В статье рассмотрены актуальные вопросы привлечения к физкультурно-оздоровительной деятельности молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обзор современной литературы выявил высокую степень актуальности данной тематики. Существующие оздоровительные методики не всегда учитывают особенности организации физической культуры для обучающихся в образовательной среде. «Уличный футбол за толерантность» – это физкультурно-оздоровительная методика, не предъявляющая высоких требований к физической подготовке лиц различных возрастных, социальных и нозологических групп, а также к способу реализации данного метода, способствующая интеграции и социальной адаптации молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Рубцова М. Г., Быков Е. В.
Уральский государственный университет физической культуры
Россия, Челябинск
Актуальность исследования продиктована необходимостью поиска эффективных педагогических методик и технологий, которые будут способствовать привлечению к физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
На современном этапе развития общества студенческая молодежь является важным человеческим ресурсом, интеллектуальным потенциалом, а также основой формирования и развития профессионально-трудовых кадров любой страны. Так, например, в вузах и филиалах Челябинской области получают образование порядка 203 995 молодых людей. По количеству студентов на 10 тыс. населения Челябинская область находится на 13-м месте среди субъектов РФ [17]. Это позволяет рассматривать данную социальную группу как наиболее объемную и важную для социального, экономического, политического и культурного развития страны и Челябинской области в частности. Отличительными особенностями современной студенческой молодежи являются дополнительная занятость трудовой деятельностью, сопряженная с интенсивным интеллектуальными нагрузками, а также низкая добровольная физкультурно-оздоровительная активность [12, с. 3; 19], что, в конечном счете, способствует общему снижению уровня здоровья у данного контингента [2, 8, 9, 10, 13].
По данным Росстата за 2019 в Российской Федерации численность студентов с ОВЗ составляла 22 893 человек [15]. Разнообразие нозологических групп в образовательной среде представлено нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата, зрительной системы, нарушениями интеллекта, слуховыми патологиями, а также нарушением работы внутренних органов (соматические и психосоматические заболевания и предпатологические состояния) [3, 8, 10, 13]. В этой связи привлечение к физкультурно-оздоровительной деятельности является важной составляющей в повышении уровня здоровья, социальной интеграции и качества жизни студенческой молодежи с ОВЗ [2, 5, 16, 19].
Из этого следует, что укрепление и охрана здоровья молодых людей в образовательной среде является одной из важнейших задач, в реализации которой должны участвовать не только администрация вуза, но и вся система здравоохранения страны в целом, так как состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей [3, 4, 7]. При этом, с учетом специфики контингента, физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) не должны предъявлять повышенных требований к физической подготовке занимающихся, а также техническому оснащению мест их реализации и гигиеническим факторам.
Одной из таких методик может являться «Уличный футбол за толерантность» (УФЗТ) – международная физкультурно-оздоровительная практика с выраженной интегративной направленностью. Это молодежный проект, предложенный У. Кохом [18]. Данная система характеризуется особым подходом к реализации, похожим по своим специфическим правилам скорее на уличный футбол, чем на любительский или профессиональный. Проект посвящен обучению людей различных возрастных, социальных и нозологических групп в игровой форме таким темам как социальные компетенции, честная игра, разрешение конфликтов, социальное равенство и инклюзия. Представители из числа сотрудников Уральского государственного университета физической культуры прошли сертифицированное обучение данной педагогической методике на базе Посольства Германии в Москве.
Цель исследования: изучить эффективность физкультурно-оздоровительной технологии «Уличный футбол за толерантность» как оздоровительной, инклюзивной и интегративной практики для обучающихся вузов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Организация и методы исследования. Исследование проводится на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» и ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», а также в других вузах-партнерах (г. Барнаул, Казахстан), в том числе в рамках проектов «Мониторинг состояния здоровья студентов-спортсменов в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок» [3, 4, 7].
Результаты исследования и их обсуждение.
На первом этапе исследования нами проводится анализ литературы, посвященной проблеме оздоровления обучающейся в вузах молодежи, а также многолетний мониторинг состояния здоровья студентов-спортсменов и их сверстников из других вузов [3, 8, 10, 19].
Молодые люди с ОВЗ и инвалидностью в образовательной среде испытывают ряд психофизических и социальных проблем: эстетические, интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные барьеры.
Н. А. Лызь (2018) показано, что студентам с ОВЗ и инвалидностью свойственны:
Несмотря на наличие подобных проблем, существенным образом влияющих на снижение уровня социализации и интеграции студентов с ОВЗ, образовательный процесс данного контингента осуществляется совместно со здоровыми лицами. Л. С. Выготский полагал, что нецелесообразно делить обучающихся на здоровых и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, зародилась концепция инклюзии и интеграции лиц с ОВЗ в образовательной среде [1, с. 5].
Наряду с компонентами, направленными на сохранение и повышение уровня здоровья такими, как аксеологический, гносеологический, здоровьесберегающий, экологический, эмоционально-волевой, физкультурно-оздоровительный компонент является одним из основополагающих [11, с. 44]. Средства и методы физической культуры, в том числе адаптивной, существенным образом влияют на снижение медикаментозной нагрузки в коррекции патологических функциональных изменений в организме молодых людей с ОВЗ, физическая культура в образовательном процессе рассматривается не только как оздоровительная, но также как эффективная социализующая практика.
В этой связи важной задачей специалистов, занятых в работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью, является привлечение к систематическим занятиям физической культурой своих подопечных. Регулярная двигательная активность молодых лиц с ОВЗ будет способствовать коррекции как основного, так и сопутствующих недугов, улучшать их социализацию / социальную адаптацию.
При работе по привлечению студентов с ОВЗ и инвалидностью нужно учитывать, что зачастую у них отмечается малоподвижный образ жизни, снижена мотивация к двигательной активности и достижениям результатов. На фоне здоровых сверстников – слабая координация движений, повышеннач утомляемость. В этой связи в работе с ними необходимо применять дополнительные, стимулирующие двигательную деятельность методики. Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы двигательной активности, удовлетворяют потребности молодых людей в движении.
«Уличный футбол за толерантность» (УФЗТ) – молодежный проект, основанный в федеративной земле Бранденбург (Германия), он характеризуется особым подходом к реализации, похожим по своим специфическим правилам скорее на уличный футбол, чем на любительский или профессиональный. Проект посвящен обучению людей различных возрастных, социальных и нозологических групп в игровой форме таким темам как социальные компетенции, честная игра, разрешение конфликтов, социальное равенство и инклюзия [18].
Основная идея заключается в развитии социальных компетенций, гражданской активности, самоорганизации и ответственности молодых людей посредством самостоятельного установления правил и следования принципам честной игры. Цель – в привлечении молодых людей к долгосрочной добровольной работе и активизации их участия в жизни общества: в одной команде могут играть лица разных полов, социальных, возрастных и нозологических групп, что эффективно способствует развитию инклюзии и интеграции, а также толерантности к наименее социально защищенным категориям общества.
Результатом систематических занятий должно быть развитие коммуникативных навыков и социальных компетенций лиц различных социальных групп; развитие толерантности, самоорганизации и личной инициативы, формирование социально-ориентированных компетенций в игровой форме; создание социально значимой платформы (новые центры молодёжного общения); мотивация и привлечение молодежи к физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности; создание фундамента для международного молодёжного обмена [14].
Основополагающей составляющей игры является концепция Fair-play (честной игры). Она является ключевой в формировании уважительного, бережного отношения игроков друг к другу, основой толерантности и взаимопомощи на поле. За нарушение данной концепции предусмотрено штрафное снижение игровых очков. Игра в команде способствует повышению эмоционального тонуса, развитию остроты мышления и творческого потенциала. Игроки встречаются перед матчем в диалоговой зоне, чтобы обсудить собственные правила и специальные инструкции. После матча команды сами оценивают, насколько им удалось их придерживаться. При этом, принцип честной игры оценивается с помощью специальной системы подсчета очков и может стать решающим фактором для победы [14].
Помимо выраженной социализующей составляющей, как любая подвижная игра, УФЗТ является оздоровительной методикой. УФЗТ относится к ациклической работе переменной мощности, направлена на развитие скоростно-силовых возможностей, ловкости, координации, обладает достаточной моторной плотностью, улучшает ориентацию в пространстве и тактическое мышление. Таким образом, данная физическая активность может являться эффективным способом коррекции как основного недуга, так и сопутствующих заболеваний, при отсутствии противопоказаний.
Заключение. Для социального портрета студента с ОВЗ и инвалидностью характерны различные препятствия и барьеры, к которым можно отнести эстетические, интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные нарушения. В этой связи привлечение к физкультурно-оздоровительной деятельности является важной составляющей в повышении уровня здоровья, социальной интеграции и качества жизни студенческой молодежи с ОВЗ. При этом, с учетом специфики контингента, применяемые ФОТ не должны предъявлять повышенных требований к физической подготовке занимающихся, а также техническому оснащению мест их реализации и гигиеническим факторам.
Зачастую данный контингент испытает трудности социализации, в связи с чем физкультурно-оздоровительный проект «Уличный футбол за толерантность» может явиться эффективной физкультурно-оздоровительной и интегративной практикой для студенческой молодежи с ОВЗ и инвалидностью. Для данной концепции характерны развитие быстроты и ловкости, остроты мышления и творческого потенциала, повышение эмоционального тонуса. Идея концепции направлена на развитие инклюзии и интеграции, повышению уровня толерантности к лицам различных социальных, возрастных, нозологических групп.
Дальнейшее изучение данной методики и внедрение ее в повседневную педагогическую практику, как мы полагаем, будет способствовать улучшению состояния здоровья молодых лиц с ОВЗ, а также благотворным образом повлияет на их социализацию и интеграцию, в том числе в образовательной среде. Положительные изменения в социальной жизни данного контингента, в конечном счете, повысит качество жизни молодых лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Рубцова Мария Георгиевна – аспирант, преподаватель кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Телефон: 8(351)2170492.
Эл. почта: kafsportmed@yandex.ru.
Быков Евгений Витальевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия.
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Эл. почта: bykovev@uralgufk.ru.