09.2024).
  71. Олвеус, Д. Методика Д. Олвеуса «Буллинг». / Д. Олвеус // URL: https://psychiatrytest. ru/test/oprosnik-d-olveusa-bulling (дата обращения: 05.08.2024).
  72. Одинцова, М. А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции / М. А. Одинцова // Москва: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 256 с.
  73. Олин, И. Вокруг и около спорта политика присутствует всегда / И. Олин, // URL: http://www.grsozidatel.ru/articles/vokrug-i-okolo-sporta-politika. html (дата обращения: 04.08.2024).
  74. Ильин, Е. П. Опросник определения типа темперамента / Е. П. Ильин // Психология индивидуальных различий. – Москва, 2004. – С. 475-81.
  75. Нетребенко, Л. В. Профилактика буллинга в образовательных организациях / Л. В. Нетребенко // Смоленск : ГАУ ДПО СОИРО, 2022 – 48 с.
  76. Разинкин, С. М. Самооценка уровня здоровья спортсменов / С. М. Разинкин, К. В. Котенко, П. А. Фомкин и др. // Медицина труда и промышленная экология, № 9, 2013. – С. 5-13.
  77. Реан, А. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социального-экономического статуса семьи / А. А. Реан, И. А. Коновалов // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1. – С. 23-33.
  78. Реестр проектов, финансируемых фондом в 2017 г. // элeктрoн. рecурc. – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации : [сайт]. URL: http://fond-detyam.ru/granty-fonda/reestry-innovatsionnykh-sotsialnykh-proektov/2017/ – (дата обращения 5 июня 2018).
  79. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт // Москва, 1994. – 320 с.
  80. Российское общество и вызовы времени. В 2 кн. / под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. – Москва, 2015.
  81. Рубанович, В. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой / В. Рубанович – 3-е изд., испр. и доп. – 2022. https://avidreaders.ru/read-book/osnovy-vrachebnogo-kontrolya-prizanyatiyah-fizicheskoy.html.
  82. Сафонов, В. К. Агрессия в спорте / В. К. Сафонов // Санкт-Петербург, 2003. – 159 с.
  83. Сидоров, П. И. Синдром моббинга: психический терроризм в ментальной экологии «офисных войн» / П. И. Сидоров // Психотерапия. 2013. – № 8. – С. 2-8.
  84. Столяров, В. И. Теоретико-методологический анализ оздоровительно-рекреационной функции современного массового спорта / В.
    И. Столяров, Э. А. Зюрин, Ю. В. Окуньков, Ю. В, Е. Н. Петрук //Вестник спортивной науки. 2020. – №2. – С. 27-31.
  85. Тимерьянова, Л. Н. Буллинг: понятие, причины, алгоритм действия // Основные направления профилактики буллинга в образовательной среде, ауто-агрессивное поведение и жестокое обращение с несовершеннолетними в семье / Л. Н. Тимерьянова // Уфа : ИРО РБ, 2017. – С. 59-68.
  86. Ткачева, Т. М. Мотивация как стимул самостоятельной работы студентов технических университетов / Т. М. Ткачева // Современные проблемы развития образования. История и педагогика естествознания. 2018. – №1. – С. 13-15.
  87. Тулупьева, Т. В. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО). / Т. В. Тулупьева // Санкт-Петербург : Речь. 2002. – С. 12-45.
  88. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательств РФ. 1996. №25. ст. 2954.
  89. Уэйнберг, Р. С . Основы психологии спорта и физической культуры / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. // Киев : Олимпийская литература, 2001. – 336 с.
  90. Филатова, В. О. Буллинг в российской школе: что говорят ученики и что знают учителя / В. О. Филатова, М. Л. Бутовская, О. В. Калиниченко // Вопросы психологиии. 2018. – № 2. – С. 27-41.
  91. Фомина, Н. А., Михеева Е.В. Психологические особенности агрессивности спортсменов / Н. А. Фомина, Е. В. Михеева // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. – Рязань, 2018. – С. 294-296.
  92. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм // Москва: АСТ, 2010. – 635 с.
  93. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Москва :Институт Психотерапии. 2002. – C. 362-370.
  94. Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся / Е. В. Колпачева [и др.] // элeктрoн. рecурc. – Молодой ученый. 2022. – № 8 (403). – С. 213-215. – URL: https://moluch.ru/archive/403/89045/ (дата обращения: 02.06.2024).
  95. Харитонов, В. Б. Мотивация студентов к занятиям физической культурой- необходимость и способы формирования / В. Б. Харитонов, Г. И. Тараканова // V Международная научно-практическая конференция «Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов», 29-30 ноября 2019 г. Казань. – С. 235-237.
  96. Шапкина, А. Н. Из опыта антибуллинговой работы в Германии / А. Н. Шапкина // Известия АСОУ. 2015. – № 3-2. – С. 59-68.
  97. Шульга, Н. Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде: дис. ... канд. пед. наук. / Н. Ю. Шульга – Волгоград: ВГСПУ, 2011. – 189 с.
  98. Юревич, А. В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки / А. В. Юревич // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 49-62.
  99. Olweus D. Bullying: What We Know and What We Can Do. / D. Olweus. – Oxford: Basil Blackwell, 1993. – 140 р.
  100. Belsey, B. Cyberbullying: An emerging threat to the «always on» generation. URL: http://www. cyberbullying.ca/pdf/Cyberbullying_Article_by_Bill_Belsey.pdf (дата обращения: 18.01.2020).
  101. Hinduja, S. Cyberbullying: An exploratory analysis of factors related to offending and victimization / S. Hinduja, J. W. Patchin, // Deviant Behavior. 2008. – № 2. – Р. 129-156. 102. Salamone, Frank A. Society, Culture, Leisure and Play. Lanham, Maryland: University Press of America. 2000. – P. 273–284.

Информация об авторах:

Спесивцева Ольга Ивановна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный университет физической культуры, Россия, Челябинск


Опубликовано на сайте журнала 13 сентября 2024. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/articles/108

Журнал, в котором опубликована статья: