По мнению авторов, деловой успех – это мера и степень достижения цели, требующей серьезных напряжений и сил от коллектива хо-зяйствующего субъекта, его менеджеров и агентского центра. Как показано в работе – это одно из самых распространенных понятий в спортивной педаго-гике (и любой другой общественной науке). Это также подвижная цель, вы-игрышная стратегическая идея, воплощенные в реальность помыслы и воля лидера спортивно-педагогической организации, его целевая установка в про-цессе инновационной (в том числе – воспитательной) деятельности.
Попова А.А., Бабик Т.М.
Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск, Россия
Актуальность исследования. Об успехе много пишется и говорится. Примером в этом плане являются следующие слова.
Обобщая приведенные выше слова, отметим, что деловой успех – это целевая установка любой деятельности, в том числе и воспитательной. Более подробно об этом и будет идти речь далее.
Методологической основой исследования являются труды, посвященные деловому успеху, известных авторов. Среди них работы: Н. Батурина [1], В. Бенина [2], З. Зиглара [3], Е. Ксенчук и М. Кияновой [4], П. Чискольма [10] и др.
Результаты исследования. О их сути можно судить по схеме, пред-ставленной на рисунке 1. На нем определены конкретные действия в направлении спортивно-педагогической деятельности воспитательной направленности. О сути их идет речь далее.
1. Модельное представление педагогического управления воспитательными действиями в вузе физической культуры.
Конкретно в данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с основными подходами в управлении и соответствующими принципами. Каждый принцип – это своеобразная педагогическая теория, синтезирующая в себе достижения современной дидактики. Отмеченное касается, прежде всего, базовых принципов, отражающих идеи теории и методики воспитательных действий и управления ими. К числу последних относятся: оптимизация среды, наблюдаемости, интеграции, целевой направленности и обратной связи.
Назовем далее подходы в управлении воспитательными действиями в вузе физической культуры. Это:
Именно данный подход лежит в основе разработки модели, состоящей из пяти блоков: 1) целенаправленности (в виде социального заказа); 2) методологического блока; 3) концепции педагогического управления; 4) блока педагогических условий; 5) итогового результата в соответствии с этапами педагогического управления воспитательными действиями в вузе физической культуры. Этапы эти следующие: организационно-подготовительный, процессуально-методический, контрольно-оценочный, аналитико-результативный, коррекционный.
В рамках программно-методического обеспечения (в контексте моделирования) назовем основные функции педагогического управления воспитательными действиями в вузе физической культуры. Прежде всего, это мотивационно-целевая, планово-аналитическая, организационно-исполнительс-кая, контрольно-регулятивная функция и функция межличностного взаимодействия в рамках систем «тренер-спортсмен» и «преподаватель – студент вуза физической культуры».
2. Реструктуризация (интеграция) воспитательных действий в педагогике спорта высших достижений.
Данный вопрос рассмотрен на примере менеджмента воспитательных действий в рамках организационного культуростроения (проекта перемен в сфере инновационной деятельности).
Назовем классификацию проектом развития (с позиций реструктуризации и интеграции). Имеется в виду:
Отличительными чертами данного проекта являются: новизна (уникальность), неопределенность и риски, сопровождающие процессы реструктуризации (интеграции) воспитательных действий. Отметим также, что он (проект) направлен на достижение конкретных целей и предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий. Он также неповторим и уникален с позиций данных действий (особенно, если предполагает создание организационной структуры для достижения поставленной цели). Уникальность может быть связана как с конечными целями реструктуризации и интеграции, так и с условиями их достижения.
3. Воспитательные действия в параметрах целостности, информационности, открытости.
Речь идет об основных свойствах системы воспитательных действий, под которой понимается совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи.
Систему нередко называют объектом (в отличие от субъекта – создателя системы). В этом случае система контролируется субъектом для «удовлетворения его нужд». Именно такой системой и является рассматриваемая в данной работе «системность воспитательных действий».
Ее содержательность исследуется в рамках специально построенной модели. И, прежде всего, это делается ради оценки движения (в направлении позитивного развития) воспитательных действий или описания процессов, представляющих интерес для субъекта – спортивно-педагогического менеджера.
Для такого рода систем используется понятие оценки эффективности их функционирования. Оно определяет меру полноты и качества решения поставленной перед системой задачи выполнения ею своего предназначения.
4. Инструментальное обеспечение организационного культуростроения в системе менеджмента воспитательных действий.
Данный раздел работы определяется следующим содержанием.
В качестве обобщения, приведем схему аксиологической системы современной педагогической культуры формирования установки на деловой успех (рисунок 2). Здесь: 1) профессионализм – это своеобразные артефакты как один из элементов данной системы (их просто наблюдать, они разнообразны, описание их весьма сложно); 2) умение общаться (это своеобразные ценности педагогической культуры, это ориентиры в поведении в сложных и неопределенных ситуациях); 3) уверенность в себе (базовые представления об адаптации к окружающей среде, управлении внутренней интеграцией, а также представления о физической и социальной реальности того, кто добивается успеха в процессе своей жизнедеятельности). В нашем исследовании речь идет о субъекте (субъектах) воспитательной деятельности в вузе физической культуры.
Сущность делового успеха можно установить лишь на уровне данных представлений. Установив их, можно понять смысл артефактов (профессионализма) и дать реальную оценку принятым ценностям умения общаться.
«Уверенность в себе» иначе мы называем парадигмой делового успеха. Отдельные ее элементы не могут объяснять принципов формирования эффективной аксиологической системы педагогической культуры. Именно поэтому формирование установки на деловой успех является важной проблемой педагогической науки. Педагогическая культура при этом «основывается на принципе многостороннего рассмотрения педагогического философско-культурологического подхода и описывает интегративную характеристику механизма трансляции социального опыта в сфере воспитательных действий» [2].
Подчеркнем, что успех – это «лучший оратор в мире», он всегда располагает нас к тому, кто его добился (Ю. Лабрюйер). Подчеркнем также, что менеджмент в сфере воспитательной деятельности – это «управление, ориентированное на деловой успех» или: успех «тесно связан с дарованием и преданностью менеджеров воспитательных действий» [5]. Он связан также и с аналитической деятельностью, осуществляемой специалистами в сфере данной деятельности.
Обобщая, приведем также алгоритм расчета ключевых показателей делового успеха (КПДУ), разработанный в процессе нашего исследования (таблица 1).
Таблица 1 – Алгоритм расчета ключевых показателей делового успеха
Раздел | Содержательный аспект |
1. Актуализация расчета КПДУ | Разрабатываются на основе анализа стратегических целей и задач Структура КПДУ отражает бюрократическую иерархию ФСО Контроль за своевременностью актуализации КПДУ осуществляет агентский центр ФСО |
2. Процедура оценки достижения делового успеха | Оценка достижения КПДУ является составной частью процедуры оценивания эффективности спортивного менеджмента Расчетным периодом является квартал, а в обобщенном виде – год Показатели КПДУ считаются достигнутыми, если их целевое значение реализовано в течение отчетного периода в полном объеме Возможны варианты: достигнуты условия, недостигнуты Заполненные формы «оценка КПДУ» передаются в агентский центр ФСО в электронной или бумажной форме |
3. Принятие управленческих решений по результатам оценки достижения КПДУ | Управленческие решения принимаются в соответствии с определенными принципами Решения касаются прежде всего оплаты труда спортивных менеджеров (в ее бонусной части), а также пересмотра уровня оплаты труда Принимаются также решения о должностных перемещениях (в формате аттестации) На основании результатов оценки достижения КПДУ формируются ресурсные планы ФСО, планы обучения и развития организации (на основании оценки компетенций) |
И еще. Аналитическая деятельность представлена в работе в виде четырех направлений воспитательных действий. Взаимоотношения здесь характеризуют – в самом общем виде – содержание нашей работы, посвященной знаниевой парадигме профессионального успеха в спорте [6].
Заключение.
Цель настоящего исследования состояла в разработке и верификации личностно-ориентированной концепции управления спортивно-педагогической деятельностью воспитательной направленности на основе формирования установки на деловой успех будущих спортивно-педагогических менеджеров (тренеров) в вузе физической культуры. В соответствии с этой целью и приведены в работе результаты данного исследования.
Попова Анастасия Александровна
Уральский государственный университет физической культуры,
Научно-исследовательский институт олимпийского спорта
г. Челябинск
Старший научный сотрудник
Кандидат педагогических наук
popova.niios@yandex.ru
Бабик Тарас Михайлович
Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск
Профессор кафедры анатомии
Доктор медицинских наук