Раскрываются особенности экспериментальной системы применения кейс-метода в процессе физического воспитания на примере формирования универсальных учебных действий (УУД) детей младшего школьного возраста – регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных. Приводится пример кейс-задания, направленного на формирование УУД учащихся младшего школьного возраста. Представлены результаты уровня сформированности УУД в начале и в конце исследования у детей 10-11 лет. Прослежена динамика прироста показателей УУД детей младшего школьного возраста в процессе педагогического эксперимента. Проанализированы результаты анкетного опроса родителей детей младшего школьного возраста, направленного на выявление отношения к выполнению кейс-заданий в предлагаемой рабочей тетради по физической культуре, способствующие формированию УУД.
Н. Ю. Мищенко
Актуальность. Современные требования к школьному образованию акцентируют внимание на компетентностно- и личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование [5]. Новые требования к результатам школьного образования предполагают поиск и использование в процессе обучения продуктивных современных технологий, стимулируют педагогов проводить инновационные эксперименты [15].
Среди образовательных технологий, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к процессу обучения, кейс-технологии занимают особое место.
Case-study (кейс-метод), или метод анализа конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), основан на обучении находить варианты оптимальных и нестандартных решений реальных сложных жизненных и производственных проблем [14; 16; 17]. По мнению Н. В. Апатовой, «кейс-технологии открывают возможности для индивидуального обучения, формируют положительную мотивацию к процессу получения знаний, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности, максимально задействуют коммуникативные и творческие способности учеников» [2]. Необходимо подчеркнуть, что применение кейс-технологий наиболее продуктивно при обучении тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, их личной позиции, жизненных установок [8; 9].
Как подчеркивают Д. Д. Кечкин, A. M. Тихонов (2013), «физическая культура – один из ведущих предметов в школе, который содействует всестороннему развитию личности, и, следовательно, предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных» [11].
В соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) от 31 мая 2021 г. [19], который ставит перед современной системой образования задачу развития личности через формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин (ФГОС НОО). При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [18].
В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А. Г. Асмолова, указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий. Между тем, выполненный анализ показал, что в научно-методической и специальной литературе отсутствуют материалы, в которых были бы представлены механизмы формирования УУД с применением кейс-технологий в процессе уроков физической культуры и диагностики [3; 4].
Необходимо также подчеркнуть, что в образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету [1; 6].
Цель исследования заключалась в разработке и оценки эффективности реализации системы применения кейс-метода как средства развития УУД обучающихся начальной школы в процессе физического воспитания.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Челябинска» с сентября 2021 г. по май 2022 г. В опытной работе участвовало 48 человек в возрасте 10-11 лет (учащиеся 4 класса). Из них: 24 человек составили контрольную группу (КГ) и 24 человек – экспериментальную (ЭГ). В ходе проведения исследования КГ и ЭГ посещали уроки физической культуры по расписанию, т.е. 3 раза в неделю по 45 минут. Уроки в КГ проводились по традиционной схеме [13]. Обучающиеся КГ получали домашние задания словесного характера на каждом уроке физической культуры, т.е. не к обязательному их выполнению. Также во время уроков физической культуры КГ получала теоретические сведения, с акцентом на то, что обучающиеся должны были усвоить в ходе урока. В ЭГ в содержание уроков физической культуры были внедрены кейс-задания, направленные на формирование УУД детей младшего школьного возраста. Кроме того, для обучающихся ЭГ была разработана «Рабочая тетрадь по физической культуре», содержащая систему домашних заданий с использованием кейс-заданий, составленную по четвертям, которые помогают в изучении тех или иных двигательных действий и способствуют формированию УУД у младших школьников. Наличие рабочей тетради по физической культуре само собой подразумевает обязательного их выполнения. Домашние задания были подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся и разделами программы по физической культуре в начальной школе (из расчета 72 часов физической культуры в год – 36 тематических заданий). Задания давались испытуемым раз в неделю. Проверка домашнего задания осуществлялась в ходе проведения уроков и самих рабочих тетрадей с выставлением отметки. Домашние задания были как общего характера (впиши свои антропометрические данные, данные физической подготовки, составь свой режим дня, нарисуй свои процедуры закаливания и спортивную форму относящуюся к каждому разделу программы и др.), так и по разделу программы (напиши 5 пунктов по технике безопасности, придумай подвижную игру или эстафеты к разделу, приготовь доклад о выдающемся спортсмене города Челябинска, составь комплекс для круговой тренировки и общеразвивающих упражнений по разделу программы). Ко многим заданиям делалось примечание в виде: выбери себе помощников из класса, выполни задание совместно со взрослыми, подготовь себя к роли учителя или судьи и др. Тематические домашние задания составлялись с учетов разделов программ по физической культуре, являлись продолжением учебного материала, а также учебно-воспитательный процесс был направлен на личный опыт обучающихся, т.е. подбирались с таким учетом, чтобы не было сильной загруженности обучающихся, были интересными, творческими и тут же познавательными, работали на сплоченность классного коллектива и выявления лидерских способностей и прежде всего не занимали много времени на их подготовку, были направлены на совместное проведение времени детей со взрослыми и возможно привлечение, в дальнейшем, к занятием совместным семейным спортом. Пример кейс-задания, направленный на формирование УУД детей младшего школьного возраста представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Пример кейс-задания, направленного на формирование УУД детей младшего школьного возраста
Ситуация: | Посмотрите мультфильм «Ну – погоди!» |
Ответьте на вопросы: | 1. Почему волк всегда оказывался проигравшим? 2. Что бы изменилось, если бы волк занимался спортом? 3. Что помогло волку и зайцу победить на соревнованиях? 4. На какого героя ты бы хотел быть похож? 5. Какие виды спорта встречаются в данном мультфильме? 6. Какие виды спорта ты знаешь? |
Комментарий ситуации: | Спорт, вне всякого сомнения – одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Благодаря спорту приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других. |
Вопросы и задания для работы: | 1. Каким видом спорта вы отдаете предпочтение? 2. Придумайте эстафеты или задания, характеризующие ваш вид спорта. |
Методы исследования. Для оценки уровня УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и распределение школьников по уровням УУД, использовались следующие критерии, представленные в работах: Н. Г. Лускановой «Модифицированный вариант «Анкеты для оценки уровня школьной мотивации» (личностные УУД) [12]; А. А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника» (познавательные УУД) [7]; детском варианте личностно теста Р. Кеттела (регулятивные и коммуникативные УУД) [10].
Результаты исследования. Согласно критериям и проведенной психодиагностики в начале исследования (сентябрь 2021 г.) было выполнено распределение испытуемых по уровням сформированности УУД (таблица 2; рисунок 1).
Таблица 2 – Уровень сформированности УУД детей младшего школьного возраста в начале исследования
Группы УУД | Уровень УУД | |||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||
КГ (n=24) | ЭГ (n=24) | КГ (n=24) | ЭГ (n=24) | КГ (n=24) | ЭГ (n=24) | |
«Личностные УУД» | 7 (29,2 %) | 8 (33,3 %) | 14 (58,3 %) | 14 (58,3 %) | 3 (12,5 %) | 2 (8,3 %) |
«Регулятивные УУД» | 5 (20,8 %) | 6 (25,0 %) | 15 (62,5 %) | 15 (62,5 %) | 4 (18,7 %) | 3 (12,5 %) |
«Познавательные УУД» | 9 (37,5 %) | 11 (45,8 %) | 10 (41,7 %) | 9 (37,5 %) | 5 (20,8 %) | 4 (18,7 %) |
«Коммуникативные УУД» | 9 (37,5 %) | 10 (41,7 %) | 11 (45,8 %) | 9 (37,5 %) | 4 (18,7 %) | 5 (20,8 %) |
Из таблицы 2 и рисунка 1 видно, что большинство детей младшего школьного возраста в начале исследования было отнесено к среднему уровню по всем группам сформированности универсальных учебных действий (таблица 2; рисунок 1; 2; 3; 4). Это значит, что в основном 58,3 % испытуемых в КГ и ЭГ умеют организовывать здоровьесберегающую деятельность и выполнять роль ученика (таблица 2; рисунок 1). Больше половины испытуемых 62,5 % (КГ и ЭГ) – планируют свою учебную деятельность под руководством учителя и так же с помощью его осуществляют контроль своей деятельности (таблица 3; рисунок 2). Интерес к урочным и внеурочным занятиям присутствует, но опять прибегают к помощи сверстников и взрослых – 41,7 % испытуемых КГ и 37,5 % испытуемых ЭГ (таблица 2; рис. 3). Кроме того, 45,8% испытуемых КГ и 37,5 % обучающихся ЭГ умеют работать в классе на уроке и во внеурочной деятельности, у них получается привлечь к своей игре одноклассников, но испытывают небольшие затруднения во время ее проведения (таблица 2; рисунок 4).
Однако, наблюдаются небольшие отклонения в распределении и по другим направлениям, например, лишь 20,8 % испытуемых КГ и 16,7 % обучающихся ЭГ имеют высокий уровень интереса к урочным занятиям и находят творческий подход к решению тех или иных задач (таблица 2; рисунок 3).
На низком уровне большой процент (около 35 %) пришелся на все четыре группы универсальных учебных действий (личностные УУД – 29,2 % (КГ) и 33,3 % (ЭГ); регулятивные УУД – 20,8 % (КГ) и 25,0 % (ЭГ); познавательные УУД – 37,5 (КГ) и 45,8 % (ЭГ); коммуникативные УУД – 37,5 % (КГ) и 41,7% (ЭГ)), это значит, что данные дети не проявляют активность и инициативу в учебно-воспитательном процессе, у некоторых нет должного интереса к урочным и внеурочным занятиям, а так же испытуемые, отнесенные к данному уровню, избегают парной, групповой , командной работы в классе на уроке и во внеурочное время (таблица 3; рисунок 1; 2; 3; 4).
Проведенный опрос в виде анкетирования родителей в начале исследования показал, что в основном, родители экспериментальной группы детей младшего школьного возраста с негативом отнеслись к внедрению рабочих тетрадей по физической культуре в образовательный процесс, аргументируя это тем, что у детей и так большая загруженность по другим предметам. Так, из 24 родителей, учеников ЭГ, участвующих в опросе, лишь 41,7 %, или 10 человек, отметили, что введение рабочей тетради по физической культуре с использованием кейс-заданий необходимо; 37,5 %, или 9 человек, считают, что введение рабочей тетради не обязательно и 20,8 % родителей, или 5 человек, затруднились ответить на поставленный вопрос (рисунок 5).
В конце нашего исследования мы повторно провели психодиагностику, анкетирование детей и родителей. При помощи данных, представленных в таблице 3 видно, насколько эффективна предложенная экспериментальная система применения кейс-метода как средства развития УУД обучающихся начальной школы в процессе физического воспитания, предусматривающая применение кейс-заданий как в урочных формах физического воспитания, так и при выполнении домашних заданий по физической культуре с применением рабочей тетради.
Таблица 3 – Уровень сформированности УУД детей младшего школьного возраста в конце исследования
Группы УУД | Уровень УУД | |||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||
КГ (n=24) | ЭГ (n=24) | КГ (n=24) | ЭГ (n=24) | КГ (n=24) | ЭГ (n=24) | |
«Личностные УУД» | 5 (20,8 %) | 0 (0 %) | 14 (58,3 %) | 12 (60,0 %) | 5 (20,8 %) | 12 (60,0 %) |
«Регулятивные УУД» | 3 (20,8 %) | 0 (0 %) | 17 (70,8 %) | 14 (58,3 %) | 5 (20,8 %) | 10 (41,7 %) |
«Познавательные УУД» | 5 (20,8 %) | 0 (0 %) | 10 (41,7 %) | 10 (41,7 %) | 6 (25,0 %) | 14 (58,3 %) |
«Коммуникативные УУД» | 5 (20,8 %) | 0 (0 %) | 13 (54,2 %) | 9 (37,5 %) | 6 (20,8 %) | 15 (62,5 %) |
Анализ полученных результатов показал, что в КГ произошло незначительное улучшение в уровне сформированности универсальных учебных действий по всем группам, что не скажешь о результатах ЭГ. Испытуемые ЭГ, которые показывали большой процент на низком уровне в группах УУД, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, распределились после проведения эксперимента между высоким и средним уровнем; на низком уровне сформированности УУД испытуемых обнаружено не было (таблица 3; рисунок 6; 7; 8; 9).
На высоком уровне испытуемые ЭГ дали прирост в среднем на 40 % по таким группам УУД, как: личностные – прирост составил 51,7 %, регулятивные – 29,2 %, познавательные – 39,6 % и коммуникативные – 41,0 % (рисунок 10), тем самым данные обучающиеся стали проявлять активность и инициативу в учебно-воспитательном процессе, повысили интерес к урочным и внеурочным занятиям (стали находить творческий подход к решению тех или иных поставленных задач), научились работать в классе на уроке и во внеурочной деятельности в команде (с интересом и энтузиазмом могли привлечь к своей игре одноклассников).
В контрольной группе на высоком уровне испытуемые дали прирост в среднем на 4,0 % по таким группам УУД, как: личностные – прирост составил 8,3 %, регулятивные – 2,1 %, познавательные – 5,0 % и коммуникативные – 2,1 % (рисунок 10).
Опрос, проведенный среди родителей, в конце исследования показал, что большинство родителей поменяли свое мнение о рациональности использования рабочей тетради по физической культуре с включенными кейс-заданиями, направленными на формирование УУД детей младшего школьного возраста, обосновывая тем, что обучающиеся стали больше общаться со сверстниками, придумывая какие-либо игры или комплексы упражнений. Кроме того, самим родителям стало интересно помогать в поисках какой-либо информации. Некоторые вспомнили и о своих семейных спортсменах. Так, из 24 опрошенных родителей участвующих в опросе, 75,0 %, или 18 человек, отметили, что введение рабочей тетради по физической культуре с использованием кейс-заданий необходимо; 68,7 %, и 6 человек, или 25,0 % считают, что введение рабочей тетради не обязательно (рисунок 11).
Выводы:
Мищенко Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры
e-mail: NUMishenko@yandex.ru