В статье рассматриваются понятия состязание и соревнование. Произведен анализ их логической взаимосвязи, указываются принципиальные различия и сходства. Отмечается, что соревновательная деятельность способствует созданию условий существенно отличающихся от тренировочных.
Сорокин В. П., Федюк Н. С., Сорока А. В., Семенихин Д. В., Саенко Д. В.
Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Введение. В чем заключается смысл и принципиальное отличие в понятиях соревнование и состязание, используемые в терминологии физической культуры и спорта? Этими вопросами задаются учёные, спортсмены, тренера, педагоги, специалисты физической культуры и спорта на протяжении своего профессионального, творческого, научного, жизненного пути. Основной корень проблемы таится в том, что с одной стороны вышеуказанные определения у подавляющего большинства представляют собой слова синонимы, ассоциирующиеся со спортом и не имеющие особых отличий в структуре их мировоззрения. С другой стороны, возникает необходимость на основе ретроспективного анализа исследуемых нами дефиниций привести их унификацию и выявить их отличительные черты.
Основные положения. Толковый словарь спортивных терминов определяет спорт собственно как соревновательную деятельность, подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения связанные с этой деятельностью [1,4]. Спорт является неотъемлемой частью культуры современной цивилизации. Его специфика обеспечивает эффективное выполнение различных социальных функций. Участие в соревнованиях всегда отличается от условий тренировочных занятий. Авторы научного исследования, рассматривающие дефиниции понятий состязание и соревнование отмечали, что отличительным признаком соревнования является соперничество. По их мнению, соперничество является стимулом необходимым для проявления максимального уровня человеческих возможностей, что способствует их совершенствованию в условиях высокой конкуренции [3]. В связи с этим значительная часть специфических явлений в сфере спорта происходит по законам соревновательной деятельности и рассматривается как фактор физического воспитания. Для более полного рассмотрения составных частей спорта, а именно исследуемых нами определений, обратимся к специальной литературе и проведем анализ.
В толковом словаре спортивных терминов определено, что соревнования различные по характеру деятельности, масштабу, целям представляют собой специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижение определённого результата, сравнивают свой уровень подготовленности в каком – либо виде спорта, спортивной дисциплине [4].
Толковый словарь русского языка даёт определение соревнованию как форме деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга. Произошло от производных слов соревновать, соревноваться. Лев Николаевич Толстой использовал глаголы «соревновать», «соревноваться» просвещению («Война и мир»), в значении заботиться вместе с кем-то о просвещении, усердствовать в чём-то с кем-то, соответственно ревностно стремиться отличиться в каком-нибудь деле [8].
В комплексном словаре русского языка указано, что соревнование представляет собой спортивную встречу для установления первенства по какому-либо виду спорта [2].
В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова под соревнованием рассматривается социалистическое соревнование среди трудящихся, направленность которого заключалась в повышении производительности социалистического труда, лучшей организации и выполнении всех видов работ и деятельности, способствующих повышению качества и темпов социалистического строительства. Основной принцип социалистического соревнования заключался в товарищеской помощи отставшим со стороны передовых для достижения общего подъёма [5].
В словарях русского языка, под соревнованием среди трудящихся понималось соревнование за перевыполнение плановых обязательств [6,8].
В соответствии с Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации спортивным соревнованием является состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта в целях выявления лучшего участника состязания. Проводится спортивное соревнование по утвержденному его организатором положению.
Состязание – это процесс, характеризующий только соревновательную деятельность спортсменов, не охватывающий при этом весь комплекс других видов деятельности, сопряжённых со спортивным соревнованием: соучастие тренеров, судей, организаторов, болельщиков, и их взаимоотношения [1,4].
Состязание, состязания – организованное спортивное соревнование на первенство в чём-нибудь. Образовано от глагола состязаться, т.е. стремиться превзойти кого-либо, в чём-либо, стараясь добиться лучших результатов [5].
В научной литературе различают следующие виды соревнований: дополнительные, заочные, квалификационные, командные, контрольные, лично-командные, личные, массовые, отборочные, открытые, подводящие, показательные, соревнования с гандикапом, телевизионные, тематические, тренировочные, учебные, коммерческие, мемориальные, соревнования «с листа» [1]. В целях поиска и анализа общих черт и различий между соревнованиями и состязаниями из вышеуказанного перечня остановимся на некоторых из них. Анализируя каждый из видов соревнований, фокус внимания авторов настоящей статьи остановился на соревнованиях тренировочных, учебных и соревнованиях с листа. Тренировочные представляют собой состязания, проводимые в ходе тренировочного процесса и направленные на повышение уровня подготовленности спортсмена. Учебные соревнования являются состязания, проводимые непосредственно на учебных занятиях (уроках) по физической культуре (физической подготовке). Соревнования «с листа» представляют собой вид состязаний, на которых содержание (программа) сообщается участникам внезапно перед стартом.
Заключение. Подводя итог рассматриваемых нами дефиниций можно сделать вывод, что сами по себе определения представляют собой составную часть спорта и являются словами синонимами. Соревнования от состязаний отличаются тем, что проводятся в соответствии с положениями и утвержденными официальными правилами, обеспечивающие наличие судей, официальных представителей, зрителей. Состязания же в свою очередь, как правило, проводятся по упрощенным правилам в виде соревнований «с листа», учебных и тренировочных, что способствует эффективному решению задач физического совершенствования обучающихся в учебно-образовательных и спортивных организациях.
Чем чаше тренерский состав будет реализовывать олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее», тем всё больше стресс и тревога станет неотъемлемой частью жизни атлетов, что будет способствовать максимальной мобилизации сил в условиях конкурентной борьбы под названием спорт.
Сорокин Василий Петрович – доктор педагогических наук, профессор, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д.3
vas@mail.ru
Федюк Николай Сергеевич – кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д.3
vas@mail.ru
Сорока Алексей Владимирович – преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д.3
vas@mail.ru
Семенихин Денис Владимирович – преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д.3
vas@mail.ru
Саенко Денис Викторович – преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург.
194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д.3
vifk.sila@mail.ru