«Уличный футбол за толерантность» как интегративно-инклюзивная физкультурно-оздоровительная практика для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (проект)

В статье рассмотрены актуальные вопросы привлечения к физкультурно-оздоровительной деятельности молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обзор современной литературы выявил высокую степень актуальности данной тематики. Существующие оздоровительные методики не всегда учитывают особенности организации физической культуры для обучающихся в образовательной среде. «Уличный футбол за толерантность» – это физкультурно-оздоровительная методика, не предъявляющая высоких требований к физической подготовке лиц различных возрастных, социальных и нозологических групп, а также к способу реализации данного метода, способствующая интеграции и социальной адаптации молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Авторы:

Рубцова М. Г., Быков Е. В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск


Ключевые слова: Инвалидность, Ограниченные возможности здоровья, Студенты ВУЗа, Толерантность, Уличный футбол, Физкультурно-оздоровительная деятельность

Актуальность исследования продиктована необходимостью поиска эффективных педагогических методик и технологий, которые будут способствовать привлечению к физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 

На современном этапе развития общества студенческая молодежь является важным человеческим ресурсом, интеллектуальным потенциалом, а также основой формирования и развития профессионально-трудовых кадров любой страны. Так, например, в вузах и филиалах Челябинской области получают образование порядка 203 995 молодых людей. По количеству студентов на 10 тыс. населения Челябинская область находится на 13-м месте среди субъектов РФ [17]. Это позволяет рассматривать данную социальную группу как наиболее объемную и важную для социального, экономического, политического и культурного развития страны и Челябинской области в частности. Отличительными особенностями современной студенческой молодежи являются дополнительная занятость трудовой деятельностью, сопряженная с интенсивным интеллектуальными нагрузками, а также низкая добровольная физкультурно-оздоровительная активность [12, с. 3; 19], что, в конечном счете, способствует общему снижению уровня здоровья у данного контингента [2, 8, 9, 10, 13]. 

По данным Росстата за 2019 в Российской Федерации численность студентов с ОВЗ составляла 22 893 человек [15]. Разнообразие нозологических групп в образовательной среде представлено нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата, зрительной системы, нарушениями интеллекта, слуховыми патологиями, а также нарушением работы внутренних органов (соматические и психосоматические заболевания и предпатологические состояния) [3, 8, 10, 13]. В этой связи привлечение к физкультурно-оздоровительной деятельности является важной составляющей в повышении уровня здоровья, социальной интеграции и качества жизни студенческой молодежи с ОВЗ [2, 5, 16, 19].

Из этого следует, что укрепление и охрана здоровья молодых людей в образовательной среде является одной из важнейших задач, в реализации которой должны участвовать не только администрация вуза, но и вся система здравоохранения страны в целом, так как состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей [3, 4, 7]. При этом, с учетом специфики контингента, физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) не должны предъявлять повышенных требований к физической подготовке занимающихся, а также техническому оснащению мест их реализации и гигиеническим факторам.

Одной из таких методик может являться «Уличный футбол за толерантность» (УФЗТ) – международная физкультурно-оздоровительная практика с выраженной интегративной направленностью. Это молодежный проект, предложенный У. Кохом [18]. Данная система характеризуется особым подходом к реализации, похожим по своим специфическим правилам скорее на уличный футбол, чем на любительский или профессиональный. Проект посвящен обучению людей различных возрастных, социальных и нозологических групп в игровой форме таким темам как социальные компетенции, честная игра, разрешение конфликтов, социальное равенство и инклюзия. Представители из числа сотрудников Уральского государственного университета физической культуры прошли сертифицированное обучение данной педагогической методике на базе Посольства Германии в Москве.

Цель исследования: изучить эффективность физкультурно-оздоровительной технологии «Уличный футбол за толерантность» как оздоровительной, инклюзивной и интегративной практики для обучающихся вузов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Организация и методы исследования. Исследование проводится на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» и ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», а также в других вузах-партнерах (г. Барнаул, Казахстан), в том числе в рамках проектов «Мониторинг состояния здоровья студентов-спортсменов в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок» [3, 4, 7]. 

Результаты исследования и их обсуждение. 

На первом этапе исследования нами проводится анализ литературы, посвященной проблеме оздоровления обучающейся в вузах молодежи, а также многолетний мониторинг состояния здоровья студентов-спортсменов и их сверстников из других вузов [3, 8, 10, 19]. 

Молодые люди с ОВЗ и инвалидностью в образовательной среде испытывают ряд психофизических и социальных проблем: эстетические, интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные барьеры. 

Н. А. Лызь (2018) показано, что студентам с ОВЗ и инвалидностью свойственны: 

  1. проблемы самооценки: зачастую студентам с ОВЗ характерен эгоцентризм, сосредоточенность на своих проблемах, заниженный уровень притязаний;
  2. обучающиеся с ОВЗ могут страдать от дефицита общения, иметь коммуникативные барьеры, испытывать страх одиночества и одновременно бояться и избегать общения с другими людьми;
  3. для обучающихся с ОВЗ достаточно часто характерно состояние «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности»;
  4. низкая умственная и физическая работоспособность, склонность к быстрой утомляемости, быстрой утрате интереса деятельности, отсутствие мотивации к двигательной активности [6, с. 9].

Несмотря на наличие подобных проблем, существенным образом влияющих на снижение уровня социализации и интеграции студентов с ОВЗ, образовательный процесс данного контингента осуществляется совместно со здоровыми лицами. Л. С. Выготский полагал, что нецелесообразно делить обучающихся на здоровых и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, зародилась концепция инклюзии и интеграции лиц с ОВЗ в образовательной среде [1, с. 5].

Наряду с компонентами, направленными на сохранение и повышение уровня здоровья такими, как аксеологический, гносеологический, здоровьесберегающий, экологический, эмоционально-волевой, физкультурно-оздоровительный компонент является одним из основополагающих [11, с. 44]. Средства и методы физической культуры, в том числе адаптивной, существенным образом влияют на снижение медикаментозной нагрузки в коррекции патологических функциональных изменений в организме молодых людей с ОВЗ, физическая культура в образовательном процессе рассматривается не только как оздоровительная, но также как эффективная социализующая практика.

В этой связи важной задачей специалистов, занятых в работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью, является привлечение к систематическим занятиям физической культурой своих подопечных. Регулярная двигательная активность молодых лиц с ОВЗ будет способствовать коррекции как основного, так и сопутствующих недугов, улучшать их социализацию / социальную адаптацию.

При работе по привлечению студентов с ОВЗ и инвалидностью нужно учитывать, что зачастую у них отмечается малоподвижный образ жизни, снижена мотивация к двигательной активности и достижениям результатов. На фоне здоровых сверстников – слабая координация движений, повышеннач утомляемость. В этой связи в работе с ними необходимо применять дополнительные, стимулирующие двигательную деятельность методики. Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы двигательной активности, удовлетворяют потребности молодых людей в движении. 

«Уличный футбол за толерантность» (УФЗТ) – молодежный проект, основанный в федеративной земле Бранденбург (Германия), он характеризуется особым подходом к реализации, похожим по своим специфическим правилам скорее на уличный футбол, чем на любительский или профессиональный. Проект посвящен обучению людей различных возрастных, социальных и нозологических групп в игровой форме таким темам как социальные компетенции, честная игра, разрешение конфликтов, социальное равенство и инклюзия [18].

Основная идея заключается в развитии социальных компетенций, гражданской активности, самоорганизации и ответственности молодых людей посредством самостоятельного установления правил и следования принципам честной игры. Цель – в привлечении молодых людей к долгосрочной добровольной работе и активизации их участия в жизни общества: в одной команде могут играть лица разных полов, социальных, возрастных и нозологических групп, что эффективно способствует развитию инклюзии и интеграции, а также толерантности к наименее социально защищенным категориям общества.

Результатом систематических занятий должно быть развитие коммуникативных навыков и социальных компетенций лиц различных социальных групп; развитие толерантности, самоорганизации и личной инициативы, формирование социально-ориентированных компетенций в игровой форме; создание социально значимой платформы (новые центры молодёжного общения); мотивация и привлечение молодежи к физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности; создание фундамента для международного молодёжного обмена [14].

Основополагающей составляющей игры является концепция Fair-play (честной игры). Она является ключевой в формировании уважительного, бережного отношения игроков друг к другу, основой толерантности и взаимопомощи на поле. За нарушение данной концепции предусмотрено штрафное снижение игровых очков. Игра в команде способствует повышению эмоционального тонуса, развитию остроты мышления и творческого потенциала. Игроки встречаются перед матчем в диалоговой зоне, чтобы обсудить собственные правила и специальные инструкции. После матча команды сами оценивают, насколько им удалось их придерживаться. При этом, принцип честной игры оценивается с помощью специальной системы подсчета очков и может стать решающим фактором для победы [14].

Помимо выраженной социализующей составляющей, как любая подвижная игра, УФЗТ является оздоровительной методикой. УФЗТ относится к ациклической работе переменной мощности, направлена на развитие скоростно-силовых возможностей, ловкости, координации, обладает достаточной моторной плотностью, улучшает ориентацию в пространстве и тактическое мышление. Таким образом, данная физическая активность может являться эффективным способом коррекции как основного недуга, так и сопутствующих заболеваний, при отсутствии противопоказаний. 

Заключение. Для социального портрета студента с ОВЗ и инвалидностью характерны различные препятствия и барьеры, к которым можно отнести эстетические, интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные нарушения. В этой связи привлечение к физкультурно-оздоровительной деятельности является важной составляющей в повышении уровня здоровья, социальной интеграции и качества жизни студенческой молодежи с ОВЗ. При этом, с учетом специфики контингента, применяемые ФОТ не должны предъявлять повышенных требований к физической подготовке занимающихся, а также техническому оснащению мест их реализации и гигиеническим факторам.

Зачастую данный контингент испытает трудности социализации, в связи с чем физкультурно-оздоровительный проект «Уличный футбол за толерантность» может явиться эффективной физкультурно-оздоровительной и интегративной практикой для студенческой молодежи с ОВЗ и инвалидностью. Для данной концепции характерны развитие быстроты и ловкости, остроты мышления и творческого потенциала, повышение эмоционального тонуса. Идея концепции направлена на развитие инклюзии и интеграции, повышению уровня толерантности к лицам различных социальных, возрастных, нозологических групп. 

Дальнейшее изучение данной методики и внедрение ее в повседневную педагогическую практику, как мы полагаем, будет способствовать улучшению состояния здоровья молодых лиц с ОВЗ, а также благотворным образом повлияет на их социализацию и интеграцию, в том числе в образовательной среде. Положительные изменения в социальной жизни данного контингента, в конечном счете, повысит качество жизни молодых лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья.


Список литературы:
  1. Ахметова, Д. З. Теоретико-методологические основания инклюзивного образования в трудах российских ученых первой четверти ХХ в. (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, С. Т. Шацкий и др.) / Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова // Педагогика и психология образования. – 2016 – № 3. – С. 5–17.
  2. Быков, Е. В. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья обучающейся молодежи : монография / Е. В. Быков, В. А. Колупаев. – Челябинск : УралГУФК, 2019. – 102 с.
  3. Быков, Е. В. Мониторинг здоровья студентов вуза физической культуры за период 2016–2021 гг. : монография / Е. В. Быков, О. А. Макунина, И. Ф. Харина, О. Л. Карпова, А. Н. Коваленко. – М. : РУСАЙНС, 2021. – 148 с. 
  4. Быков, Е. В. Организация мониторинга состояния здоровья студентов в Уральском государственном университете физической культуры / Е. В. Быков, О. А. Макунина, О. И. Коломиец, А. Н. Коваленко // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2017. – Т. 13. – № 1. – С. 3-9.
  5. Коваленко, А. Н. Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок / А. Н. Коваленко, Е. В. Быков, О. А. Макунина, О. И. Коломиец // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12. – № 2. – С. 204-217.
  6. Лызь, Н. А. Организация деятельности студентов в высшем образовании : учеб. пособие/ Н. А. Лызь, И. С. Лабынцева. – Ростов н/Д. : Издательство Южного федерального университета, 2018. – 93 с.
  7. Макунина ,О. И. Схема «Модель мониторинга состояния здоровья студентов вузов физической культуры в условиях влияни я умственных и физических нагрузок» / О. А. Макунина, Е. В. Быков, А.Н. Коваленко, Е. В. Звягина, И. Ф. Харина, О. И. Коломиец, Н. П. Петрушкина // Патент на промышленный образец RU 118548, 31.01.2020. Заявка № 2019501911 от 30.04.2019.
  8. Макунина, О. А. Показатели соматического здоровья студентов, занимающихся общей физической подготовкой / О. А. Макунина, Т. А. Ботагариев, Е. В. Быков // Физическая культура, спорт, туризм, двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8. – № 1. – С. 94-100. 
  9. Макунина, О. А. Психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов / О. А. Макунина, Е. В. Быков, И. Ф. Харина, М. В. Светлакова // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 11. – С. 75-76. 
  10. Макунина, О. А. Сравнительная оценка состояния здоровья студентов Казахстана и России / О. А. Макунина, Т. А. Ботагариев, А. Н. Коваленко, Е. В. Быков, С. С. Кубиева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2022. – № 26 (2). – С. 78–86.
  11. Науменко, Ю. В. Современная практика здоровьесберегающего образования : [о реализации рос.образоват. программы «Школа здоровья» в рамках междунар. проекта «Школа, содействующаяздоровью»] / Ю. В. Науменко // Валеология. – 2006. – № 3 – с. 44–52. 
  12. Никифорова, С. А. Интегративные занятия аэробикой как средство формирования здорового стиля жизни студенческой молодежи : автореферат. дис. канд. пед. наук / С. А. Никифорова ; ТюмГУ. – Тюмень, 2008. – 22 с.
  13. Пустозёров, А. И. Психофизиологический статус студентов, занимающихся физической культурой Востока : монография / А. И. Пустозеров, Н. П. Петрушкина, Е. В. Быков. – Челябинск, 2019. – 100 с.
  14. Семинар «Уличный футбол за толерантность» [Электронный ресурс]. Режим доступа :  http://www.deutsch-russisches-forum.de/ru/seminar-ulichnyj-futbol-za-tolerantnost/3761
  15. Федеральная служба государственной статистики РФ. Положение инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
  16. Харина, И. Ф. Синергетический подход – условие повышения качества образования студентов-спортсменов / И. Ф. Харина, Е. В. Звягина, Е. В. Быков, О. А. Макунина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – № 1. – С. 22-30.
  17. Челябинская область : научный потенциал – настоящее и будущее региона. Информационно-аналитический журнал «Наука и образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  https://akvobr.ru/nauchnyi_potencial_cheljabinskoi_oblasti.html
  18. Fairplay für Russland Info‐Bulletin (Аusgabe 3, August 2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.deutsch-russisches-forum.de/portal/wp-content/uploads/2016/08/IB-03-2016.pdf 
  19. Makunina, O. A., Features of Health-Oriented Behavior in Students Living in Chelyabinsk and Barnaul, Russia: A Comparative Analysis / O. A. Makunina, E. V. Zvyagina, I. F. Kharina, E. V. Romanova, E. V. Bykov // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2020. – Vol. 36, 396. – Р. 330-334.

Информация об авторах:

Рубцова Мария Георгиевна – аспирант, преподаватель кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Телефон: 8(351)2170492.
Эл. почта: kafsportmed@yandex.ru.

Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Эл. почта: bykovev@uralgufk.ru. 


Опубликовано на сайте журнала 12 октября 2023. Прямая ссылка на статью: https://nsjuralgufk.ru/index.php/articles/53

Журнал, в котором опубликована статья: